
Побеждают сильные духом. Мифические существа вместе с украинцами стали на защиту Украины в захватывающей рекламе СОSMOLOT
Перемагають сильні духом — это третья патриотическая рекламная кампания СОSMOLOT с начала полномасштабной агрессии России против Украины. В серии впечатляющих рекламных роликов рассказывается о том, что желание украинцев выдворить рашистов из Украины настолько сильно, что даже потусторонние силы украинской земли — мифические существа приходят на помощь.
В работу над масштабной рекламной кампанией пригласили известную украинскую художницу из костюмов Лесю Патоку, знакомую зрителям по своим работам для украинских музыкантов ONUKA, Pianoбой, Сергей Бабкин, удивительным костюмам для шоу Маска и Маска 2 и романтично-фантазийного фильма Віддана режиссера Христины Сиволап по роману Софи Андрухович Фелікс-Австрія.
Леся Патока
Леся Патока — один из тех художников, которые хорошо разбираются в том, как создать невероятную стилизацию украинского фольклора, которая будет выглядеть правдоподобно и фэнтезийно водночасье, с элементами fashion, которую очень хочется долго и внимательно рассматривать. Одним из примеров такой работы является сотрудничество с группой ONUKA и ее клип Zenit, получивший в 2021 году награду кинофестиваля ARFF Barcelona.
Называть вещи своими именами
Семь роликов являются своеобразным продолжением предыдущих рекламных кампаний (Палімо вату разом, Рашистам пекло), в которых СОSMOLOT поддерживает Украину и украинцев в трудные времена и называет вещи своими именами: сторонников «руського мира» — ватой, рашистов (рашизм — новый термин, который войдет в учебники истории всего мира наряду с нацизмом) — рашистами, российских солдат — ваньками, свинособаками
Растислав Риго
«В серии рекламных роликов Палімо вату разом, потом Рашистам пекло, мы стали первой крупной украинской компанией, которая в рекламном пространстве публично заявила о своем отношении к соседней стране, развязавшей войну против Украины. Мы открыто заявили, о чем говорят украинцы между собой дома, в подвалах, бомбоубежищах, в эвакуации, — рассказал Head of Brand Cosmolot Растислав Риго. — Мы как компания в этих роликах не лицемерим, а говорим на том же языке, с таким же вдохновением и с такой же злобой, как и все украинцы: „Убирайтесь прочь с нашей земли“».
Героями кампании Перемагають сильні духом стали шесть героев украинского фольклора: Ведьма, Лесовик, Богатырь, Чугайстер, Полевая русалка и Мара, а также черт, уже знакомый зрителям из предыдущих роликов.
«Рашисты влипли по самые уши, потому что не победить им Сильных Духом!» — этот месседж проходит через всю кампанию. Каждый отдельный ролик объясняет, как именно они в соответствии со своими колдовскими способностями становятся на защиту Украины: Богатырь забрасывает российских военных тяжелыми камнями, Ведьма «наводит» на них тяжелые ранения, Чугайстер и Лесовик устраивают охоту

«В нашем первоначальном списке было гораздо больше героев, ведь как украинский, так и старославянский фольклоры богаты интересными магическими существами, но мы выбрали наиболее ярких персонажей, встречающихся в сказках и легендах всех регионов Украины. Да, очень интересный персонаж Мара, или Мора, или Морена, Марана. Это все ее названия у всех славянских народов. Это полубогиня, властелиница смерти. Для кампании мы распространили в Украине имя — Мара. Она приходит, когда заканчивается теплое время года и начинаются морозы, холод. Мара действительно символизирует приход зимы. Она уходит или умирает в начале весны, когда все расцветает. Все герои выполняют свое магическое действие, которое вкладывают в помощь украинской армии», — добавил Растислав .
У лозунга кампании Перемагають сильні духом двойное значение. С одной стороны, это сильные духи, существующие на грани потустороннего мира и реального мира, а с другой, это говорит об украинцах как сильных духом людей, их стойкости, безумной воле к свободе, ведь дух — это сила, которая делает украинцев непобедимыми.
«У украинского народа есть сила, которая их объединяет изнутри. Эта сила не материальна, а духовна. Это то, что не может сгореть, не может погибнуть, ведь оно вечно. И наоборот, наши враги, похоже, слабые. Судя по их действиям и поступкам, они прогнили внутри. У них нет духа, а есть только оболочка. Поэтому они очень быстро ломаются, потому что внутри нет той энергии, которая бы их объединяла. И на этом противостоянии мы сделали эту кампанию», — так объясняет кампанию Растислав Риго .
Кроме того, авторы рекламной кампании надеются, что она побуждает украинцев глубже ознакомиться с фольклором, узнать больше о героях сказок, мифов и легенд и лучше узнать Украину.
Один из самых впечатляющих проектов периода войны
Работая над проектом Перемагають сильні духом, Леся Патока не только детально изучила природу и особенности каждого героя кампании, а продуманно, изобретательно и рассудительно подошла к созданию костюмов и образов, учитывая как их функцию в роликах, так и свойства, которыми наделяет их народная фантазия в сказках и легендах. Как отмечает художница, ей важно, чтобы у каждого героя была основа. Именно поэтому каждый герой в рекламных роликах COSMOLOT будет узнаваем, жив, побуждает воображение и будет вызывать любопытство узнать о нем больше.
«Я фанат мифической и мистической Украины. И когда я прочла бриф, который мне прислала команда COSMOLOT, я была в шоке, потому что реклама была написана будто под меня», — рассказала Леся.
«Перемагають сильні духом — очень глубокий лозунг. Как правило всем известно, что побеждает тот, кто сильнее физически и более вооружен. Но Украина сейчас показывает всему миру, насколько важнее силы физической является твое нутро. Если ты внутри очень крепкий и закаленный духом, то можешь побеждать просто благодаря силе духа и желанию жить свободно», — так прокомментировала Леся Патока свое понимание лозунга кампании.

