Я настроена пессимистично. Режиссер фильма Цена правды Агнешка Холланд — о Голодоморе, машине времени и природе человека

3 декабря 2019, 11:09

Интервью с Агнешкой Холланд, трехкратной номинанткой на премию Оскар, режиссером исторического триллера о Голодоморе в Украине — Цена правды, который вышел в широкий украинский прокат.

Фильм Цена правды рассказывает историю журналиста из Уэльса, который весной 1933 года посетил охваченную голодом Украину и первым открыто в мировой прессе заговорил о Голодоморе. Фильм поднимает сразу несколько болезненных для Украины вопросов.

Видео дня

Он рассказывает о Голодоморе, охватившем страну в 1932—1933 годах и унесшем миллионы жизней. В то же самое время он — о журналисткой этике и механизме создания фейковых новостей. А еще картина делает попытку разобраться, каким образом подобная трагедия стала возможна в самом центре Европы в современном мире.

Фильм снят по сценарию писательницы и журналистки из США с украинскими корнями Андреа Чалупы. Он создан в ко-продукции Польши, Великобритании и Украины. После премьеры фильма HB Style побеседовал с режиссером фильма Агнешкой Холланд, которая прилетела в Киев лично представить свой фильм.

— Агнешка, когда вы впервые услышали о Голодоморе?

— Очень давно, где-то в конце 60-х — начале 70-х в Польше я читала книги о Сталине и его преступлениях, изданные в Париже и Лондоне. Наверное, тогда впервые я поняла весь ужас его преступлений. В них шла речь о голоде 1932 — 33 годов, в том числе и о голоде, охватившем Украину, рассказывалось о коллективизации и начале пятилетки. Но в этих книгах было противоречие — они не давали ответ на вопрос: голод был следствием ведения народного хозяйства или же умышленной акцией по уничтожению народа.

Была еще одна книга, которая врезалась мне в память. В детстве я прочла небольшой рассказ Ташкент — город хлебный (повесть Александра Неверова, 1923 — nv.ua). Книга рассказывает историю о маленьком мальчике из села, который пытается спасти от голодной смерти свою семью, отправившись в Ташкент за хлебом. Речь в ней идет о голоде 20-х годов. Это очень мощная книга с очень точным и ярким описанием голода.

Когда же я готовилась к съемкам Цена правды, я прочла много исторической литературы и документов, в том числе несколько романов. Мне важно было понять и показать механизм, который стоял за Голодомором.

Агнешка Холланд: Уважение к хлебу воспитывалось во мне с детства (Фото: @Кирилл Авраменко)
Агнешка Холланд: Уважение к хлебу воспитывалось во мне с детства / Фото: @Кирилл Авраменко

— В фильме есть два момента, когда Гарет Джонс пересматривает свое отношение к хлебу: в заснеженном украинском поле и после возвращения в сытую Британию. Как сложились ваши отношения с хлебом?

— Я родилась в послевоенной Польше. Уважение к хлебу воспитывалось во мне с детства. Моя бабушка и моя мама не могли даже представить, что можно выбросить даже черствый хлеб, потому что они пережили Вторую мировую войну. И хотя они не умирали от голода, тем не менее с большим уважением относились к еде.

— Нам, украинцам одновременно и сложно, и легко смотреть этот фильм. Какое впечатление он произвел, например, на зрителей Польши?

— Польша граничит с Украиной, поэтому о Голодоморе у нас слышали. В Польшу добирались люди, которым удавалось сбежать из охваченных голодом сел. В то время Польша была намного ближе — практически вся Западная Украина была в ее составе. Другое дело, что руководство Польши было в курсе происходящего в Украине, но они предпочли этого не замечать, потому что не хотели портить отношения со Сталиным: военный потенциал Польши был ничтожен в сравнении с военным потенциалом СССР. Да, правительство Польши было в курсе чудовищных преступлений сталинского режима, потому не питало иллюзий относительно Сталина, но при этом молчало. Так что поляки самая близкая аудитория к украинцам. Тем более, что они пострадали от Сталина больше, чем некоторые другие народы.

На самом деле я была не очень уверена в том, что фильм в Польше примут так, как мне бы того хотелось. Тем не менее, он вызвал огромную эмпатию у польских зрителей. В целом реакция прессы и зрительской аудитория была очень хорошей. Его приняли с огромным любопытством, и с этой точки зрения фильм оказался очень эффективным. Мы провели более десяти Q&A сессий. И всякий раз обсуждения длились более двух часов.

