Все — в сад. Почему стоит посетить Виллу Боргезе

26 декабря 2019, 09:45

Посреди ландшафтного парка расположена галерея, в которой представлено уникальное собрание шедевров гениальных мастеров

Если бы не племянник, который полностью помешался на красоте, великолепии и искусстве, если бы не папа Павел V, который всячески способствовал страстям племянника — кардинала Шипионе Боргезе, если бы не вся эта семья с ее многочисленными кардиналами и папами римскими, для доказательств власти которой нужна была именно коллекция шедевров — мы бы не знали спустя столько веков того наслаждения, которое испытываем сейчас, посещая галерею Боргезе.

Видео дня

К одной из самых прекрасных коллекций мира можно приехать на велосипеде или на сегвее и сначала долго кататься по всем 60 га замечательного английского сада. Объезжать гуляк с собачками, бегунов, ходоков, мам с колясками с крикливыми младенцами, пап с такими же младенцами, привязанными к их крепким торсам, зоопарк, цветы и причудливые газоны. А можно подставить лицо под ласковые лучи декабрьского римского солнца, снять с себя неуместную в такую теплынь куртку, присесть возле какого-нибудь миртового куста, вспоминать вчерашнюю настойку из этого же мирта, которую подали в завершение сказочного обеда — и дождаться, когда начнут запускать очередную порцию посетителей, чтобы нырнуть в роскошь и великолепие почти 500-летней виллы. Ровно 360 гостей каждые два часа должны находиться в Галерее — не знаю, как там их считают, но, похоже, так и есть.

И тот, кто там еще не бывал, не в силах будет мне сейчас помочь придумать слово, которое бы означало бездонное наслаждение, удивление, восторг и полное бессилие одновременно.

Наполеон отдал сестру замуж за одного из Боргезе, чтобы вывезти отсюда большую часть коллекции

Начну с бессилия. Да. Хочется бессильно опуститься на эту прекрасную мозаику пола, лежать и смотреть на невероятные потолки дворца — понимая, что никогда не разгадать тебе загадку гениальности человека или Того, кто руками или душой человека создает чудеса, которые никогда не дадут тебе ответов на вопрос: «Как это вообще возможно?».

Там, на потолке, на его выступах, сидят живые великаны, ангелы расправляют ленты, развевающиеся на легком ветерке, охапки цветов вот-вот рассыпят лепестки тебе на голову… И все это тебе только кажется. Потому что никто там не сидит, и ничто оттуда ни свисает. Это нарисовано в 3D. В забытом уже Богом и людьми веке. Никто не ответит тебе — как это возможно. Просто лежи, смотри и постанывай.

Раньше я думала, что скульптура меня совсем не трогает— хорошо, холодно, мертво. Просто я раньше не видела собственными глазами Бернини!

А здесь увидела… В одной галерее — четыре лучшие его работы на все времена. Мастера, нанятые тем помешанным на красоте Боргезе, специально под каждый из этих мраморных шедевров украшали и расписывали залы, в которых те должны были навеки обрести свое место. Продумывали до малейшего завитка все, что должно было просматриваться на стенах с любого места, с какого бы вы ни смотрели на скульптуру, — пространство, стены, декор должны продолжать идею скульптуры этими деталями. И оказалось, что смотреть на Бернини можно неотрывно — потому что это обездвиживает тебя: разного цвета мрамор, с оттенками и тенями, передает сияние человеческой кожи, мягкость тела под пальцами, которыми, например, царь Ада впился в тело похищенной им красавицы, а мраморная шерсть пса Цербера, помогающего сластолюбивому царю, натурально торчит дыбом.

Или Эней. Он спасает из Трои сына, который в страхе прижался к нему, и немощного отца, которого несет на плечах. Обнаженные фигуры — совершенно точно очерчены, и напряженные мышцы, и каждая складочка тел. Неизвестно, как можно было камень заставить быть таким пластичным. Однако я разглядела на вершине этой группы какой-то предмет — в руках старика вроде бы неуместный здесь ящик, который он крепко держит, подняв над головой Энея.

Не могла уснуть, думая над посланием Бернини… И вычитала: это он держит урну с прахом предков! Все, что нужно выносить из огня с собой.

Может, потому, что я приехала из Украины, это было важно услышать от вечного Бернини. Спасая от войны живых — старого и малого, самое важное, что нужно вынести из огня гибели — это память рода. Иначе ты не спасся.

С картины Караваджо рядом сейчас упадет тебе под ноги изъеденный жучками листок из корзины фруктов в руках парня с глазами Христа.

В соседнем зале на мраморном мягком матрасе спит прекрасная дева — женственный изгиб тела, если смотреть с одной стороны, и мужские гениталии — с другой. Спящий Гермафродит. Второе столетие. Нашли в винограднике — в XVII веке. Кардинал Шипиони сразу забрал сюда. Заказал своему придворному Бернини подстелить под спящего тот гениальный матрас и закрыл от широкого обзора фигуру красивой деревянной конструкцией. Все же кардинал. Все же особая эротика. Туда можно было заглядывать и подсматривать. Потому что миф Овидия объясняет гермафродита как плод особой любви — когда женское и мужское навеки слилось воедино. Говорят, одна старая английская аристократка в восемнадцатом веке заглянула туда и прошептала: единственная счастливая пара, которую я знаю… Кто это услышал и передал аж до нашего столетия — не знаю, но разделяю мнение леди.

Сейчас деревянная конструкция утеряна, смотреть можно всем — и думать, что угодно, можно всем. Ну, и это — старинная копия (их сделано много — видно, тема всегда привлекала людей), как и многие другие шедевры из коллекции Боргезе. Настоящий Гермафродит — в Лувре. Наполеон специально выдал замуж свою любимую сестру за одного из Боргезе, чтобы вывезти отсюда большую часть коллекции во Францию. Шестьсот девяносто пять шедевров, перевезенных в Лувр, — цена этого брака. А был ли он счастливым, уже никто не расскажет — да и кому это интересно.

Время и история — жестоки, человеческую жизнь они перемалывают порой в безымянную красоту. Можно только придумывать себе человеческие драмы, стоящие за каждым из шедевров, размещенных здесь не просто так — Рафаэль, Тициан, Караваджо, Корреджо, да Винчи, картины, за которые некоторые миллиардеры отдавали целый дворец с прилегающими садами, произведения, за которыми стояли целые драмы народов и государств, много крови и золота.

Нам же сейчас интересно, что эта галерея и окружающий парк — Вилла Боргезе — прообраз идеи музея, выдумка XVII века, ставшая такой правильной частью в списке наших сегодняшних наслаждений. Боргезе никогда не жили в этой вилле — там нет места для хозяев, только для шедевров.

И если кто-то еще размышляет над тем, куда отправиться на какое-то особенное для себя Рождество, то я бы не сомневалась ни минуты!

Кстати: на Виллу Боргезе можно попасть со знаменитой Испанской лестницы, куда вы, конечно же, пойдете в первую очередь посидеть и изобразить из себя героев Dolce vita. Между нами: недавно издан приказ, запрещающий там рассиживаться, и полиция подходит к каждому, кто присядет хоть на секунду. Поэтому не задерживаемся, граждане, поднимаемся на самую вершину, переводим дыхание и проходим-проходим — все в сад!

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Depositphotos

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X