Посещение врача, парикмахера и кафе. Покупки и досуг украинцев во время войны — исследование

11 августа, 10:08
Покупки и досуг украинцев во время войны — исследование (Фото:freepik.com/cookie_studio)

Покупки и досуг украинцев во время войны — исследование (Фото:freepik.com/cookie_studio)

С началом полномасштабного вторжения россии в Украину наш горизонт планирования сократился с недель в ковидное время до считанных дней. Потребление товаров и услуг сузилось до перечня первой необходимости. Как же украинцы планируют и воплощают планы в жизнь?

Платформа Gradus Research спросила в начале лета, какие события или значительные покупки планируют респонденты совершить в течение ближайшего месяца, а в июле повторила вопрос, проверив, что же из планов было воплощено.

Видео дня

Покупки и досуг украинцев во время войны - исследование (Фото: Gradus Research)
Покупки и досуг украинцев во время войны - исследование / Фото: Gradus Research

По результатам опросов есть три группы планов и их реализации:

1. Первая группа событий — то, что люди делают даже чаще, чем планируют. Это касается прежде всего планов встретиться с родными или друзьями. Здесь отмечается, что респонденты фокусируются на вещах, которые касаются близких и семьи, и не связаны с большими затратами. Более половины опрошенных (55,4%) за время войны встречались с родственниками, особенно много таких было в Западном регионе (67,2%). Еще 47% респондентов виделись с друзьями, жители Киева делали это чаще других (62,1%).

В эту категорию также попали визиты к парикмахеру (28,3% имели это в планах против 40,2%, которые воспользовались этой услугой) и посещение кафе/ресторанов: планировали 16,7% респондентов, тогда как около четверти населения (24,1%) побывали там за предыдущий месяц.

Также здесь оказались и такие активности, как приобретение бытовой техники и электроники. 20,7% респондентов в ситуации нестабильности гривны решили сделать такого рода доступные инвестиции.

2. Вторая группа событий – те, в которых планы совпадают с реализацией. Это касается, прежде всего, личных дел, таких как плановые визиты к врачу, обновление гардероба или маникюр.

Статья расходов, которую планируют и стабильно реализуют украинцы во время войны — забота о своем здоровье. 18,1% опрошенных делали профилактические осмотры у врачей, 5,4% респондентов купили или продлили страхование для себя или членов семьи.

Услуги в сфере красоты, такие как маникюр, педикюр или визит к косметологу — преимущественно женские намерения, и они выполняются женщинами, что бы ни произошло.

Шоппинг становится более спланированным. За предыдущий месяц каждый пятый украинец/украинка (19,3%) обновили свой гардероб. Это объясняется также и тем, что люди, которым пришлось покинуть места своего постоянного проживания, не имели с собой подходящих по сезону вещей. Чаще других новую одежду покупали представители возрастной категории 18-24 года (24,9%).

3. Третья группа событий – те, которые планировали чаще, чем реализовали. Их всех объединяет повышенный риск (выезд на природу, отпуск) или существенные расходы (приобретение жилья, авто, проведение ремонта и т.п.). Такие планы являются в большей степени проявлением желания, чем реального умысла. Большинство украинцев вообще отказываются от поездок во время летних отпусков. Поехали отдыхать в пределах Украины только 3,5% респондентов, вариант отдыха за границей выбрали для себя еще меньшее количество граждан — 2,3%. Автомобили, недвижимость или мебель почти не покупают, отказываются также от планов производить ремонт жилья.

Мы видим, как война заставила людей изменить свои привычки и приоритеты в потреблении. Покупки становятся более продуманными и продиктованными потребностями. Но, несмотря ни на что, можно заметить, что украинцы пытаются вернуть себе хотя бы небольшую долю 'нормальной жизни' в виде затрат на маленькие удовольствия: посетить кафе с друзьями, сходить на маникюр или поддерживать здоровье в норме. Это позволяет сохранять адекватное психологическое состояние, живя в условиях войны.

Евгения Близнюк
социологиня, основательница и директорка исследовательской компании Gradus Research

Подводя итог, можно сказать, что украинцы ценят близкое окружение и проводят с друзьями и близкими больше времени, чем планируют. Украинцы все еще не готовы к значительным затратам или лишнему риску, связанному с поездками или перемещениями, однако, несмотря на войну, не забывают об уходе за собой и своим здоровьем.

Опрос был проведен исследовательской компанией Gradus Research методом самозаполнения анкеты в мобильном приложении. Онлайн-панель Gradus отображает структуру населения городов в размере более 50 000 жителей в возрасте 18-60 лет по полу, возрасту, размеру населенного пункта и региона. Период проведения поля: первая волна - 21-22 июня 2022 года .(размер выборки: 1000 респондентов), вторая волна — 20-25 июня 2022 года (размер выборки: 884 респондента).

Редактор: Кира Гиржева
Показать ещё новости
Радіо НВ
X