Во время кибервойны с Россией. Достаточно ли Украине экспертов по кибербезопасности и когда мы перейдем на стандарты ЕС и США — эксперт

28 октября, 13:04
ИТ-армия Украины — как воспитывают экспертов по кибербезопасности во время войны (Фото:Pixabay.com)

ИТ-армия Украины — как воспитывают экспертов по кибербезопасности во время войны (Фото:Pixabay.com)

Как преодолеть пропасть между реальными знаниями выпускников заведений высшего образования и потребностями работодателей в области кибербезопасности.

Александр Потий

Заместитель председателя Госспецсвязи

Ежегодно почти 50 кафедр в учебных заведениях Украины выпускают около 2 000 магистров, специалистов и бакалавров по кибербезопасности. Но и государство, и бизнес постоянно говорят о нехватке кадров на рынке. Специалистов не просто мало: среднестатистический выпускник высшего образования не имеет соответствующих навыков и квалификаций, чтобы сразу начать выполнять свою работу на уровне, которого требует работодатель.

Видео дня

В то же время, сегодня Украине такие специалисты нужны как никогда, ведь Россия начала против нас первую в мире полноценную кибервойну.

Итак, что происходит с киберобразованием и что делает государство для улучшения ситуации?

Проблема нехватки кадров в сфере кибербезопасности – глобальная. В мире не хватает более 4 млн специалистов по кибербезопасности, на ее решение нужно время. Все развитые страны мира работают над улучшением образования в этой области и преодолением проблемы кадрового дефицита.

Украина – не исключение. И хотя бы частично мы сможем решить проблему, когда вчерашние выпускники начнут отвечать требованиям работодателей.

Проблема качества кадров обусловлена прежде всего тем, что в формальном образовании Украины только две специальности, по которым заведения высшего образования готовят студентов, - это "Кибербезопасность" и "Информационная безопасность".

Этого мало, чтобы рынок получил специалистов с полным спектром экспертизы. Ведь квалификации, знания и навыки, например специалиста криптографической защиты информации и аналитика угроз безопасности, очевидно, должны быть совершенно разными. Это одна из причин, почему вчерашний выпускник не удовлетворяет потребности рынка.

Вопрос реформирования образования в сфере кибербезопасности Госспецсвязи затрагивал по меньшей мере с 2015 года, когда было предложено превратить Кибербезопасность и защиту информации в отдельную отрасль подготовки и ввести в ней дополнительные специальности, такие как "Криптографическая и техническая защита информации", "Управление безопасностью информации”, “Защита информационно-коммуникационных систем”.

Однако такой подход имел определенные противоречия с государственной политикой Украины, согласно которой перечень отраслей образования должен быть в гармонизации с соответствующим международным перечнем. Поэтому специальность Кибербезопасность осталась в отрасли Информационные технологии.

Но украинское законодательство разрешает соответствующим органам государственной власти и отраслевым сообществам разрабатывать профессиональные стандарты. Поэтому Госспецсвязи для решения кадровой проблемы решила идти по развитию системы профессиональной стандартизации и профессиональной квалификации специалистов.

В прошлом году мы добавили в государственный классификатор новые профессии в области кибербезопасности. Сейчас в классификаторе их 17, а с производными – около 30. Это явилось формальным поводом для разработки соответствующих профессиональных стандартов.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Каждый профессиональный стандарт имеет конкретные знания, практические навыки и компетенции. Он отвечает тем функциям, которые специалист должен выполнять на рабочем месте.

В этом году с участием межотраслевого совета были разработаны и поданы на утверждение первые шесть стандартов. Благодаря партнерам – проекту USAID “Кибербезопасность критически важной инфраструктуры Украины” – мы смогли вовлечь в этот процесс чрезвычайно квалифицированных консультантов.

Первые шесть стандартов учитывают опыт Европейской рамки квалификации и американской Стратегической образовательной инициативы в области кибербезопасности и соответствуют стандартам в ЕС и США.

На этой базе Украина сможет создать систему квалификационных центров. В таких центрах специалисты будут подтверждать свои профессиональные квалификации, проходя обучение самостоятельно или в пределах определенных курсов. Чем больше у нас будут профессиональные стандарты и центры профессиональной квалификации, тем лучше сможем развивать рынок труда для нашего государства.

Кроме того, система профессиональных стандартов позволяет учреждениям высшего образования разрабатывать образовательные программы, учитывающие требования профессиональных стандартов, и представлять соответствующую специализацию, чтобы на выходе выпускники соответствовали высоким профессиональным стандартам и сразу могли сдать профессиональный экзамен. Это повысит уровень знаний выпускников и конкуренцию между заведениями.

Вместе с тем, работодателям будет проще строить карьерный путь для своих сотрудников. Они могут указывать в штатных структурах конкретную профессию, а за счет профессиональной стандартизации создавать карьерные планы для специалистов.

Кроме того, это упростит процедуру нострификации сертификатов, выдаваемых другими странами и влиятельными международными организациями (CISA, например). Специалисты, получившие эти сертификаты, могут получить подтверждение в квалификационных центрах и получить соответствующий национальный сертификат. Таким образом, мы можем привлекать иностранных специалистов без подтверждения дипломов в Украине, а наши специалисты, наоборот, не будут иметь проблем с подтверждением квалификации за рубежом.

Профессиональная стандартизация более гибкая. Благодаря такому подходу, мы сможем быстро реагировать на новые практики на рынке. Соответствующие межотраслевые экспертные советы, учреждения и другие объединения могут выступать с инициативами по разработке новых требуемых рынка стандартов и утверждать их.

Учебные заведения, опираясь на стандарты, смогут быстрее обновлять обучающую программу. А те заведения, которые не будут заинтересованы в обновлении программы, проигрывают конкурентам.

На следующий год мы запланировали разработать еще семь профессиональных стандартов, а через год добавить в государственный классификатор около 14 новых профессий в соответствии с европейской рамкой квалификации и американскими рекомендациями. Итак, уже через несколько лет Украина должна ощутить результат этих системных изменений в образовании, которые мы сейчас проводим.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X