Художница по костюмам называет рекламную кампанию одним из самых захватывающих проектов за все время войны. И отмечает, что они с командой получили от ее реализации огромное удовольствие и верят, что она поддержит и вдохновит украинцев победить.
Над проектом Перемагають сильні духом от его замысла до реализации работала небольшая команда, ведь она создавалась в условиях войны. Поэтому, как отметил Head of Brand COSMOLOT Растислав Риго, классические подходы к работе над подобными рекламными кампаниями здесь не работали. Впрочем, в этом случае это пошло только на пользу проекта и стало особенной для него гордостью.
«В условиях, в которых мы сейчас живем, классический подход в принципе не работает, потому что многие люди или уехали, или у них нет возможностей. И здесь должна работать синергия. Нам как раз в этой кампании удалось то, что мы интуитивно чувствовали, но сделали сейчас. Арт-директор периодически превращался в копирайтера, когда тот не смог дотянуть до финала. А стратег мог быть немного арт-директором и предлагать, рекомендовать, что не удалось арт-директору. Все мы были немножечко всеми. В частности, и продюсер Федор Магай, и режиссер Виталий Ярмак, ставший частью команды, просто из глубины сердца работавшей над этой кампанией», — рассказал Растислав Риго.
Работа небольшой команды в определенном смысле стала маленьким отражением того, как сейчас работает вся Украина: воюет на фронте, волонтерит, передает разведданные военным, платит налоги, делает все, чтобы государство функционировало, и каждым своим действием приближает победу Украины в войне, развязанной россией.
«Как словак по национальности и как украинец по сердцу, проживший здесь много лет, я должен признать, что Украина избавилась от этого недостатка: моя хата скраю, в то время как Европа его, наоборот, приобрела. Каждый раз, возвращаясь из Европы в Украину, я понимаю, что здесь все тянут за одну нить и пытаются друг другу помочь. И стараются сделать гораздо больше. И это очень вдохновляет», — добавил Растислав.
Особенности образов и костюмов
Леся Патока рассказала об особенностях работы над каждым из шести героев — тремя женскими и тремя мужскими образами — и подробностях создания костюмов. Как отметила художница, в работе ей разрешили создать современную подачу и не ограничивать себя. Остальное дополнило мастерство всей команды и актерская игра.
Мечта

«У славян Мара — женский персонаж, это богиня потустороннего мира. Иногда говорят, что она богиня ночи, смерти и воды. В украинской мифологии это не слишком распространённый персонаж. И очень круто, что мы уделили ей внимание», — рассказала Леся Патока.
Она объяснила, что разработать Мару было одной из самых сложных и интересных задач, ведь устойчивого описания ее внешности нет, а зритель должен сразу понять, кого он видит.

Венок создан из бархатцев и веток можжевельника. Мара одета в черное платье, расшитое объемными искусственными цветами бархатцев, камнями и шестью видами кружева, образующими узор костей скелета. Важным акцентом образа являются массивные бусы из янтаря и ангусика. Его для Мары специально создал украинский ювелирный бренд. В мейкапе, также характерном для знаменитого мексиканского Санта Муэрте, использованы элементы Петриковской росписи.
Богатырь
«Многим может показаться, что богатырь — устоявшийся образ из русских сказок и что он не имеет никакого отношения к Украине, но это вовсе не так. Богатыри также герои украинских сказок и легенд. Просто россия, как часто это бывает, их присвоила и навязала мнение, что богатыри — это исключительно русские герои», — рассказала Леся Патока со смехом.
Согласно легендам богатыри — это воины, отличавшиеся почти сверхчеловеческой мощью и силой и огромным ростом.

