Ветеранские бизнесы в мире. Чем занимаются бывшие военные?

25 февраля 2021, 13:16
Цей матеріал також доступний українською

Возвращаясь из зоны боевых действий, ветераны часто меняют свое направление деятельности и становятся предпринимателями. В мире есть немало примеров успешных ветеранских бизнесов — предлагаем вам узнать о некоторых из них.

Ветеранские бизнесы как тренд в Украине пока еще в новинку, но на самом деле нет ничего нового в этом мире. В европейских армиях наполеоновской эпохи сообразительный солдат мог накопить немного денег и после войны открыть корчму или лавку. Участники обеих мировых войн тоже открывали бесчисленные бизнесы. Некоторые из них впоследствии вырастали в гигантские компании, но никому не приходило в голову называть ветеранским бизнесом торгового гиганта Walmart или международную доставку FedEx, хотя обе и основаны ветеранами. В те времена акцент на военном опыте не слишком отличал бизнес и вообще был не очень приемлем.

В современных войнах задействован небольшой процент населения, а появление социальных медиа заставляет бизнес конкурировать не только товаром, но и личностью, культивируя доверие и почти личные отношения с клиентом. Первыми это поняли ветераны-предприниматели в США, а затем тренд подхватили другие. Вместе с студией
DocNoteFilms, которая уже несколько лет занимается темой предпринимателей – ветеранов АТО в документальном проекта «Крутой Замес», мы разобрали несколько примеров ветеранских бизнес из-за рубежа.

Видео дня

Black Rifle Coffee

Black Rifle Coffee (Фото: Black Rifle Coffee)
Black Rifle Coffee / Фото: Black Rifle Coffee

Эту кофейную компанию основал Эван Хефер – ветеран United States Army Special Forces (Т.е. УСН) и кофейный маньяк. После службы он несколько раз пытался начать собственное дело, пока не решил делать то, к чему лежало сердце. Военные любят хороший кофе, а максимализм и увлечение экзотическими странами мотивировали к поискам лучших поставщиков кофейных зерен. Возможно, Эван стал бы успешным локальным продавцом отборного кофе, если бы судьба не свела его с другими героями этой истории.

Рейнджер Мэтт Бест любил записывать видео на YouTube между поездками в горячие точки, работая на частную военную компанию. А наводчик фронтовой авиации Джаред Тейлор томился, снимая корпоративные видео и фото. Вместе они создали множество скетчей и даже полнометражную комедию. Эти проекты собрали большую аудиторию, но настоящий успех пришел, когда в один день Эван Хефер предложил ребятам продавать его кофе, воспользовавшись их популярностью в соцсетях.

Хороший кофе, приправленный специфическим ветеранским юмором и новыми подходами к маркетингу, продавался беспрецедентно быстро. Сейчас Black Rifle трудоустраивает тысячи ветеранов. Кроме разнообразных сортов кофе, они выпускают мерч, снимают скетчи, финансируют собственное серьезное военное издание Coffee or Die Magazine, а также поддерживают множество благотворительных инициатив. Сейчас Black Rifle Coffee приносит около 30 миллионов долларов дохода ежегодно.

The Afghan Rug Shop

The Afghan Rug Shop (Фото: The Afghan Rug Shop)
The Afghan Rug Shop / Фото: The Afghan Rug Shop

В Великобритании около 6% всех малых и средних бизнесов принадлежат ветеранам, но немногие из них это афишируют. Здесь, как и в Украине, эта тенденция только начинает расти. Одним из тех, кто гордо поднял флаг ветеранского бизнеса, стал владелец салона экзотических ковров Джеймс Вилью. Он служил в Королевских воздушных силах, успел побывать в составе стабилизационного контингента на Балканах, в Ираке и Афганистане. И в одну из ротаций родилась идея его бизнеса.

Он служил в подразделении, обеспечивал восстановление северных регионов Афганистана. И чтобы быть в курсе всех событий, взял за привычку пить чай на рынке между патрулированием. Этот регион славится своими коврами благодаря уникальному местному стилю, необычайному мастерству ткачей и разнообразию цветов и мотивов, так что на рынке их было множество – и продавалась почти за бесценок.

Джеймс купил несколько ковров, и когда вернулся в Англии, оставил себе пару штук, а другие продал, чтобы устроить на эти деньги свадьбу. Как-то его знакомый спросил, не может ли Джеймс купить и ему такой коврик. Вилью задумался, и вместе со своим переводчиком из Афганистана начал планировать логистику. Через пару месяцев первая посылка с коврами пришла в Англию.

Теперь Джеймс имеет уютный магазинчик и продает по полтонны ковров в квартал – вживую в магазине и через интернет по всему миру, а еще предлагает традиционные афганские мебель и посуду. Часть прибыли вкладывает в инициативы, помогают афганцам начать собственное дело, а также следит, чтобы ковроделы получали честную плату за свою работу.

