NV Премиум

«Я не боюсь российской армии». Почему часть иностранцев остается жить и работать в Украине даже на фоне угрозы удара РФ — репортаж НВ

Люди

20 февраля 2022, 13:39

Несмотря на призывы руководителей ряда западных государств к своим гражданам срочно выезжать из Украины, многие экспаты остаются, потому что здесь у них семьи, работа или собственное дело, а также вера в то, что худшего не произойдет.

Аудиоверсия:

11 февраля президент США Джо Байден призвал американских граждан немедленно уехать из Украины любым возможным способом. В интервью телеканалу NBC он отметил, что стране угрожает одна из самых больших армий в мире. «Это совсем другая ситуация, и все может быстро выйти из-под контроля», — предупредил хозяин Белого дома.

Со схожим заявлением вскоре выступил и Госдеп США.

В Киеве срочно прекратило работу американское посольство, часть его сотрудников вернулась на родину, а некоторые дипломаты переместились подальше от Р — во Львов. Туда же временно переехало и посольство Канады.

Следом за американцами рекомендации срочно выезжать из Украины озвучили и дипломатические учреждения более 40 стран. И каждый день этот список расширяется.

Но, как убедился НВ, иностранцы, много лет проживающие и работающие в стране, не спешат собирать чемоданы.

«Каждый день мне пишут из Штатов: вернись домой. Но Штаты давно для меня не дом. Мне 42 года, 18 из них живу в Украине. Я уже совершеннолетний украинец», — с улыбкой говорит американец Адам Ховелл, соучредитель популярного столичного кафе индийской кухни и коктейльного бара Podil East India Company.

Он не скрывает обеспокоенности возможной военной эскалацией, но покидать Киев и любимое дело пока не планирует. Однако не исключает разных сценариев развития событий. «Я посмотрел, где рядом с моим домом есть бомбоубежище. Рюкзак, в принципе, тоже готов на случай, если нужно будет уходить из города на «своих двоих», — говорит Ховелл, сидя в собственном баре. А тот постоянно заполнялся людьми: разговор происходил 14 февраля, в День влюбленных, и, несмотря на тревожные новости, все столики в Podil East India Company были забронированы.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Нам необходима ваша поддержка, чтобы заниматься качественной журналистикой

Первый месяц 1 ₴. Отписаться можно в любой момент

Без паники

Эстонец Алло Стрейман начал часто приезжать в Украину накануне Оранжевой революции в 2004 году. А с 2007 перебрался на постоянное проживание, перевозив сюда собственное производство моторных катеров. Со временем компания эстонского бизнесмена стала дилером иностранных брендов яхт на местном рынке. «Мы отсюда экспортировали маленькие катера, а большие яхты завозили», — объясняет Стрейман.

Впоследствии его фирма вышла и на иностранный рынок, открыв представительство в Швеции, на Южном берегу Франции и в Нидерландах. У эстонца появились и дополнительные бизнесы — продажа электроавтомобилей, а также транспортировка негабаритных грузов по европейским странам. Сейчас все это объединено под брендом E-Mobile Group BV «Но что самое приятное — центральное управление размещается в Киеве. И мы можем отсюда решать, кого нанимать на работу во Франции или Швеции, — объясняет Стрейман. — Обычно это происходит наоборот».

Эстонское министерство иностранных дел, как и американский Госдеп, рекомендовало своим гражданам срочно покинуть Украину из-за угрозы российского вторжения. Но Стрейман пока не собирается этого делать, хотя понимает риски. «Конечно, угроза серьезная. Не думаю, что американская разведка или западные страны на пустом месте устроили бы панику просто потому, что им это выгодно», — говорит бизнесмен.

БЕЗ СТРАХА: Алло Стрейман ведет дела из Киева и говорит, что как эстонец он не боится российской армии / Фото: Наталья Кравчук / НВ

С другой стороны, он не верит в перспективу полномасштабного вторжения в Украину, но прогнозирует, что и без этого Россия может спровоцировать панику населения, например, нанеся удар по какому-то военному объекту. «Люди проснутся утром, прочтут эти новости и начнут бежать кто куда: в село, во Львов, за границу», — моделирует ситуацию эстонец.

И сам Стрейман паниковать не собирается и продолжает работать в обычном режиме. «Я не боюсь российской армии, я же эстонец», — улыбаясь, говорит он. И добавляет: «Украинцы тоже не боятся уже восемь лет».

Анализируя нынешние события, Стрейман приводит пример родной страны, начавшей переговоры о вступлении в НАТО и ЕС еще в 1990-х, когда РФ была слабым государством. Эстония проводила реформы, выполняя план действий, чтобы соответствовать стандартам Североатлантического союза. «Потому что мы понимали, что рано или поздно снова окажемся в сфере геополитических интересов России, и самим в этой ситуации не выстоять», — объясняет он.

Для себя бизнесмен решил, что будет пытаться поддерживать Украину до тех пор, пока это возможно: работать в обычном режиме, выплачивать зарплаты, создавать рабочие места и платить налоги.

«Семья волнуется, конечно, но никто не боится», — уверяет Стрейман.

Большие планы

Исландец Оскар Хальгримсон приехал в Украину в 2019 году. До этого он работал документальным фотографом в Азии, жил в Индии, Вьетнаме и Таиланде, но затем решил переехать в Европу, чтобы быть ближе к родной стране, к пожилым родителям.

