Тренер — психолог, друг и мама: почему в спорте так важен наставник

1 октября 2021, 11:08
Партнерский проект

Спортивный наставник — это не только тренер, но и друг для ребенка, который делает первые шаги по направлению к спорту. Он является проводником в мир спорта, помогает справляться с кризисными ситуациями, мотивирует и способствует развитию.

Именно поэтому международный благотворительный фонд Parimatch Foundation (PMF) в своей программе «Спортивный наставник» делает акцент как раз на тренере — человеке, от которого во многом зависит, полюбит ли ребенок спорт. Президентка PMF Екатерина Белорусская и олимпийская чемпионка по художественной гимнастике Анна Ризатдинова, которая стала наставницей программы для подопечных фонда, поговорили о том, почему для успеха так важен тренер.

Видео дня

Часто тренер становится для них единственным человеком, который в них верит и помогает самореализоваться.

Комплексная программа «Спортивный наставник» помогает детям, независимо от их жизненных обстоятельств, развиваться физически, взращивать уверенность в себе и получать полезные социальные навыки при помощи спорта. Дети, попавшие в сложные жизненные обстоятельства, требуют особого внимания. И в этой ситуации именно занятия спортом и поддержка наставника могут повлиять на полноценное развитие ребенка и сделать его в будущем полноценным членом общества.

Екатерина Белорусская

Президентка PMF

Екатерина: Анна, во время твоей профессиональной карьеры у тебя были наставники, а теперь ты уже сама наставник для детей. Как ты считаешь, правильно ли говорить, что без наставника, то есть тренера, спортсмен не сможет достичь высокого результата?

Анна Ризатдинова

Олимпийская чемпионка по художественной гимнастике

Анна: Наставник в любом виде спорта — это ключевой момент. Я очень хорошо помню: если мой тренер меня мотивировал и был моим другом, у меня был результат. Когда отношения с наставником не такие, то люди настолько зажаты, что даже боятся улыбаться в зале.

Екатерина: Профессиональный спорт — это прежде всего дисциплина. Где должна быть грань между мягкостью и строгостью?

Анна: В этом и заключается мастерство настоящего наставника. К тренеру должно быть огромное уважение. Если ребенок уважает своего тренера и доверяет ему — только в таком тандеме действительно будут медали. Но если спортсмен боится сделать лишний шаг, не так посмотреть или улыбнуться — успеха не будет. Мы с Иришей Блохиной (тренер Анны Ризатдиновой — прим. ред.) показали на Олимпиаде в Рио, что можно добиваться успеха не только через крик и упреки, но и через диалог. Тренер может заменить и психолога, и друга, и даже маму — как правило, спортсмены вырастают вдали от родителей. К наставнику можно обратиться, когда плохо на душе. Например, если гимнастке страшно выступать на соревнованиях, она должна подойти к своему тренеру и попросить поддержки. Для этого он и находится рядом. Бывает, что спортсмены боятся своих тренеров и сами справляются со стрессовыми ситуациями.

Екатерина: Программа «Спортивный наставник» рассчитана на то, чтобы помочь детям, которые попали в сложные жизненные обстоятельства, преодолеть эмоциональные барьеры через занятия спортом. На твой взгляд, насколько спорт может способствовать социализации ребенка?

Анна: Хочу начать с того, что я горжусь тем, что я спортсменка. В моей жизни было много периодов, когда я хотела прекратить тренировки. В профессиональном спорте действительно сложно. Но сейчас, оглядываясь назад, я с уверенностью говорю: «Спасибо, что стала спортсменкой». Потому что это помогает самореализоваться и воспитывает характер. После спорта в дальнейшей жизни ставишь себе цель — только золотая медаль, и не важно в чем: в танцах или готовке. Еще человек становится самостоятельным, особенно когда начинает ездить на сборы и соревнования. Благодаря спорту появляются стержень и дисциплина.

Екатерина: То есть спорт помогает воспитывать лидеров?

Комплексная программа «Спортивный наставник»
Фото: Комплексная программа «Спортивный наставник»

Анна: Да, однозначно. Детей важно воспитывать с мотивацией. И я как мама уже знаю это не понаслышке. Моему сыну сейчас три года, и я прилагаю максимум усилий, чтобы привлечь его в спорт. Не заставить, а направить, чтобы у ребенка появилась цель в жизни и он пошел по правильному пути. Занятия спортом — это правильная дорога.

Екатерина: Мы глубоко верим в то, что спорт для детей, попавших в сложные жизненные обстоятельства, — это смена фокуса на что-то более приятное, где можно временно не думать о своих проблемах и реализовать себя. Но также понимаем, что за пределами спортзала у детей остается непростая жизнь. Веришь ли ты в то, что отвлекая ребенка и направляя его энергию в полезное для него русло, можно как-то поменять его жизнь?

Анна: Для таких детей спорт — это спасение. Я видела много примеров, когда ребенок бежал в зал, чтобы отвлечься от домашних проблем, и как менялся именно на тренировках. Также я наблюдала ситуации, когда у детей не было финансовой возможности заниматься гимнастикой. И хотя они были очень талантливы, были вынуждены бросать спорт.

Екатерина: Наверное, это самый болезненный момент — когда нет возможности продолжать, а для ребенка это был важный стимул.

Анна: Да, когда ребенок мечтал попасть на Олимпийские игры, это действительно для него горе. Тренировки для детей — это мир, который делает их лучше, дает возможность выезжать на соревнования, делиться тем, что умеют, и демонстрировать определенные достижения. В нашем обществе случается так, что к ребенку, например, из малоимущей семьи, могут относиться менее дружелюбно, чем к остальным детям. Но благодаря спорту его начнут уважать и обращать на него внимание. Если девочка умеет садиться на шпагат благодаря гимнастике, на нее все смотрят уже по-другому, думая: «О, она уже что-то умеет». Спорт помогает детям самоутвердиться.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X