Франция = любовь. Почему Бретань становится идеальным местом отпуска для все большего числа украинских туристов
Полуостров Бретань объединил французов и кельтов, чтобы создать свой собственный мир. Здесь разговаривают на языке, который ближе всего к валлийскому, а устрицы удивительным образом сочетаются с гречкой.
Креативный директор и партнер TABASCO Александр Смирнов рассказал НВ о своем путешествии на северо-запад Франции.
Внимание: МИД Украины и Минздрав призывают украинцев по возможности отказаться от поездок за рубеж в ближайшее время в связи со вспышкой коронавируса.
М ного лет назад я попал в Бретань. И с тех пор не могу раскодироваться. При любой возможности, в любое время года: билет до Парижа, машина в аренду, и мы — на полуострове. Никаких ошибок: Бретань — это полуостров между Ла-Маншем и Бискайским заливом.
И хотя это северо-запад Франции, легенды об английском короле Артуре связаны именно с Бретанью. Здесь находится сказочный лес Броселианд, где происходит действие этих британских легенд. Тут же можно найти могилу волшебника Мерлина и озеро Компер, где в подводном замке вырос Ланселот — главный герой рыцарского эпоса.
Стоит лишь раз бросить взгляд на местную достопримечательность — Карнакские камни, самое большое в мире скопление мегалитов-менгиров, и ты признаешь всю скромность раскрученного Стоунхенджа. В Бретани три тысячи доисторических мегалитов выстроились в ровные ряды, словно на историческом марше.
Еще одно сказочное место поблизости, правда, уже относящееся к Нормандии, — остров-крепость Мон-Сен-Мишель. Она отделена от берега дамбой и надежно защищена от неприятеля приливами — самыми сильными на побережье Европы и вторыми по амплитуде на всем земном шаре.
Особое впечатление в Бретани оставляет язык бретонцев (Brezhoneg, Brezoneg). Он не похож на французский. Число его носителей — чуть более 200 тыс. человек. С 1994 года по закону Тубона, принятому с целью защиты французского языка от внешнего влияния, государство финансирует исключительно франкоязычные школы. Поэтому бретонский развивается за счет частных школ, где преподавание ведется на бретонском, и программ типа Div Yezh (Два языка) в государственных школах или Dihun (Пробуждение) для двуязычного обучения в церковных школах.

Мне нравится бретонский стиль в архитектуре. Он строг и основателен: массивные дома из серого камня с черными крышами, а внутри — много резного дерева. Холодно и враждебно снаружи, тепло и красиво внутри.
Быть в Бретани и не посетить Сен-Мало — преступление против самого себя. Это город-бастион, который дает представление о том, как жили европейские пираты, город — каменный мешок и город-банк, в котором финансировались дерзкие рейды, создавались и сгорали состояния, гудели таверны для моряков. Сен-Мало крепко пострадал в 1944 году во время Второй мировой войны и затем восстанавливался в 1948—1960‑х.

Отсюда легко добраться до еще одной достопримечательности региона — к устрицам. В получасе езды на автомобиле находится городок Канкаль, который славится этим деликатесом на весь мир, еще в 1545 году став поставщиком двора Франциска I. На устричном рынке можно попробовать даже диких 15‑летних устриц сорта лошадиная нога (au pied d’cheval). А для любителей изысков неподалеку находится двухзвездочный мишленовский ресторан Le Coquillage, где шеф с мировым именем Оливье Роллинже создает блюда фьюжен, экспериментируя со специями и дарами моря. Особо мне запомнилось сочетание устриц с гречкой и набором удивительных специй.
Возле ресторана сад, его владельцы выращивают специи. Ощущения от сочетания запахов трав, усиленные свежестью океана, трудно передать.
И, раз уж мы заговорили о еде, Бретань немыслима без блинов. Их готовят из гречневой муки и подают с бесконечным набором начинок: с ветчиной, разными видами сыров, лобстерами, лососем, сметаной, андуйетом (колбасой из свиных потрохов) и нутеллой. Кстати, здесь пекут два вида блинов: галетами называют блины из гречки, крепами — из пшеничной муки, чаще их предлагают тут на десерт.
Кстати, о десертах: самый известный из них — кунь-аман или куинь-аман — традиционный бретонский слоеный пирог. Все вышеупомянутое бесконечно приятно запивать здешним сидром, который подают не в бокалах, а в чашках.