Эпидемия опеки. Как мы мешаем своим детям взрослеть

29 ноября 2019, 20:56
Цей матеріал також доступний українською

Мы зачастую помогаем там, где наша помощь уже не нужна

100 лет назад обычные люди не имели роскоши решать, чем заниматься по жизни. Их профессиональный путь предопределялся полом, социальным статусом и местом рождения. Наши дети получили как дар свободу учитывать свои желания и способности — но сколько людей пользуется такой возможностью? Насколько молодые взрослые реализуют свою субъектность?

Видео дня

В Украине дети не могут выбирать себе предметы и темп обучения, и не более 10% молодых людей делают осознанный выбор профессии. Одна из причин — эпидемия опеки, имеющая в нашей стране особую тяжесть.

Рядом с сильным успешным родителем, задающим высокую планку, ребенку сложно принимать решения, ошибаться и падать, и как следствие, взрослеть. Слабые нереализованные родители не позволяют взрослеть по другой причине — не разрешая превзойти себя, ограничивая узостью своего мира и мечт. У ребенка может срабатывать скрытая выгода: раз родители звучат так уверенно — пусть они и решают. Можно уйти в виртуальные миры, где многое разрешено, и игнорировать реальные, где скучно и неинтересно.

Не бывает единственно правильной цели в жизни

В обеих случаях мы недополучаем социальную энергию взрослых людей, имеющих все возможности менять страну и большой мир. Родители застревают в семейном круге, боясь оказаться ненужными, как только забота о детях прекратится.

Известный психолог Эрик Эриксон характеризует зрелую взрослость способностью человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством мира. Такое переключение внимания взрослых дает детям возможность успешно сепарироваться и совершать ошибки, приобретая собственный опыт, пока мы живы и имеем возможность их поддержать (не путать с «опекать»).

Убеждения родителей, сдерживающие взросление и субъектность наши детей, на мой взгляд таковы.

1.

Вера в свою экспертность и понимание будущего

Родители, достигшие больших успехов в карьере или бизнесе, экстраполируют свой опыт на будущее и делают вывод, что они знают, как оно будет устроено. Но согласитесь мы и настоящее часто не успеваем осознать, живя прошлым — тем более не можем конкурировать с детьми в контакте с будущим.

2.

Сверхвера в важность стартовой точки

Родители тревожатся о поступлении в вуз, переоценивая его значение. А на самом деле, для ребенка это всего лишь старт, который в сегодняшнем мире может быть и небезупречным — мир слишком сложнен и изменчив, чтобы придавать важность одному фактору. Можно понять, когда это Гарвард или Стэнфорд и тебе гарантировано место в «большой четверке». Но и тут вопрос — а ты точно хочешь именно туда?

«Не бывает идеального образования. Не бывает единственно правильной цели в жизни… единственно правильной работы. Все это мифы. Более верно начать с какого-то старта и затем постоянно перестраиваться. Чем сложнее становится мир, тем менее важную роль играет начальный пункт. Поэтому не стоит вкладывать ресурсы в некий безупречный старт. Вместо этого упражняйтесь в искусстве корректировки, по ходу дела проверяйте, ищите, что себя не оправдывает», — Рольф Добелли, один из европейских мыслителей.

3.

Диплом как новый каргокульт, а ЗНО как ложная цель

Высшее образование все больше напоминает практикум по овладению бытовой коррупцией и искусством плагиата. И не дает навыки, востребованные работодателем. Диплом давно ничего не гарантирует. Но почему бы не поучиться за счет налогоплательщиков? Практика имитации, как болезнь, которой пропитано общество, начинается с этих неосознанных шагов, которые заканчиваются тем, что 60% людей не работают по своей специальности, имитируя карьеру. И мне интересно, могут ли налогоплательщики попросить вернуть неэффективно израсходованные деньги?

Система ЗНО привнесла больше справедливости в образование, и это большой плюс, но не причина жертвовать два года репетиторам и подготовкам в ущерб другим интересам и занятиям.

4.

Запрет на паузу

Родители не хотят слышать о перерыве после школы, мол, за год отвыкнет учиться и все забудет, или — «а что я скажу соседям или бабушкам». А ведь год перерыва — gap year — это нормальная практика для всего цивилизованного мира. Сразу после школы молодые люди не готовы делать серьезный выбор в своей жизни. Это время в самый раз для первой работы, первого предпринимательского опыта, первых собственных денег, путешествий с волонтерскими проектами, изучения языков, неформальных обучающих курсов — чтобы исследовать себя в реальном мире, а не в вузовских учебниках. Нет в университетах Европы и Америки 16−17-летних.

Когда у молодых людей нет сил сопротивляться этому прессу, ему становится все равно. И тогда взрослые возмущаются, что их дети ничего не хотят…

Когда наши сыновья вернулись после обучения за границей, их, да и нас с мужем, преследовали вопросом — почему вернулись. Вопросом, который причинял боль, вынуждающий оправдываться за выбор, который кажется естественным. В Украине многие родители мечтают, чтобы дети уехали за границу и там остались — то есть у нас, взрослых, нет веры в то, что мы построим мир, достойный наших детей, и мы расписываемся в своей беспомощности.

Понимаю, задача не из простых. И у нас сложный случай. И большой груз прошлого. Но, возможно, одна из причин — мы не туда инвестируем энергию после того, как дети выросли? Помогаем там, где наша помощь уже не нужна? Взращиваем инфантильность, продлеваем подростковый возраст, который и так достиг своего исторического пика? И не строим мир, в котором вместе хотели бы жить.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Depositphotos

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Подписаться на ежедневную email-рассылку
материалов раздела Life
Оставайтесь в курсе событий из жизни звезд,
новых рецептов, красоты и моды
Каждую среду
Показать ещё новости
Радіо НВ
X