Тишина и «шведский стол психологических услуг». Как проходит реабилитация женщин, освобожденных из плена

Как проходит реабилитация женщин, освобожденных из плена (Фото:Фонд Маша)
Страшно представить, что переживают попавшие в российский плен украинцы. Это физически и психологически травмированные люди, которым нужна наша помощь.
В октябре в Украину вернулось 108 находившихся в плену женщин. А уже в декабре Фонд Маша вместе с Гуманитарным проектом Saving Lives начал психологическую реабилитацию освобожденных украинок и их детей в программе Несокрушимая мама. Психологиня проекта Сусанна Ангелова рассказала об особенностях работы на этой уникальной смене в лагере Несокрушимой мамы.
Сусанна Ангелова
Мама + ребенок
Несокрушимая мама – это три недели работы с психологами, арт-терапевтами, специалистами по телесной терапии. Программа мамы проходит вместе с детьми. Очень важно, чтобы женщина чувствовала себя в безопасности, зная, что ее малыши рядом. Находившиеся в плену украинки также проходили реабилитацию вместе с детьми. И вот почему.
Представьте: дети с начала вторжения и до октября не были рядом со своими мамами. Родные, с которыми жили это время малыши, часто не знали, живы ли матери или нет. То есть дети находились в страшной неопределенности и постоянной тревоге за маму. Во время реабилитации мы учили их заново общаться, возвращали эмоциональную связь. Потому мы специально проводили дополнительные семейные встречи в формате мама плюс дети.
Психологический шведский стол
Специально для этой смены психологи Несокрушимой мамы вместе со специалистами, работающими исключительно в узком профиле работы с освобожденными из плена, разработали специальную программу.
Стратегически мы более гибко подходили к занятиям. Создали некий «шведский стол психологических услуг», где каждая женщина могла выбрать то количество и те формы работы (групповая или индивидуальная терапия, арт и телесная терапия, «разговорные» группы поддержки), которые испытывала за необходимое и приемлемое сейчас. Продолжительность встреч с психологами тоже не нормировалась. Мы давали больше времени, если кому-то нужно было говорить подольше. Но была одна женщина, которой, напротив, нужно было меньше говорить, и больше находиться в тишине. Ей нужно было восстановиться физически. Поэтому мы подстроились под ее нужды и сосредоточились на том, чтобы объять ее заботой и спокойствием.
Психологи создали для участниц смены домашнюю теплую атмосферу. И их работа не ограничивалась сеансами терапии. По вечерам все вместе играли в настолки или пели песни. Все ради того, чтобы вернуть находившимся в плену женщинам веру в реальность нормальной жизни.
Несокрушимые и мотивированные
По словам психологов, эмоциональное состояние вернувшихся из плена женщин можно сравнить с состоянием человека, потерявшего близких или пережившего оккупацию.
Когда мы начали работать с освобожденными украинками, то удивились, сколько у них воли к жизни. Они действительно несокрушимы и очень мотивированы восстановиться. Я восхищаюсь этими женщинами. Они поражают. Они действительно герои.
Но психологическая реабилитация в данном случае – это половина дела. Также женщины нуждались в физиотерапии, потому что у всех были многочисленные травмы вследствие пыток. В лагере с ними работал реабилитолог, но эту работу нужно продолжать.
Через три недели в лагере Несокрушимой мамы эти женщины вместе с детьми вернулись домой. Естественно, они не стали новыми людьми. Напротив, вернули себе себя. Заново научились жить, общаться с самыми родными, не бояться обращаться за помощью.