Вперед, к фьордам! Почему стоит отправиться в путешествие по Норвегии прямо сейчас
Норвежцы очень спортивны, и, если вас позовут на легкую предобеденную прогулку, непременно берите с собой экипировку для скалолазания и побольше терпения, советует читателям НВ искусствовед Катя Тэйлор.
Н а юго-западном побережье Норвегии вы не увидите высоких зданий, широких дорог и электрических проводов на столбах. Здесь нет вообще ничего, кроме маленьких коттеджных поселков, аккуратно рассыпанных вдоль берегов озер и фьордов. Есть и просто обособленно стоящие деревянные домики на воде, откуда, чтобы попасть в магазин, школу или церковь, летом переправляются на лодке, а зимой просто идут по льду.
Норвежцы очень спортивны, и, если вам говорят, что прогулка перед обедом будет легкой и неутомительной, берите с собой большую бутылку воды, экипировку для скалолазания и много терпения. Эти норвежские прогулки лучше любой пробежки. И после такого объема свежего воздуха и ярких впечатлений вам уже не захочется плестись на шопинг или в ресторан.
Наибольшая ценность этих мест — природа. Пожалуй, это один из самых красивых и еще не испорченных тривиальными туристическими развлечениями ландшафтов мира.
Мне удалось прожить в этой норвежской природной декорации пять дней. Я побывала на острове Гидра, куда можно добраться на лодке или на пароме вместе с автомобилем. Здесь особого внимания заслуживают три старых порта, утопленных в фьордах. Портом или поселком в Норвегии называют место, где рыбаки пережидали шторм, там, где фьорды загораживают лагуну от волн и ветра. Вода в этих портах кристально чистая, и почти везде на пересечении пресных рек и морского прибоя плавают лебеди.
Над портом Киркехавн нависают несколько отвесных скал, на которых во время Второй мировой размещали свои укрепления немцы. Они строили каменные дома с каминами на самой высокой горе Гидры. Сегодня это практически разрушенный город, который внешне мало отличается от римских развалин. Разве что несколькими старыми деревьями, оплетенными насквозь проржавевшей колючей проволокой.
Киркехавн известен своим рыбным рынком. На наших глазах к берегу пришвартовалась лодка, в которой восседал суровый моряк, одно лицо с Хемингуэем. Он выгрузил тонну свежей трески и камбалы и снова отправился в море.
В еще одном порту, прозванном Согндалстранд, из‑за частых осадков, особенно весной, почти все скалы покрыты ручейками. Потоки воды, от нежной капели до мощных струй, пронизывают каждую возможную расщелину.

Хотя Норвегия находится севернее Украины, зимы здесь гораздо теплее из‑за течения Гольфстрим. Даже в самые холодные месяцы температура редко опускается ниже нуля. А летом — это ласковые + 20 °С.
В поселке Согндалстранд нас встретила энергичная дама по имени Эли. Она 20 лет занята развитием портовой инфраструктуры — ремонтирует улицы и дома, строит бутик-отели и рестораны, устраивает концерты. Особая фишка — музей корабельных двигателей, которые собирает потомственный моряк. Колоритный и суровый, как все здешние жители, он усадил нас в большую старую лодку и прокатил по фьордам.

Третий порт, попавший в зону нашего внимания, — это Ана-Сира. Мы остановились в доме рыбака Логбуа, который был построен сто лет назад.
Сегодня многие норвежцы уезжают отсюда в города, и часть домов пустует. Некоторые из них после реставрации превращаются в гест-хаусы, где в безмятежности можно провести две-три недели и при этом не разориться.
Буквально пять минут автопробега, и мы добираемся до гор, где проложены пешеходные маршруты через мшистый лес, вдоль скал к морю. Главное — верно выбрать камень, за который следует зацепиться, чтобы не улететь вниз.
В начале пути — табличка с вариантами маршрута и любопытная ремарка: «Пожалуйста, не кормите троллей».
Тот путь, который выбрали мы, имел уровень сложности «эксперт», что означало: лучше по этому маршруту не ходить. Мы сделали с точностью до наоборот и, преодолев непростой переход, оказались на пятачке в два метра шириной. Внизу — пропасть в 500 м. Впереди — море, громящее волнами прибрежные скалы.
Мы целенаправленно шли в пещеры, не отмеченные на карте, но вполне подходящие для того, чтобы пережить там весь каменный век. Стоит ли говорить, что там совсем нет людей. Только ты и природа.
За эти пять дней мы успешно прошли курс по обретению эстетического и психологического равновесия. И успели наесться отменной рыбы, еще вчера плававшей в норвежских водах Северного моря.
Этот материал опубликован в № 15 журнала НВ от 25 апреля 2019 года