«Мы — поколение последних романтиков». История 59-летней Татьяны, которая стала стажером в звездном украинском стартапе
НВ вместе с фондом Жизнелюб и брендом Zhernov Artifactory в рамках проекта Никогда не поздно публикует историю 59-летней Татьяны Заражевской, которая после ухода с работы попробовала свои силы в звездном украинском стартапе.
Это один из 11 рассказов о людях-жизнелюбах старшего возраста, передавших в мастерскую Сергея Жернова артефакты, с которыми связаны особенные моменты их жизни.
Проект позволил им по-новому взглянуть на возраст: каждая из переданных вещей получила не только новую жизнь, но и совершенно новый смысл. Фляга стала подвеской, пробка от керамического бочонка превратилась в украшение, простой китайский браслет с яркими камешками стал частью арт-объекта, демонстрирующего рождение феи. Каждая из вещей зажила своей новой, второй жизнью, как и большинство людей, которые, выходя на пенсию, начинают искать новые смыслы и новых себя.
Каждая вещь говорит нам о том, что в каждом взрослом человеке его накопленный жизненный опыт, его истории, память и знания могут стать началом совершенно новой, еще одной жизни, когда вдруг кажется, что самое интересное уже давно позади. Это отразилось и в фотопроекте, снятом фотографом Сергеем Сарахановым.
Артефакт Татьяны — кулон, созданный Сергеем Жерновым из переданной ею фарфоровой статуэтки.
Татьяна родилась в семье военных, много переезжала, меняла школы, встречала новых людей. А потом вышла замуж за военного. Работала завлабораторией в военном госпитале, рассказывает, как всю жизнь добавляла себе пару-тройку лет для солидности. «Теперь уже не надо», — смеется она.

С работы ушла несколько лет назад, так как были проблемы в семье и требовалась ее помощь. Теперь появилось немного времени на творчество: «Люблю все делать своими руками, занималась декупажем, валянием, делала цветы из холодного фарфора, — рассказывает Татьяна, — что-то гуглила, чему-то научилась на занятиях. Там такая атмосфера, что только ради нее стоило ходить».
А еще успела побыть стажером в украинском стартапе PetCube. Ее там поразило все: «Впечатлений — море, — говорит, — там совсем другой мир. Я в таких офисах никогда не работала: люди приходят в удобное им время, собаки прямо в кабинетах, все очень демократично».
На вопрос «Хотела бы родиться в другом времени?» не задумываясь отвечает, что нет: «Мы — поколение последних романтиков. Я люблю песни у костра, люблю гитару, походы с палатками. Столько теплых воспоминаний с того времени, — Татьяна делает паузу, — но нет, я не скучаю. В каждом времени есть свой позитив. Я всегда и во всем стараюсь найти что-то хорошее, и в этом времени тоже много всего замечательного».
Рассказывает, что когда родился первый внук, она каждый месяц писала ему стих, а потом ей помогли издать книгу для него на годик: «У меня, к сожалению, только два сына. Если бы я могла вернуться назад, у меня бы было больше детей, — говорит Татьяна, — но время другое было».
- Человек, заставлявший всех смеяться. Как Роман Зубрицкий провел 50 лет жизни под куполом цирка и продолжает исполнять свои мечты
- «Теперь я ничего не боюсь». Как жительница Днепра Вера Козырева в 60 лет переехала в Киев и стала блогером
- «Сбавить темп и насладиться жизнью». Как к 60-ти годам Андрей Богомолов сменил несколько профессий и стал преподавать живопись для детей
Говорим о проекте, и Татьяна признается, что все эти фотографии и вся эта публичность ей тяжело дается: «У меня все спрашивают: почему я на фотографиях никогда не улыбаюсь. А я говорю, что это не так. В 2001 году нас с военным госпиталем отправили с миссией в Косово. Муж очень переживал, там же война, но я сказала, что не могу не поехать. И вот там на всех фотографиях я улыбаюсь. В камуфляже, в бронежилете, погода пасмурная, зима, вокруг развалины, а я улыбаюсь. Мне так хотелось хоть частичку позитива им принести своей улыбкой. Согреть их всех. Вот и улыбалась».

Рассказывая о своей мечте, говорит, что хочет, чтобы вокруг было больше добра. И меньше угрюмых лиц. Чтобы люди передавали этот позитив друг другу.