Поиски утраченного времени. Рецензия на фильм с Хью Джекманом Реминисценция

25 августа 2021, 21:00

В украинский прокат вышел фильм Реминисценция — полнометражный режиссерский дебют Лизы Джой, соавторши сериала Мир Дикого Запада, жены другого соавтора сериала Джонатана Нолана и невестки его старшего брата — Кристофера.

Валерий Мирный

кинообозреватель НВ

Наверное, не удивительно, что все семейство Ноланов-Джой тяготеет к концептуальным историям про игры с разумом. Возможно, на том и сошлись.

Если говорить о фильме Реминисценция, то здесь Лиза Джой коснулась темы памяти — как личной, так и коллективной — и через нее вышла к объединяющей всех теме любви. Получилось местами надуманно, но часто — впечатляюще.

Видео дня

1. Сюжет

Не столь отдаленное будущее. Реализовался один из худших сценариев: ледники растаяли, уровень мирового океана существенно поднялся, плюс днем на большинстве территорий нашей планеты стало слишком жарко. Человечество переключилось на ночное существование в окруженных высокими дамбами подтопленных городах.

Лишившись надежды на светлое будущее, люди нашли утешение в худшем из видов прошлого — в ностальгии. Под коллективный запрос подтянулись технологии: благодаря разработанной установке можно буквально погрузиться в любое из своих воспоминаний и за определенную плату проживать его сколько угодно.

Именно такие услуги и предоставляет ветеран климатической войны по имени Ник Баннистер. Вместе со своей напарницей и тоже ветераншей Эмили он погружает людей в ностальгию. Все идет более или менее гладко, пока в офис к ребятам не заходит фам фаталь по имени Мэй. Она обращается к ним с вроде бы пустячной просьбой: помочь найти ключи от квартиры. Но потом влюбляет в себя Ника. А потом исчезает.

В попытках найти возлюбленную Ник опускается на преступное дно Майами и поднимается на настолько же преступный верх.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

2. Сценарий, драматургия

Безусловно, если бы не грандиозный успех Мира Дикого Запада (и уже во вторую очередь, если бы не звездное родство), никто бы не дал дебютантке женского пола почти 70 миллионов долларов на тягучий научно-фантастический нуар про поиски утраченного времени. Но шестеренки голливудской машины закрутились и свершилось маленькое чудо: в нашем прокате оказался дорогой, авторский фильм, поставленный по оригинальному сценарию. Случай редкий.

Оригинальный он, конечно, до определенного предела. Если картину мира, зависшего в медленном апокалипсисе, со всеми этим дамбами, каналами вместо улиц, дневным сном, перестроившейся классовой системой, Джой придумала и нарисовала с нуля, экстраполировав то, что нам известно про глобальное потепление сегодня, в будущее, то сюжетные ходы здесь напоминают всю классику нуара одновременно.

В первую очередь это Китайский квартал Полански и Мальтийский сокол Джона Хьюстона с ускользающим преступным миром и растерянными, но упорными протагонистами. До уровня классиков Джой не дотянула, что ей поставили в вину разругавшие Реминисценцию американские кинокритики. С другой стороны, она и не должна была. Да и придумать что-то абсолютно новое в исследованном вдоль и поперек и довольно строгом жанре вряд ли получилось бы. Спасибо уже за убедительную картину будущего.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Если же не думать слишком много про сравнения, то перед нами предстанет красивый фильм с законченной мыслью, немного распадающейся и простоватой структурой (особенно в третьем акте) и несколькими хорошо написанными и прекрасно сыгранными персонажами. Само соединение жанров: чуть-чуть сай-фая и остальное — нуар, огромная редкость и нужно дважды подумать, прежде чем пропускать такое зрелище.

Через историю поисков загадочной незнакомки Джой удалось показать распад коллективной надежды — огромной, пусть и незаметной, силы, что движет человечество вперед. В фильме Реминисценция вперед никто не движется. Даже Ник проводит расследование в основном в обрывках своей и чужой памяти, и найти счастливое забвение мечтает тоже в воспоминаниях, в тех моментах, когда он и Мэй были вместе.

Таким образом, социальный комментарий происходит здесь на фоне личной трагедии, рифмуется с ней. И выводы Джой неутешительны. Между сложной реальностью и комфортом памяти человек, скорее всего, выберет последнее.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

3. Картинка и актеры

Элементы нуара в фильме Реминисценция переливаются через край. Пьющие, несчастные герои, потерянные сережки, вечерние платья, томные песни, уличные фонари, ретроавтомобили. В какой-то момент герои начинают драться осколками жанра. Несмотря на это местами избыточное любование, ретро здесь удачно инкрустировано в мир будущего.

Потому что в фильме Джой взгляд человечества направлен уже не вперед. Здесь нету признаков технологического давления. Здесь нету условного Илона Маска. Вектор Реминисценции направлен назад, в середину прошлого века, где все происходило гораздо медленнее.

Травмы прошлого застыли в глазах трех главных героев картины. Хромого Ника Баннистера, которого Хью Джекман трактует как добросердечного солдата, лишенного цели. Безответно влюбленной в него помощницы Эмили — потрепанной и вечно пьющей снайперши в неожиданном исполнении Тэнди Ньютон (актриса прославилась благодаря ролям более соблазнительных женщин). И Мэй, которая не участвовала в войне массовой, зато прошла не одно сражение в своей личной. Ребекке Фергюсон надо почаще предлагать роли надломленных роковых красавиц.

Если к сценарию фильма Джой есть вопросы, то к его главным актерам их нету. Сыграли все на славу.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

Реминисценция — вердикт НВ

6/10

Дебют Лизы Джой — это не триумф, но картина, заслуживающая внимания. Ее автор умеет сделать красиво, привязана к определенным, своим темам, но слишком сильно полагается на концепцию, отчего на самом базовом уровне страдает сценарий: здесь много очевидных сюжетных поворотов.

В остальном перед нами эмоционально вовлекающее кино с отличными актерскими работами и тревожной картиной будущего, где катастрофа не стерла человечество в одночасье, а лишила его цели и привела к медленному угасанию.

Реминисценция

Reminiscence

2021 год

США

Режиссер — Лиза Джой

В главных ролях: Хью Джекман, Ребекка Фергюсон, Тэнди Ньютон, Дэниел Ву, Клифф Кертис, Анжела Сарафян и другие.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X