Партнерский проект
Энди Уорхол как-то заметил: «Нужно позволить обычным скучным вещам стать интересными». Мы пообщались с известными украинскими предпринимателями и бизнесменами о том, как это происходит на практике в нынешних реалиях. А поводом для этого разговора стала профессиональная Премия в сфере современного искусства «ARTISTS PRIZE», учрежденная компанией Montblanc в партнерстве с галереей The Naked Room.
Представляем разные версии того, как великая сила искусства преобразует наш мир.
LifeStyle expert, владелец киевских бутиков ISAIA и Billionaire, а также сети салонов красоты Backstage
— Олег, вы успешный человек, создавший несколько креативных бизнес-проектов. В мире масса интересных и важных направлений, почему вы занимаетесь именно этими проектами?

— Сколько себя помню, интересовался всем на свете. Да и то, понимание этого «всего» до сих пор не имеет каких-либо четких границ. А процесс любопытного исследования мира не останавливается ни на секунду, захватывая все новые и новые сферы. Главное, что этот опыт можно так или иначе интерпретировать и использовать в повседневной жизни и бизнесе. Генерируя неординарные подходы и решения, экспериментируя с необычными смыслами, объединяя в единые и весьма успешные схемы абсолютно разные понятие и концепты. Вот и получается, что множество моих разносторонних интересов — это пища не только для тела и ума, но и строительный материал для бизнеса. А главный плюс в том, что я — fortunate (везунчик). И, наверное, запас этого везения накапливается почти что с момента рождения.

В юности мечтал быть режиссером и играть главные роли в своих картинах. Я и сейчас смотрю на мир через объектив кинокамеры — она у меня в руках с 13-ти лет. Мультики снимал на 8-ми миллиметровку. Пластилиновые. А теперь вот весьма нескучное кино под общим названием «Как жить серьезную жизнь несерьезно». Свои же мечты удовлетворяю, снимая документальные фильмы о настоящих мужчинах. О созидателях, но не идеальных, образцовых — и потому скучноватых и подозрительно положительных, а о живых, эмоциональных, стильно блефующих, грешащих и иногда позволяющих себе плакать. О настоящих героях нашей парадоксальной современности.

Мне по душе двойственность переживания, когда одна и та же персона вызывает у человека два противоположных чувства одновременно.

Что касается бара «Коктейли и мечты» — это был прекрасный опыт создания с друзьями одного из первых speak easy баров в городе. Да, аматорски-андерграундного, но рабочего, черт возьми! У нас была крутая коктейльная карта, интересные посетители и душевные разговоры за стойкой. Для нас это действительно было воплощением мечты. Поглотившая меня ритейл-индустрия дала возможность продолжать и с коктейлями, я снова открыл бар, первый в мире бар ISAIA. Мечты, друзья и коктейли снова вместе.

Если говорить об Ermenegildo Zegna — это был важный этап в моей профессиональной карьере. Период становления и возмужания, а также четкого понимания того, каким образом успешно работает протокольная fashion-индустрия и из чего она состоит. С уважением и удовольствием отдав 11 лет северянам, я выбрал в соучастники южан из Неаполя, и ISAIA — моя следующая любовь вот уже 10 лет.

А что вас вдохновляет по жизни?

— «Вдохновением» прикрываются исключительно для того, чтобы заиметь законное оправдание для лени или прокрастинации. Согласитесь, странно иногда звучит, что для выполнения определенных задач нужно вдохновение. А если его нет? Писать письма на деревню? Или Санта-Клауса просить о подарке на Рождество?

Если человеку что-то искренне интересно и нужно, он найдет возможность и время. Всегда! Поэтому фразу «вдохновляет по жизни» я бы поменял немного. На «заряжает, вставляет, возбуждает», да на что угодно. Речь ведь о вещах, заставляющих чувствовать себя живыми и настоящими.

Обо мне недавно говорили в одном интервью, что у Рыжова «острое шило, читаем «золотая швейная игла» в заднице». Лучший способ увлечь себя — не сидеть на месте. Не останавливаться в процессе обучения, исследования, старания узнать. И радоваться всему этому словно ребенок. Помните ваши эмоции в детстве, когда под елкой находили именно тот, самый желанный в мире подарок? Так вот такая же искренность и ликование должны сопровождать нас каждый раз, когда узнаем что-то новое. Или, когда в очередной раз смотрим на что-то знакомое и любимое, находя все новые и новые грани.

