Объединить друзей для помощи другим. Как работает волонтерский фандрейзинг

12 июля 2021, 15:36
Спецпроект

Что такое волонтерское фандрейзинг и как к нему приобщиться — объясняет фонд Таблеточки

«Дорогие мои друзья и близкие: скоро у меня день рождения. Если бы я была дома, то планировала бы бессмысленную, дорогую вечеринку, а вы покупали бы мне подарки и вино. Дешевле и приятнее можно отпраздновать, сделав благотворительный взнос, чтобы помочь индонезийской целительнице по имени Вейан Нуриясих приобрести дом», — такое электронное письмо рассылает своим друзьям накануне дня рождения Лиз Гилберт, главная героиня культового романа и одноименного фильма «Есть, молиться, любить».

Видео дня

Очень быстро собирается нужная сумма, и Вейан вместе с дочкой наконец получают желанный кров, в котором нуждались долгие годы.

Это не только красивая история, которая способна растопить сердца. Это яркий пример волонтерского фандрейзинга.

Что такое волонтерский фандрейзинг?

Фандрайзинг буквально означает «собирать средства». Это процесс привлечения денег для реализации значимых проектов или поддержки социальных инициатив. Процесс сбора средств включает поиск потенциальных благотворителей.

Многие организации фандрейзят профессионально. Преимущественно это неправительственные организации: общественные и благотворительные. Так, благотворительный фонд «Таблеточки» уже 10 лет занимается фандрейзингом — команда специалистов вместе с благотворителями собирает средства для нужд онкобольных детей и их семей в Украине.

Некоторые благотворители, которые регулярно поддерживают такие организации, стремятся сделать нечто большее, чем благотворительный взнос. Они начинают объединять людей вокруг проблемы и собирать средства для ее решения, то есть занимаются фандрейзингом на добровольных началах — волонтерским фандрейзингом.

Волонтеры-фандрейзер разными способами собирают средства, чтобы достичь желаемой цели: отремонтировать помещения в доме престарелых, приобрести спортивное оборудование в дом-интернат или лекарства для онкобольных детей. Прежде всего они призывают присоединиться к сбору средств людей из своего близкого круга: семью, друзей, коллег, соседей.


Свое начало волонтерское фандрейзинг берет в 1970-х годах в США.

Тогда некоммерческая организация March of Dimes, основанная президентом Франклином Рузвельтом, начала проводить первые фандрейзинговые кампании — пешие марафоны. Каждый желающий мог приобщиться к марафону, приобретя специальный билет и призвав своих друзей присоединиться и сделать финансовый вклад в организацию. Все средства от приобретенных билетов шли на программу March of Dimes, направленную на улучшение здоровья матерей и младенцев.

Теперь эти пешие марафоны называются March for Babies и с начала своего существования они собрали более 2 миллиардов долларов. Сегодня с помощью волонтерского фандрейзинга только 30 крупнейших фондов США ежегодно собирают по 1,5 миллиарда долларов.

Волонтерское фандрейзинг очень естественный по своей сути. Когда человек оказывается в беде, друзья и родственники рассказывают об этом своим знакомым и вместе собирают средства: с миру по нитке — голому рубашка.

С развитием социальных сетей волонтерский фандрейзинг начал набирать обороты. Сегодня достаточно разместить сообщение о сборе средств для решения конкретной проблемы — и десятки неравнодушных делятся им.

Чтобы объединить всех желающих проводить сборы средств для онкобольных детей — подопечных фонда, в 2016 году «Таблеточки» создали платформу super.tabletochki. Здесь можно удобно и безопасно создать фандрейзинговую кампанию, чтобы привлечь друзей и знакомых к помощи детям. Все кампании проходят проверку, а взносы автоматически перечисляются на счет фонда и превращаются в помощь детям.

За пять лет волонтеры собрали более 18 млн гривен на платформе.

Три истории успешных волонтерских кампаний

Ольга Штец: «Так я чувствую себя хорошим человеком»

Ольга Штец уже шесть лет поддерживает «Таблеточки». Студенткой она каждую субботу приходила в Национальную детскую специализированную больницу «Охматдет». Проводила занятия по арт-терапии, мастер-классы по фотографии, делала снимки детей. После переезда в США она начала фандрейзить как волонтер — организовала свой первый сбор средств ко дню рождения.

Ольга Штец, автор и ведущая книжного подкаста Ш(чи)тець (Фото: «Таблеточки»)
Ольга Штец, автор и ведущая книжного подкаста Ш(чи)тець / Фото: «Таблеточки»

«Я была очень далеко от друзей и поэтому подумала, что пусть вместо подарков делают благотворительные взносы. После того провела еще три кампании ко дню рождения и две кампании по книжным распродажам. Плюс сейчас одна такая кампания в процессе», — рассказывает Оля.

Так ее кампании стали доброй традицией не только для Оли, но и для ее друзей и знакомых. За вклады на определенную сумму они получают символические подарки: открытки и собственноручно нарисованные закладки для книг.

