Сволочи нового мирового порядка. Рецензия на философскую драму Детство лидера
1918 год. Конец I Мировой войны. В заброшенном поместье во французской глубинке на время селится американская семья. Муж – военный советник американского президента, участвующий в подготовке Версальских мирных соглашений, почти все время отсутствует. Его жена красавица не может найти себе места во французской глуши, а их сын Прескотт мается между посещениями сельской церкви и уроками с миловидной французской учительницей.
У мальчика совершенно несносный характер. Лишенный внимания со стороны родителей, он все больше отбивается от рук. Бунтует против устоев как семьи, так и всего общества. Нащупывает границы дозволенного и постепенно переступает через них.

Прескотт сначала шалит в церкви, потом вступает в отчаянный конфликт с матерью, а затем и с отцом. Каждый раз получая от взрослых серьезный отпор, он все больше превращается в неуемного нигилиста. Чем более жесткими и даже жестокими становятся меры, которые принимают против него родители, тем больше мальчик слетает с катушек.
Пока его отец и другие серьезные дяди с унылыми лицами решают, каким быть миру после войны, мальчик формирует в себе личность того типа, какой способен годы спустя привести мир к новой мировой войне...
----------------------------------
Хит прошлогоднего Венецианского фестиваля добрался до Украины с опозданием на год. Но лучше позже, чем никогда.
Брейди Корбет – режиссер-дебютант, да и актер не самый известный. Тем более впечатляет, насколько мастерски снят этот удивительный фильм, который с момента премьеры в Венеции не оставляет в покое критиков.
Некоторые утверждают, что Детство лидера – это шедевр, каких за последние годы было снято всего несколько. Другие с пеной у рта доказывают, что фильм вторичен. И указывают в качестве оригинала нашумевшую Белую ленту Михаэля Ханеке.
По своему правы и те, и другие.

Наследие Ханеке присутствует. Корбет, который снимался у австрийца в Забавных играх (2007), очень хорошо научился создавать напряжение в некоторых, на первый взгляд довольно статичных сценах. Превращая при этом затянутость в интенсивность, как бы парадоксально это не звучало.
Корбет умело работает с визуальным рядом. Контрасты между светлыми и темными сценами, затяжные паузы в развитии действия рассказывают о внутреннем мире героев больше, чем диалоги.
Поклонники фильма, набравшись смелости, сравнивают Корбета с Терренсом Маликом, ранним Ларсом фон Триером или даже, помилуй Бог, с Андреем Тарковским. Порой звучат сравнения со Стэнли Кубриком.
Впрочем, для того, чтобы эти сравнения стали действительно вескими, Корбету пока не хватает мастерства в работе со сценарием.
Сюжет рыхловат. Действие разбито на три главы и заканчивается эпилогом. Впрочем, разбивка нужна лишь для красоты.

Действие последовательно и линейно. Единственный "финт" сценарий делает лишь в самом конце, и это выглядит тем более неожиданно и нелогично, учитывая стилистику фильма в целом.

Основная идея фильма - о том, что тирания уходит корнями в ранее детство, когда ребенок учится нащупывать границы дозволенного - весьма противоречива. Что именно становится катализатором для развития в ребенке "качеств", которые придутся весьма кстати будущему диктатору - наследственность или проблемы с воспитанием – вопрос философский.
Режиссер пытается дать весьма простые ответы на весьма сложные вопросы. Это неблагодарное занятие. Уже хотя бы потому, что зритель не всегда готов поверить в то, что лежит на поверхности. А Корбет порой - особенно в финале- лупит прямо в лоб. Не оставляя места для фантазии и двусмысленных толкований.

Финал с нацистской аллегорией даже не похож на концовку фильма. Возникает ощущение, что режиссер просто добавил в конце объяснялку для тупых. Вот, мол, смотрите, каких сволочей вы можете воспитать, если будет так относиться к своим детям. Без финала и вправду было бы лучше.
Впрочем, это не в силах испортить яркое впечатление от фильма. Он красив и своеобразен, оставляет послевкусие и заставляет задуматься о многом.
Вердикт НВ:
Небезупречный, но безумно красивый фильм. Эстетам смотреть обязательно. А любителям простых и понятных сюжетов лучше сходить на что-нибудь другое.
------------------------
Детство лидера
The Childhood of a Leader
2015
Драма
Режиссер: Брэйди Корбет
В ролях: Беренис Бежо, Роберт Паттинсон, Том Свит, Лиам Каннингэм, Стейси Мартин
- Читайте также: Женщина хочет секса. Рецензия на эротический триллер Она