Астрід Ліндгрен – феміністка та казкарка. Блог Тетяни Дудник

9 березня 2017, 03:23
Велика казкарка, що придумала Карлсона, Роні і Расмуса, в 69 років дебютувала як політичний журналіст. Саме вона породила літературний образ сучасного фемінізму – Пеппі Довгапанчоха

__70
__70 Фото:

Когда в наш магазин приехала книга «Астрид Линдгрен. Этот день и есть жизнь», первая за сорок лет биография писательницы, мне срочно захотелось прочитать ее – узнать, откуда взялся Карлсон, как родилась сама идея этого человечка. Ведь должен же быть у него какой-то прототип.

Відео дня

Но этого в книге я не нашла – анализ литературного творчества практически отсутствует. Зато прочла о непростой жизни веселой сказочницы, колоритные персонажи которой не устают смешить детей по сей день.

В 17 лет перспективная, как модно сейчас говорить, журналистка Астрид Эриксон, закрутив роман с собственником газеты, в которой работала, стала матерью-одиночкой. Вскоре она была вынуждена уехать из родного городка, чтобы не опозорить семью, отказалась быть женой и провела несколько лет в разлуке с маленьким сыном. (До этого будущая писательница уже шла против правил: обрезала волосы и надела мужской костюм, вызвав недовольство матери и общественности пуританской Швеции.)

В 37 лет Линдгрен внезапно стала невероятно популярна. Начинала она с небольших рассказов, печатавшихся в периодике. Затем написала книгу о Пеппи Длинныйчулок, собранную из устных рассказов для дочери. Книга, к слову, родилась в период Второй мировой войны, и изначально издательство отказалось ее печатать – редакция посчитала книгу слишком передовой. Впрочем, в итоге она стала бестселлером, и принесла славу своей создательнице. Острый ум, чувство юмора, красноречие, стиль, деловая хватка и жизнерадостность сделали ее крайне успешной женщиной.

В дневниках военного времени впервые начала прослеживаться заинтересованность писательницы политическими вопросами. Для нее абсолютно неприемлемо было насилие, она пыталась разобраться в причинах войны и ее влиянии на человеческие жизни. Это неприятие насилия и тоталитаризма нашло отражение и в детской книге - внимательный читатель найдет у Пеппи сатиру на Гитлера.

Тема защиты прав детей стала ведущей не только в литературной деятельности Линдгрен, но и в общественной. «Я бы очень хотела, чтобы мы, взрослые, как можно скорее научились уважать детей, всерьез осознали, что маленькие дети – тоже люди, и несли ответственность за последствия», – писала она.

«Человек мало и ненадежно защищен от ударов судьбы, если не научился оставаться один»

Вопрос жизненной необходимости родительской любви для ребенка занимал Астрид Линдгрен всю жизнь и нашел отражение не только в ее книгах, но и в статьях, радиопередачах и выступлениях. «Ребенок, который не чувствует любви родителей, и которому некому и нечему больше отдать свою любовь, и не от кого любовь получить, вырастает несчастным, часто неспособным любить человеком, и может принести много вреда. Судьбы мира вершатся в детских. Именно там решается, станут ли завтрашние мужчины и женщины душевно здоровыми людьми доброй воли или искалеченными индивидами, пользующимися каждым случаем, чтобы усложнить жизнь своим ближним. Даже государственные чиновники, которые будут вершить судьбы людей в завтрашнем мире, сегодня – маленькие дети».

Познав популярность, зарубежные поездки, приемы, возглавляя отдел издательства, где через ее руки проходила вся шведская детская литература и зарубежные издания, Линдгрен вела бешеную по интенсивности жизнь. Она получала предложение за предложением, умела ладить с влиятельными мужчинами, окружать себя нужными людьми, была успешна и прагматична. Но при этом знала: если женщины хотят занять достойное место в обществе и участвовать в преобразовании мира, где правят мужчины, добиваться уважения в нем необходимо каждой отдельной представительнице этого пола.