Открытки и закладки от Ольги Штец (Фото: «Таблеточки»)
Открытки и закладки от Ольги Штец / Фото: «Таблеточки»

«Я отправляю открытки по вкладам от определенной суммы. Для меня это небольшие затраты, а людям приятно, и это еще больше побуждает поддержать кампанию. Некоторые пишут, что обычно не занимается благотворительностью регулярно, а мои ежегодные кампании напоминают о важности помощи. Так я чувствую себя хорошим человеком».

Кампании ко дню рождения — одни из самых популярных среди волонтеров-фандрейзеров. Это простой и понятный повод объединить друзей вокруг важной и амбициозной цели.

Однако есть множество других идей, которые способны сплотить людей ради помощи: гаражная распродажа, йога-тур, выпечка любимых кексов. Часто идеей для кампании служит сфера деятельности волонтера. То есть люди фандрейзят на том, что лучше всего умеют.

Ольга Бондарь: «Любая сумма важна»

Ольга Бондарь одна из рекордсменок по волонтерскому фандрейзингу на платформе super.tabletochki. Ольга — молодая мама, дизайнер интерьера, которая ведет подкаст и дает советы по ремонту и дизайну.

Ольга Бондарь, дизайнер интерьера и блогер, с дочкой (Фото: «Таблеточки»)
Ольга Бондарь, дизайнер интерьера и блогер, с дочкой / Фото: «Таблеточки»

Ее подкаст бесплатный для подписчиков. В благодарность за полезный контент девушка просит свою аудиторию перевести любую комфортную сумму в помощь онкобольным детям.

«Удалось собрать более 180 000 гривен. Получаю множество отзывов и благодарностей за то, что показываю, как можно легко помогать. На самом деле очень многие люди хотят помогать, просто не знают кому и как. Важно создавать кампании, которые идут от чистого сердца, и понимать, что любая сумма важна. Это еще одна капля, которая может переполнить сосуд и спасти чью-то жизнь!» — делится опытом Ольга.

Отзывы о кампании Ольги Бондарь от подписчиков (Фото: «Таблеточки»)
Отзывы о кампании Ольги Бондарь от подписчиков / Фото: «Таблеточки»

Девушка фандрейзит для нескольких благотворительных организаций и за последние несколько месяцев собрала более 400 000 гривен для разных фондов. Ее личная цель — собрать на благотворительность миллион гривен.

Кроме сбора средств волонтерский фандрейзинг имеет и просветительскую миссию — осветить конкретную проблему.

Благодаря волонтерам-фандрейзерам фонда «Таблеточки» больше людей узнает о детском раке. В отличие от рака у взрослых, детская онкология относится к орфанным, то есть редким болезням. В Украине ежедневно три семьи узнает, что у их ребенка рак.

Процент заболеваемости мало зависит от страны, а вот шанс на выздоровление — да. По недавним подсчетам Всемирной организации здравоохранения, в Украине только половина детей выживает в пятилетнем периоде после завершения лечения. В развитых странах — более 80%.

Качество лечения зависит от многих факторов. Один из основных — медицинское оборудование в больницах, недостаток которого является проблемой многих украинских больниц.

Роман Кизима: «Меня вдохновил опыт врачей из Канады»

Роман Кизима, детский врач-онколог (Фото: «Таблеточки»)
Роман Кизима, детский врач-онколог / Фото: «Таблеточки»

Роман Кизима, детский врач-онколог Западноукраинского специализированного детского медицинского центра во Львове, вдохновившись опытом западных коллег, начал практиковать фандрейзинг.

«Я очень воодушевился, когда приехал в канадскую больницу Sick Kids — одну из лучших больниц в Северной Америке. Здесь мне объяснили, что ⅔ бюджета больницы — это фандрейзинг. И я понял, что это существенный источник доходов. Наиболее эффективно — когда больница понимает свои возможности и усиливает их фандрейзингом. Я за позицию — мы крутые и приняли от государства все возможное, а вместе с вами, друзья, мы станем еще круче!».

Собственный опыт волонтерского фандрейзинга у Романа начинался со сбора средств на препарат стоимостью 30 000 гривен для пациента. Далее был проект по строительству трансплантационной комнаты, создание криобанков, стоивших десятки миллионов гривен каждый.

Роман Кизима (Фото: «Таблеточки»)
Роман Кизима / Фото: «Таблеточки»

Романа поддерживают многие коллеги, которые тоже приобщаются к волонтерскому фандрейзингу. Ведь чем больше людей присоединяется, тем больше резонанс. Даже поддержав кампанию и сделав вклад в 50 гривен, можно рассказать об этом человеку, который тоже захочет присоединиться, а этот человек замотивирует еще кого-то, и так далее.

Волонтерское фандрейзинг — мощный инструмент для развития культуры благотворительности в целом. Большие дела не делают в одиночку. Объединяясь, мы становимся сильнее и маленькими добрыми делами меняем жизнь других!

В фонде «Таблеточки» стартует месяц волонтерского фандрейзинга. Создавайте свои кампании в super.tabletochki или поддерживайте кампании друзей, знакомых и вместе приближайте детей к выздоровлению.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X