Пять нелегких пьес. Рецензия на украинскую драму о войне Плохие дороги

23 мая 2021, 13:00

В украинский прокат вышел фильм Плохие дороги — дебютная режиссерская работа прославленного украинского драматурга Наталья Ворожбит, поставленная по ее же одноименной пьесе.

Если в режиссуре Ворожбит дебютантка, то в сценарном деле нет: она написала военную драму Киборги и вместе с Жаданом и Ярославом Лодыгиным — истерн Дикое поле.

Но, кажется, именно в Плохих дорогах высказывание автора о самом проблемном регионе Украины достигло нужной остроты и точности.

Видео дня

1. Сюжет

НВ
Фото: НВ

Проселочная дорога. Болкпост нацгвардейцев. К нему медленно подъезжает старенький универсал с лысеющим мужчиной за рулем. Остановившись, поздоровавшись, мужчина на приказ показать документы протягивает солдату паспорт. Оказывается, взятый по ошибке — жены. Завязывается длительная словесная перепалка, в ходе которой мы узнаем много нового не только о водителе, но и о нацгвардейцах.

ПГТ. Вечер. На изрешечённой пулями остановке сидят три школьницы. Обсуждают выдуманные или нет подарки от своих ухажеров. Постепенно вскрывается нелегкая динамика их отношений. В итоге первую и вторую подругу поочередно забирают кавалеры. Третья сидит и ждет своего до темноты. Но дожидается только недовольную бабушку и звуки разрывающихся снарядов где-то вдалеке.

Боец непризнанных республик, садист, захватил в плен приехавшую в зону АТО журналистку и на протяжении нескольких суток развлекается с ней на территории заброшенного санатория.

Зимняя дорога. Джип. В нем трое: водитель, нетрезвая пассажирка и труп в багажнике. Первый — недавно контуженный и поэтому спокойный. Вторая — пьяная и буйная: она сопровождает своего убитого любовника в последний путь, ритмично получая издевательские сообщения с его украденного террористами мобильного. У трупа нет головы.

Задавившая чужую курицу девушка пытается компенсировать гибель животного его хозяевам и невольно заглядывает в сердце тьмы.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

2. Сценарий, драматургия

Какие-то из этих историй Ворожбит привезла из зоны боевых действий, какие-то придумала. Где проходит грань правды и вымысла, сказать невозможно, и после просмотра приходит понимание, что и не нужно. Фильм режиссера обладает непривычным для нашего кино ощущением достоверности происходящего.

Но непривычным, есть серьезная надежда, это ощущение будет оставаться недолго. Уже Нариман Алиев в своем тоже дебюте Додому нащупал этот страшно нужный для нас нерв реальности. До него был разве что Слабошпицкий с Племенем. Сейчас вот Ворожбит с Дорогами и с частично трагикомическим сериалом Поймать Кайдаша, где она выступила сценаристкой всего сезона.

Тенденция на лицо. Культура в принципе должна помимо прочего производить такие вот зеркала, в которых нация может увидеть свое отражение и как следствие осознать себя. Мы не увидим это отражение в комедиях по типу Сумасшедшей свадьбы или в напоминающих дешевые телепроекты попытках исторического кино про тяжелую украинскую долю, потому что они не являются зеркалами, они ничего не отражают. Только вкус и возможности своих авторов.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Але незвичним, є серйозна надія, це відчуття буде залишатися недовго. Уже Наріман Алієв у своєму теж дебюті Додому намацав цей страшно потрібний для нас нерв реальності. До нього був хіба що Слабошпицький з Плем’ям. Зараз ось Ворожбит з Дорогами і з частково трагікомічним серіалом Спіймати Кайдаша, де вона виступила сценаристом всього сезону.

Вторая тоже обманывает ожидания и после зарисовки про потерянную молодежь ныряет глубже и показывает гигантский смысловой сдвиг, произошедший между поколениями. Пропасть между мирным прошлым и разрушенным войной настоящим.

Третью и четвертую новеллы смотреть тяжелее всего, потому что они про травму и про горе. История с девушкой и садистом — это погружение в голову человека, изуродованного войной и вместе с тем игра в кошки-мышки с неожиданным финалом.

История с джипом и обезглавленным трупом тоже игра характеров и тоже довольно невыносимая. Она единственная здесь, благодаря антуражу и неописуемой истерике женщины, сопровождающей своего погибшего любовника, производит сюрреалистический эффект.

Обе новеллы, по сути, являются жесткими, крайне интенсивными сеансами психоанализа с невольными слушателями.

Заключительная пятая новелла про задавленную курицу на их фоне смотрится тихим вздохом, но это ощущение живет лишь несколько минут. Постепенно нагнетая ощущение тревоги, Ворожбит рассказывает о добре, которое разбилось о материальное и моральное истощение. Курица — самая страшная история Плохих дорог. Это территория эрозии души, на которую раньше с подобной легкостью заходил разве что Балабанов.

Собственно, все пять микросюжетов рассказывают про людей, заглянувших во тьму, но при этом режиссер не рисует безысходность. Здесь практически везде есть надежда, иногда буквальная, иногда в виде простого троеточия. Потому что тьма и свет, черное и белое — это не про реальность. Реальность — это оттенки в движении. И вот эти миллион оттенков серого, их вызванное войной движение и зафиксировала Ворожбит.

В плюс работает и умение, талант автора писать динамичные, увлекающие диалоги. Драматические повороты в Плохих дорогах выстреливают всегда как по часам, но диалоги помогают погрузиться в мир этих людей и поверить в их истинность.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

3. Картинка и актеры

Театральная природа фильма Плохие дороги (пьесу ставили в Англии и в Украине) видна невооруженным взглядом. Истории здесь многословны и разыгрываются камерным составом в камерных антуражах: заброшка, джип/ночная дорога, двор, блокпост, остановка. Но взятый на реалистичность курс и умение им следовать все кардинальным образом меняют.

Актеры работают в настоящих локациях, которые только усиливают эффект от проживания ими своих ролей. Локации вообще становятся в фильме Плохие дороги полноправной частью повествования: двор и хозяйство в финальной новелле про курицу, холод и одиночество, которые ощущаются на ночной дороге в истории про обезглавленный труп, полуразрушенный санаторий с капающей водой, расколотым кафелем, грязевыми ваннами, расстрелянная остановка с панельками на заднем плане.

Фильм Ворожбит наполнен эмоциями, смыслами, деталями.

В то же время перед нами истории, рассказанные с помощью женщин. Через их горестный опыт. И звучащая в паре новелл песня Булановой Не плачь подсвечивает эту жертвенную и щемящую ноту в фильме. А еще демонстрирует глубоко укорененную любовь населения к русской поп-музыке 90-х и вообще неугасающую связь с тем периодом.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

Плохие дороги — вердикт НВ

10/10

В будущем фильм Плохие дороги станет доказательством прошлого — времени, когда война приблизила людей к пропасти. Сейчас же перед нами один из кусочков пазла, который должен сложиться в картину страны. Хорошо, что такие кусочки стали наконец появляться.


Плохие дороги

Bad Roads

2020 год

Украина

Режиссер — Наталья Ворожбит

В главных ролях: Юрий Кулинич, Оксана Черкашина, Зоя Барановская, Марина Климова, Анна Жураковская, Игорь Колтовский и другие.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X