За основу команда взяла образ богатыря времен Киевской Руси. Чтобы показать, что он обладает сверхчеловеческой силой, была визуально увеличена верхняя часть туловища, ведь в рекламе герой поднимает обеими руками огромный камень, дабы сбить вражеский вертолет. Для этого отдельно сшили мускулатуру и, соответственно, сделали очень объемные рубашку и плащ.
Лесовик

«Лесовик — один из наших самых любимых героев. Это дух леса и собственно его воплощение. Обычно его представляли бородатым седым дедом, одетым в звериные шкуры. Но поскольку мы animal friendly, то не хотели использовать никаких животных шкур и взяли за основу все природное, так, чтобы он мог раствориться в лесу. Из интересного, что я узнала, Лесовик может менять рост, становясь то ниже травы, то ниже деревьев. У него зеленые глаза, пылающие лесной зеленью. И он может предстать в подобии волка или какого-нибудь лесного зверя», — поделилась художница своими находками.


Лесовику сделали очень изобретательный образ и костюм. Да, это один из трех героев, у которого есть рога. Он вышел весь поросший мхом, грибами и лесными растениями. На создание образа ушло 10 видов натурального мха разной фактуры, формы и оттенков, привезенного из разных уголков Украины. Рога и грибы созданы вручную. Зеленое пальто расшито стабилизированными листьями папоротника, корой деревьев и пр.
Мавка

«В украинском фольклоре Мавка — это неспокойная душа девушки, не помнящая ни себя живой, ни того, кто ее оскорбил, но глубокую тоскует по любви. Она обольщает мужчин, которых встречает, заводит их в лесные заросли и лишает жизни. В рекламе COSMOLOT Мавка рассыпает чернозем, в который превратились российские вояки, пришедшие захватить украинскую землю, и на нем расцвели наши невероятные подсолнухи», — рассказывает о героине Леся Патока.

Для роли Мавки нашли актрису с фарфоровой кожей, сияние которой добавили множеством блесток на лице и руках. А чтобы подчеркнуть, что Мавка полевая (в украинском фольклоре встречаются также лесные, речные, луговые, степные мавки) ей сделали желтый парик. Объем достигли, использовав пять париков и дополнительные волосы. Она украшена полевыми цветами, пшеницей, рожью, цветами и сухостоем.

На создание платья ушло более 30 м трех разных видов ткани, его украсили аппликациями и объемными 3D-цветами. Платье имеет характерную для украинских вышиванок форму рукавов. Вышивка блестящими блестками является одновременно и посылом к чему-то магическому, и напоминает украинскую вышивку.
Чугайстер


Как отметила Леся, создавая образ Чугайстра, она исходила из того, что в преданиях его представляют поросшей белой или черной шерстью. Поэтому в рекламе он вышел несколько похож на йети. Согласно легендам он передвигается, как ветер или вихрь, и может насмерть закружить в танце. Обычно его жертвами становятся мавки, но в рекламе его настоящая добыча — рашисты, или, как их еще называют, свинособаки, несущие горе на украинскую землю, поэтому он их поджаривает на костре.
«Невероятно интересный герой. Это фантастический образ чисто украинской мифологии. Как и у Мары, у него также нет устоявшегося узнаваемого образа. Поэтому для меня это была очень интересная задача. И когда он появился на съемочной площадке, все сразу вытащили свои телефоны», — поделилась, улыбаясь, Леся Патока.

Костюм создан из искусственного меха разной длины. Голову украшает шляпа с рогами разной формы и разным декором. Сложной и интересной деталью являются его когти, которые должны быть очень крепкими, ведь в ролике Чугайстер танцует гопак, набивает мяч и играет на барабане. Специально для этого героя известный украинский художник по гриму Олег Цьось сделал пластическую маску-грим, поэтому от актера, игравшего Чугайстра, остались только голубые глаза и умение пластично двигаться, танцевать и играть в мяч.
Ведьма

«Мне кажется, сейчас каждая украинская женщина немного ведьма, — улыбнулась Леся Патока. — Согласно поверьям ведьмы — это женщины, наделенные колдовскими способностями то ли от природы, то ли от сговора с дьяволом. Они могли отличаться как безобразием, так и невероятной красотой. Мы решили сделать фантастическую пылкую зеленоглазую брюнетку».

Голову героини украшает парик, созданный из пяти париков, декорированных вороньими перьями, рогами, обилием колец, браслетов и множеством других декоративных элементов.
Также привлекают внимание массивные бусы, которые специально для рекламы создали украинские ювелиры. Их украшают кораллы, бусины янгусики (вид огромного кулона) и дукаты.