Сны о чем-то большем. Рецензия на научно-фантастический нуар с Райаном Гослингом и Харрисоном Фордом - Бегущий по лезвию: 2049

7 октября 2017, 15:50
В украинский прокат выходит фильм Бегущий по лезвию: 2049 – второе в этом году обращение к наследию великого Ридли Скотта

Весной вышла новая часть Чужого с подзаголовком “Завет”. Сейчас же – продолжение не менее важного (а возможно и более) научно-фантастического нео-нуара Бегущий по лезвию.

Видео дня

В первом случае классик сел в режиссерское кресло сам. Во втором – ограничился функциями исполнительного продюсера. Режиссером фильма Бегущий по лезвию: 2049 стал канадец Дени Вильнев – ремесленник с большой буквы, в прошлом году мощно выступивший в жанре научной фантастики фильмом Прибытие.

Его оглушительный успех видимо и стал последним аргументом в выборе Вильнева на должность постановщика продолжения Бегущего по лезвию. Роль крайне ответственную и энергозатратную. Переплюнуть оригинал вряд ли удалось бы: слишком он исчерпывающий, но достойно продолжить историю, начатую Ридли Скоттом в 1982 году – задача, мягко говоря, не из легких.

Сюжет

Год, согласно названия, 2049. После событий предыдущего фильма прошло 30 лет. Место то же самое – Лос-Анджелес, только теперь с приставкой Великий. За 30 лет человечество успело отказаться, читай уничтожить, от старых репликантов, которые оказались чересчур непредсказуемыми и где-то даже человечными, и создать новых, больше похожих на рабов.

Последних создал Ниандер Уоллес – ученый, бизнесмен, владелец корпорации своего имени и самый могущественный человек на Земле и за ее пределами.

В центре истории – еще один бегущий по лезвию Кей, одиночка, беспощадно уничтожающий репликантов старой формации. Во время одного из рейдов он убивает Саппера Мортона – репликанта-фермера. Во дворе Мортона росло дерево. Теперь оно стоит погибшим, но под землей, среди его корней Кей находит чемодан.

В чемодане кости, на дереве вырезана дата, за этим всем скрывается тайна. Кей начинает свое собственное расследование, которое заводит его то в глубины собственной памяти, то к Рику Декарду – пропавшему много лет назад бегущему по лезвию из первого фильма. Параллельно за Кеем следит помощница Ниандера Уоллеса, смертельно опасная Лав.

Герои стоят на пороге открытия, которое изменит их жизни и состояние дел на нашей планете.

Сценарий и драматургия

Сначала надо расставить все точки над “i”. Первый Бегущий по лезвию, наряду с первым же Чужим, Звездными войнами Лукаса и Космической одиссеей 2001 года Кубрика, сформировал жанр научной фантастики в современном, привычном зрителю виде. Причем в гораздо большей степени, чем, например, Звездные войны.

Оставшись в прошлом, эти фильмы стали эталоном, краеугольными камнями, от которых по чуть-чуть откалывали кусочки будущие поколения кинематографистов. Очень редко кто-то подбирался к ним даже на расстояние вытянутой руки. Дени Вильнев своим прошлым фильмом Прибытие подобрался как раз на такое расстояние.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

А Бегущим по лезвию 2049 подошел практически вплотную. Редчайший, уникальный случай в современном кинематографе. Важная ремарка – фильм Вильнева не стал в один ряд с картиной Скотта. Режиссер поступил умнее: он сделал ее логическое, эстетическое продолжение.

Проблематика здесь по сути та же и заложена она была еще в имени героя Харрисона Форда – Рика Декарда. Согласно его знаменитого однофамильца фильм Вильнева размышляет на тему дуализма души и тела. Есть ли какие-то критерии, которым нужно соответствовать, чтобы считаться существом, обладающим душой? Где проходит эта граница? Что за ней? И как далеко человечество готово пойти, чтобы ее скрыть?

Вильнев играет со зрителем, обманывает его ожидания, но ответ дает четкий и, насколько это возможно, гуманный.

Картинка

Фильм Ридли Скотта хоть и вышел в 1982 году, но совершенно не устарел, ни в смысловом, ни в эстетическом плане. Поэтому главной задачей Вильнева было не оступиться и талантливо, технически безупречно подхватить эстафету. У него получилось.

Бегущий по лезвию: 2049 – визуальный наркотик. Второй раз в этом году, после Дюнкерка Кристофера Нолана, историю рассказывают при помощи не только сценария, но и картинки и музыки. То есть полноправными соавторами фильма становятся оператор Роджер Дикинс, демонстрирующий здесь запредельное, потустороннее чувство прекрасного, и композиторы Ханс Циммер вместе с Бенджамином Уоллфишом, лучшим образом переосмыслившие саундтрек Вангелиса к первому фильму.

Внушительный, почти трехчасовой, хронометраж картины оправдан по нескольким причинам. Во-первых, на появляющиеся из тумана машины и растворяющиеся в нем же неоновые огни хочется смотреть как можно дольше. Во-вторых, история здесь довольно проста и если проговорить ее скороговоркой, то будет похожа на сериал.

Монументальная поступь фильма Вильнева, его монтаж и размашистые звуковые пейзажи идеально рифмуются с его же сценарием, наполняют его новыми смыслами и придают вес словам.

Актеры

Гослинг и Форд казалось бы играют похожих персонажей. Оба бегущие по лезвию, оба одиночки, у обоих есть этот необходимый для нуара надлом в душе и пристрастие к выпивке. Тем не менее, оба принадлежат к разному времени и разным расам.

И играют своих героев актеры по-разному: непластичное, застывшее лицо Гослинга соответствует его персонажу Кею. Это лицо человека, который о многом догадывается, но не видит полной картины. Харрисон Форд же умудренный морщинами, знает многое, но возможности его ограничены.

Вильнев в паре сцен технично демонстрирует их отличия. Избегая серьезных травм для героя Форда и утечки информации для героя Гослинга.

В остальном: Джаред Лето со знанием дела пополняет свой список странных персонажей, Робин Райт уверена в своей правоте, так же как и Дейв Батиста, Ана де Армас играет нежность и заботу, Сильвия Хукс в противовес ей – эмоционально неуравновешенную, смертельную опасность.

Видно, что, в отличии от Ридли Скотта, Дени Вильнев любит своих персонажей и сопереживает им. И роли второстепенных героев важны, но в рамках режиссерской концепции довольно функциональны.

Бегущий по лезвию: 2049 – вердикт НВ

9/10

Фильм Бегущий по лезвию: 2049 сумел проскочить в те узкие рамки, за которыми находится всенародная любовь. И одно из условий здесь, к добру или худу, это не добавлять ничего в канон. Ридли Скотт своей картиной Чужой: Завет вывел историю про космического монстра на другой смысловой уровень и получил свою порцию критики. Люди плохо воспринимают новшества.

Дени Вильнев разумно решил ничего не менять, а просто продемонстрировать свой талант ремесленника и стилизатора. В итоге к его фильму нельзя применить эпитет “смелый”, но точно можно “потрясающий”.

Бегущий по лезвию: 2049

Blade Runner 2049

Научная фантастика

2017 год

США

Режиссер – Дени Вильнев

В ролях: Райан Гослинг, Харрисон Форд, Робин Райт, Дэйв Батиста, Джаред Лето, Ана де Армас, Ленни Джеймс и другие.

Следите за самыми интересными новостями из раздела НВ STYLE в Facebook

Показать ещё новости
Радіо НВ
X