Барокко и космическая гармония. Чем привлекает Музей истории искусства Вены

2 января 2020, 10:07

Гастропутешественница Аврора Огородник делает остановку в знаменитом венском музее-дворце и рассказывает, чем он привлекает путешественников со всего мира.

Выставки в венском Музее истории искусств уже который год подряд становятся событиями, привлекающими тысячи туристов. И часто — основным триггером при выборе направления для празднования Рождества. И я не стала исключением. Караваджо и Бернини в одном выставочном пространстве — как тут устоять перед гениями барокко?

Видео дня

NV
Фото: NV

Я явилась в музей к открытию. В первом утреннем слоте людей было не так, чтобы катастрофически много и была надежда без духоты и толчеи все рассмотреть. Гудрун Свобода (Gudrun Svoboda) и Штефан Веппельманн (Stefan Weppelmann), кураторы выставки, задумывали экспозицию как иллюстрацию того, что основные мотивы барочной живописи (особенно у Караваджо) были почерпнуты именно в скульптуре: резкие светотени, вращательные движения у фигур, экстатические моменты.

Освещение во всех залах также выставлено по заветам Караваджо: в темном пространстве направленные лучи света выхватывают полотна и скульптуру, даже специальные фильтры для фото не нужны — все с первого кадра получается в лучших традициях кьяроскуро. Но не все можно снимать — некоторые скульптуры прибыли из частных собраний и на их снимки наложен запрет. Мне пришлось удалить фото Медузы Бернини под грозным взглядом охранницы зала. А жаль.

Экспозиция разделена на залы, а те, в свою очередь, носят имена, характерные для восприятия зрителями барочных произведений: Удивительное и поразительное, Страх и ужас, Любовь, Видение, Страдание и сочувствие, Живость, Движение и действие и Шутка. Работ около 80-ти, авторства Артемизии Джентилески, Гвидо Рени, Аннибале Карраччи, Никола Пуссена, Маттиа Прети и скульпторы Франсуа Дюкенуа, Франческо Моки, Джулиано Финели.

Караваджисты создают контекстный фон, на котором еще ярче сияет и заметен гений одного художника. Что интересно, в галерее портретов, представленных на этой выставке, можно безошибочно отличить работы, выполненные Караваджо на заказ, от тех, что созданы по любви. Конечно же, главная среди них — Мальчик, которого кусает ящерица. Музей, кстати, создал смешные гифки для сториз в Инстаграм, среди которых, конечно же, есть ящерица и Медуза (вы можете найти их по тегу #barockstars).

Я не могла уйти из этого музея, не обойдя по кругу несколько раз зал с работами Брейгеля. В прошлом году я не поддалась всеобщей ажитации по поводу выставки Брейгеля именно потому, что знала — большинство работ ждут меня здесь в любое время. И правда, когда весь поток посетителей оттянут Караваджо и Бернини, в брейгелевском зале можно было даже присесть, чтобы помедитировать на Зиму, а заодно — пересмотреть отрывок из Соляриса Тарковского.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X