Активно заниматься вопросами феминизма Астрид Линдгрен начала только с выходом на пенсию. В ее блокнотах становится все больше политических текстов: писем, речей, дискуссий. Общественно-политическая жизнь в итоге вытеснила творческую. В 69 лет она дебютировала как политический журналист. Она оказала влияние на исход парламентских выборов в Швеции в 1976 году. На вручении премии мира немецких книготорговцев Линдгрен произнесла речь в духе Бертрана Рассела: все разговоры о разоружении – пустая трата времени, начинать нужно с семьи. Это она сказала, что борьба за мир во всем мире начинается с детской комнаты, с воспитания будущих поколений.

Тон речей Линдгрен был прямым и вызывающим. Гендерные вопросы всегда лежали в глубине ее инициатив. Выбирая себе в союзники женщин-профессионалов, Линдгрен противостояла мужской элите – министрам, политикам и руководителям разнообразных организаций. При этом писательница-активистка вовсе не считала, что женщины лучше мужчин, однако, сталкиваясь с мужскими предрассудками, провокациями и давлением, выступала в роли борца за права женщин и равенство полов. Именно Линдгрен породила литературный образ современного феминизма - Пеппилотту Виктуалию Рульгардину Крисминту Эфраимсдоттер Длинныйчулок.

Еще одной важной для Линдгрен темой было отношение человека к природе. В центре последней ее политической кампании были борьба за нормальное содержание домашних животных и сохранение открытых полевых ландшафтов в Швеции. В итоге писательница стала главной силой движения зеленых, при ней был принят закон об охране животных, получивший ее имя.

Несмотря на свою публичность и активный образ жизни, Линдгрен много размышляла об одиночестве, очень ценила уединение и предпочитала несколько теплых месяцев в году проводить в уединении на острове Фурусунд. Обожая внуков и оставаясь для них любимой бабушкой, она тщательно ограничивала свое личное пространство, приобретя для семей своих детей отдельные дома. Иногда она испытывала легкие угрызения совести оттого, что совершенно не скучала ни по детям, ни по внукам. Она упивалась своим одиночеством спустя годы после утраты мужа. «Возможность быть одной – это просто невероятное счастье: заниматься собой, иметь свое мнение, самостоятельно действовать, самой решать, самой устраивать свою жизнь, спать, думать, оооо!».

Может показаться, что жизнь Линдгрен состояла сплошь из признания и успехов. Признания – да, до конца своих дней она отвечала на письма читателей, которые почтальоны доставляли мешками, оказывая посильное внимание и поддержку. Она толерантно и щедро реагировала на весьма разнообразные просьбы: кто-то просил у писательницы денег, кто-то содействия в делах, а кто-то – просто ответа на жизненные вопросы. Она стала «клока гума» – мудрой старицей и духовной наставницей всей Скандинавии. Но были в ее жизни и переломные моменты: ранняя беременность и не сложившиеся отношения с отцом ребенка, неверность мужа, последующая борьба за брак и неистовое желание сохранить хрупкий мир собственных детей. Затем – смерть мужа, родителей, брата, сына. Но она постановила: во что бы то ни стало оставаться собой и помнить, что счастье приходит изнутри, а не от других. «Человек мало и ненадежно защищен от ударов судьбы, если не научился оставаться один. Это едва ли не самое главное в жизни».

«Этот день и есть жизнь» – слова, которые стали напоминанием для Астрид, что каждый день уникален и несет свой смысл. В основу биографии, написанной Йенсом Андерсоном, легли дневники, письма и фотографии писательницы, воспоминания ее дочери и друзей. Однозначно читать. И перечитывать ее детские книги.

Читайте также блог Татьяны Дудник о книге, которой не хочется делиться

Больше блогов здесь

Показати ще новини
Радіо НВ
X