Люди обсуждали не только причины Голодомора, их интересовал механизм лжи и фейковых новостей, они проводили политические параллели. Да, темой фильма стал Голодомор, но одновременно он рассказывает о том, как стало возможным, что Голодомор в Украине не только отрицали, но и сделали все, чтобы о нем забыли.

Агнешка Холланд: Да, правительство Польши было в курсе чудовищных преступлений сталинского режима, потому не питало иллюзий относительно Сталина, но при этом молчало (Фото: @FILM UA)
Агнешка Холланд: Да, правительство Польши было в курсе чудовищных преступлений сталинского режима, потому не питало иллюзий относительно Сталина, но при этом молчало / Фото: @FILM UA

— Нашли ли вы ответ на вопрос, почему люди из поколения в поколение наступают на одни и те же грабли?

— Наверное, наступать на грабли заложено в ДНК человечества. Я по натуре пессимист. Я не верю в то, что люди по природе хорошие. Нет, в основной своей массе они — плохие. Борьба между хорошими и плохими людьми продолжается сквозь столетия. И темная сторона человечества чаще всего побеждает. Потому меня и привлекают те, кто выбирают светлую сторону и ведут борьбу за правые вещи, несут миру справедливость и правду. Такие люди встречаются очень редко.

— Если бы у вас оказались ключи от машины времени? Куда бы вы предпочли отправиться и почему?

— Думаю, что никому из ныне живущих не хотелось бы знать, какое будущее их ждет. То будущее, которое мы видим на полотнах художников, из картинки в кино выглядит темным и мрачным. Мне туда совсем не хочется.

А прошлое? В прошлом были некоторые тихие периоды, которые могут быть интересны и даже приятны. Но я не уверена в том, что это не иллюзия. Думаю, что мы должны жить в своем времени: жить с удовольствием со всеми нашими печалями, и стараться сделать что-то посильное, чтобы мир стал хоть чуточку лучше.

— В одном из интервью вы сказали, что сериалы заменили серьезное кино? Хватило ли вам экранного времени, чтобы раскрыть историю Джонса?

— Мне хватило времени на все, что хотела сказать. Конечно, было бы неплохо получить еще минут 20 или полчаса… Но думаю, что для нашей истории полнометражный фильм — самый подходящий формат. Дело в том, что Гарет Джонс прожил всего 30 лет. Он герой одной большой битвы. Кроме того, мне нравится киноформат, он дисциплинирует.

Кстати, действительно было бы интересно сделать сериал, посвященный истории Украины, например, начиная с 1917 года и до второго майдана. Сага получилась была бы впечатляющей.

— На пресс-конференции вы сказали, что съемки фильма изменили вас, вы теперь чувствуете злость. Это конструктивное или деструктивное чувство? И каким вы видите свой следующий шаг?

— Как вы видите из моих ответов, я настроена очень пессимистично. Я не верю во всеобщее счастье, которое наступит в будущем, и не верю в стойкость человечества. Я, конечно, не впадаю в депрессию. Я стараюсь что-то сделать, даже если эти действия мне кажутся безнадежными и похожими на Сизифов труд. По натуре я борец.

— Назовите, пожалуйста, топ-5 фильмов 2019 года, которые вы советуете посмотреть.

— Корейский фильм Паразиты. Он получил главный приз Каннского кинофестиваля. Думаю, что это очень мощный фильм. Он рассказывает не очевидную, но глубокую правду об обществе.

Таким же правдивым фильмом об обществе является Джокер. В довольно популярной форме он рассказывает о современном фашизме и его причинах. У этого фильма огромный коммерческий успех и потенциал.

Новый фильм Тело Христово молодого польского режиссера Яна Комасы я считаю также очень хорошим. Он поднимает очень серьезные проблемы, затрагивая устои общества и устои католической церкви. И он очень красиво снят.

В отличие от вышеназванных фильмов картина Портрет девушки в огне Селин Сиамы показывает нашу жизнь не такой уж мрачной. Возможно, он немного вызывающий, но в то же самое время он очень красивый.

Это, конечно, не совсем скромно с моей стороны, но я очень хочу, чтобы украинский зритель пришел в кино на Цену правды. Он поднимает глубокие вопросы, актуальные и в наши дни — этики журналистов, политической целесообразности и технологии создания фейковых новостей.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X