Jolly Roger Barber Bar

Jolly Roger Barber Bar (Фото: Jolly Roger Barber Bar)
Jolly Roger Barber Bar / Фото: Jolly Roger Barber Bar

Австралиец Гарри Вильсон – не типичный парикмахер. С детства он любил регби и мечтал служить в армии. В 2006 он попал в Ирак пехотинцем, но через 12 лет запущенные спортивные, боевые и психологические травмы дали о себе знать, и он оставил войско. Работа менеджером была слишком нервной, и психолог посоветовала поискать какую-то креативную работу руками, да еще и такую, которая заставляла бы его общаться с людьми. Такой оказалась работа парикмахера.

Гас выучился на барбера и открыл собственный салон
Jolly Roger Barber Bar. Здесь он стрижет, бреет и наливает клиентам кофе или рюмочку чего покрепче. Заведение оформлено в пиратском стиле, потому что, во-первых, расположено в прибрежном городке Кофс-Харбор, во-вторых, пираты ассоциируются с роскошью и выпивкой, а в-третьих - этот образ просто подходит самому Гасу.

Почти сразу ветеран открыл второй салон и даже сделал мобильный барбершоп в фургоне, который пришелся очень кстати во время карантина. А еще Гас учит барберскому делу других ветеранов и тренирует детские регби-команды.

Tropic Ocean Airways

Tropic Ocean Airways (Фото: Tropic Ocean Airways)
Tropic Ocean Airways / Фото: Tropic Ocean Airways

Жизнь и карьера Роберт Цераволо, основателя Tropic Ocean Airways, напоминает чем-то голливудский фильм. В детстве он посмотрел фильм Top Gun с Томом Крузом и решил стать пилотом-истребителем. Он вырос, стал военно-морским летчиком, летал на том же самолете, что и герой фильма, и так же стал инструктором школы Топ Ган – элитной школы воздушного боя.

Роберт получил две медали за боевые вылеты в Иракской войны, а также организаторский опыт на ряде логистических и командных должностей. А после службы решил не становиться пилотом гражданских авиалиний, а воплотить вторую детскую мечту – открыть собственную авиакомпанию. Продал дом, машину и мотоцикл, получил недешевую лицензию и приобрел небольшой самолет – старую Cessna. И так вместе с напарником основал Tropic Ocean Airways.

Сейчас компания Роба обслуживает несколько регулярных маршрутов из Флориды на Багамские острова и имеет собственный флот гидропланов. Гидроплану не нужна взлетная полоса, поэтому это прекрасная машина для тропических островов. 70% прибыли приносят чартерные перелеты, когда клиент может заказать гидроплан откуда и куда угодно. В компании работает более ста человек, и треть из них – тоже ветераны.

Hearty Hog

Hearty Hog (Фото: Hearty Hog)
Hearty Hog / Фото: Hearty Hog

После службы в Корпусе Морской пехоты США и двух поездок в Ирак сержант Фрэнк Магана и его жена Эмбер решили поселиться в каком-то тихом городке в Теннесси и открыть собственный бизнес, но помешал экономический кризис 2008 года. Зато Фрэнк устроился на службу в полицию и пошел учиться в университете, а еще полюбил готовить, и особенно – блюда юга США.

Южная кухня знаменитая в первую очередь барбекю – это чаще всего свинина, запеченная на медленном огне с дымком. К нему часто подают макароны с растопленным сыром и салат из квашеной капусты. А еще сладко-кислые или очень острые соусы и холодный сладкий черный чай.

Готовка помогала Фрэнку расслабиться и приспособиться к гражданской жизни, потому что было трудно общаться с коллегами и соседями. А когда он готовил и угощал их, получалось познакомиться и подружиться. И впоследствии вместе с женой он наконец открыл кейтеринг Hearty Hog, по-нашему Сытный Кабанчик.

Ветеран устроил мобильный барбекю-фургон и еженедельно угощает сотни гостей на различных фестивалях и событиях, и уже два года подряд его мобильную кухню называют лучшей в графстве. Фрэнк также помогает собирать средства для маленьких местных инициатив и устраивает кулинарные мастер-классы, конкурсы и посиделки для ветеранов. Он прекрасно знает, что дружеское общение за одним, да еще и вкусно обставленным столом – совсем не пустяк и может оказаться для кого-то на самом деле неоценимым подарком.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Подписаться на ежедневную email-рассылку
материалов раздела Life
Оставайтесь в курсе событий из жизни звезд,
новых рецептов, красоты и моды
Каждую среду
Показать ещё новости
Радіо НВ
X