Исландец выбирал между Украиной, Грузией и Албанией.

Его знакомство с Киевом началось с фестиваля фотокнижек, на котором он и встретил будущую жену.

В Украине Хальгримсон постоянно проживает уже 2,5 года. Ему нравятся открытые и искренние местные люди, но больше всего его радуют цены. «Учитывая, что я занимаюсь документальными проектами, требующими времени, в Исландии я как бедный родственник. А здесь у меня уровень жизни выше среднего», — объясняет Хальгримсон, напоминая, что его родина входит в топ-10 стран с самыми высокими ценами в мире.

БОЛЬШИЕ ПЛАНЫ: Исландец Оскар Хальгримсон в своей киевской студии производит ковры ручной работы, летом планирует выставку и надеется, что солдаты из РФ ей не помешают. / Фото: НВ

Киев же ему напоминает Берлин периода 2004-го, с бурной креативной энергетикой, где сосуществует нечто невероятно классное и прогрессивное, и ужасное из прошлого.

Проживая в Украине, исландец сменил и профиль своей деятельности: вместе с женой производит по заказу ковры ручной работы, продавая их в Исландию.

Недавно супруги наконец-то сняли в аренду студию в Киеве и строят большие планы на дальнейшее производство. «У нас в июле выставка в Исландии и очередь из заказчиков, ожидающих наших работ», — рассказывает Хальгримсон, надеющийся, что российская агрессия не разрушит его замыслы.

Он хорошо осведомлен о ситуации вокруг украинских границ и понимает, что все действительно серьезно — существует высокий уровень рисков. Но уезжать из страны исландец пока не собирается. МИД Исландии связывался с ним, он с супругой также зарегистрировался на сайте дипломатического учреждения. «Министерство послушало граждан Исландии, которые здесь живут — то есть только меня, — шутит Хальгримсон, разговаривая с НВ в студии, находящейся в Доме художника. — Я ответил, что ситуация пока спокойная. Но у них есть план, если мне нужно будет выехать.

Вспоминая 2014-й

Француженка Лор Бувье живет с семьей уже 14 лет, работая проект-менеджером в местном представительстве одного из французских банков.

Посольство ее родины не настаивает на срочном выезде сограждан из Украины, но рекомендует им на всякий случай запастись едой, водой, одеждой и горючим для авто.

Бувье, дети которой ходят в Киеве во французскую и украинскую школы, говорит, что пока не меняла распорядок своей жизни. «Мы с мужем работаем, дети ходят в школу. Я не хочу паниковать, ведь для детей это ужасно», — рассказывает она.

Бувье не хотела бы уезжать из Украины, ведь это равно полной смене жизни.

Они с мужем не уехали из Киева во время революции достоинства 2014 года, когда уже дошло до кровопролития. И сейчас готовы держаться.

«Киев — очень красивый город. Я помню улицу Ярославов Вал 14 лет назад — посмотрите, как сейчас выглядит этот район: он активен, динамичен и симпатичен», — говорит Бувье. Она надеется, что до эскалации дело не дойдет.

Поль Уэтц, ее соотечественник и представитель китайской IT-компании Legou Games, в 2014 году работал в Харькове, когда город был под угрозой захвата. И тогда он не уехал из Украины. Так что и сейчас не планирует.

Но компания, в которой он работает, разрабатывает план на случай обострения ситуации. «Мы даем возможность волнующимся людям работать дистанционно — в другом городе или стране, — говорит Уэтц. — Если они считают, что им безопаснее работать в Польше, пусть работают в Польше».

Сейчас для Legou Games, по его словам, важно, чтобы даже в случае обострения была возможность выплачивать зарплату людям. Также компания продумывает варианты транспортного передвижения — есть ли возможность организовать что-то для сотрудников в случае эскалации.

Рассказывая все это НВ, Уэтц отмечает: почти все его подчиненные — украинцы.

Что касается личных планов, то он относится к ситуации взвешенно: «Я спокоен. Тем более, у меня нет семьи, я здесь один. Не вижу для себя больших рисков даже в случае обострения».

Дополнительные опции

Американец Адам Ховелл, размышляя о сценариях дальнейшего развития событий, говорит: несмотря на то, что он продумал свои действия в разных ситуациях, эскалация напрягает его своей неопределенностью. «У меня никогда такого не было в жизни и не было прецедента, с которым я могу сравнивать», — рассуждает американец.

Но свое будущее он хотел бы видеть в свободной Украине, где уже построена жизнь, которая ему нравится.

Хоуэлл, конечно, мог бы работать и во многих других городах мира, начать все сначала, ведь у него достаточно скромные потребности для обеспечения комфорта. Однако он очень не хотел бы отказываться от того, что у него есть здесь и сейчас. Я 18 лет живу в Украине. Если я вернусь в Штаты, даже не знаю, как себя вести, как там открывать бизнес. Я, конечно, узнаю это, но сейчас я не владею такой информацией, — признает киевский американец. — А как это делать здесь, я знаю".

Оскар Хальгримсон также надеется, что ему не придется уезжать из страны. К концу разговора с НВ веселый исландец делает серьезный вид и такой же вывод: «Если ситуация будет опасной и серьезной, я поеду домой, у меня есть такая опция. А вот у большинства людей здесь — нет. И это вызывает волнение».

Читайте этот материал в свежем номере журнала НВ № 6 от 17 февраля 2022 года

Другие новости

Все новости