Это словно любимая женщина, состоящая из тысячи и одной загадки. Как давно прочитанная книга, страница за страницей раскрывающая очередной океан мудрости. Путешествия по неизведанным дорогам и местам, тосты безалкогольного бургундского с новыми друзьями, радости и горечи. Это словно хорошо сшитый костюм ручной работы от ISAIA на финальной примерке. Еще то ощущение, уж поверьте!

Весь мой опыт, каждый момент существования здесь и сейчас является топливом, которое несет меня вдаль и ввысь. А еще — возможность делиться всем этим счастьем. Ведь только тогда любовь к жизни становится по-настоящему целостной. Как и сама жизнь.

Олег, как бы вы назвали свои отношения с искусством?

— Взаимная и искренняя любовь. Опять же хочу отметить, что костюмы от ISAIA тоже произведения искусства. Вот только портновского. Этим я хочу плавно подвести к тому, что искусство многогранно и разнообразно. Присутствуя во всех без исключения аспектах нашего бытия.

Мы постигаем искусство общения. Искусство поцелуев. Создания коктейлей. Налаживания деловых связей. Завязывания галстука, в конце концов. Иногда можем отвлекаться на такие более важные вещи, как написание стихов, сьемки фильмов. Хотя, что может быть важнее элегантно небрежно завязанного галстука? Только страстный поцелуй.

Если же говорить о классическом искусстве, например, том же актерстве, то я понял, что мы и так вечные актеры в постановке «Жизнь». Поэтому и ударился в исследование близлежащих творческих реальностей. Тогда же и начало формироваться четкое понимание того, что нельзя быть просто потребителем. Нужно созидать. Не только производя важное и нужное для человеческого счастья, но и поддерживая других на этом пути. Так пришел к меценатству. Поддерживаю молодых художников, поэтов, талантливых детей Украины.

Какое-то время тому назад в мою жизнь пришла портретная документалистика. Она стала не просто новым увлечением, а реализацией предназначения, моей духовной природы, определившая роль и место в жизни, Мире, Вселенной. Мне повезло, что я ранее изучал кино. На достаточно серьезном уровне, так что четко понимал, чего мне хочется в кадре. Что нужно для этого сделать. В результате, родились фильмы, как крайний на сегодня «Святоша» о неаполитанском мастере по пошиву мужских рубашек, прожившем несколько жизней: топ-модели, убийцы и священника сегодня.

Фантастическая история, не хотевшая складываться воедино более чем три года. И которая превратилась в своего рода рекурсию. Историю об истории. Об искусстве, дающем возможность обрести счастье в жизни. О созидании и о том, что по счетам все равно придется платить. А там может еще и спросят с такими процентами, что и вечности будет мало.
Почему, на ваш взгляд, искусство так важно?

— Ничто в мире не может существовать без обмена энергией. Об этом, конечно же, знает каждый школьник постарше. И это отображено во всех без исключения религиях, в разных формах, конечно.

А ведь искусство один из наиболее уникальных и магических вариантов этого процесса. Рассматривая уникальное полотно в галерее, аплодируя ошеломительной театральной постановке, слушая красивые стихи во все эти моменты взаимодействия с прекрасным вы получаете небывалый заряд энергии. Им хочется делиться, интерпретировать, нести дальше. Вот это и есть сила искусства.

Но, в то же время, и автор творения получает свой заряд энергии. С каждым «благодарю» и каждым «браво». С возможностью делиться своим самым сокровенным, искренним и настоящим с публикой. Смотреть, как его творения получают все большую известность. Я об энергии, вкладываемой автором в свои работы. Это действительно бесконечная энергия иного порядка, способная увлечь миллионы и миллионы почитателей. Разве есть в мире что-то мощнее этой силы? Сомневаюсь. И готов настойчиво аргументировать это даже глухонемым пришельцам.

Расскажите, пожалуйста, как повлияло искусство на ваше личностное становление?

— Оно постепенно и уверенно помогало мне становиться более гармоничным. С одной стороны, уходить глубже в самоанализ и абстрактное мышление. С другой дало возможность каждый раз переводить сознание на новый уровень. Когда внутреннее полностью сбалансировано с внешним. Когда не отрицаешь и не осуждаешь. А просто оцениваешь, подмечаешь детали, радуешься красоте и мастерству. Смотреть андеграундное кино и читать бунтарскую литературу типа Моруа. Это нас точно заставляет думать, а не только потреблять.

Учась понимать искусство и наслаждаться им, мы учимся принимать мир таким, каким он есть на самом деле удивительным и непредсказуемым.

Без искусства никак. Классическое улучшает нас, делает настоящими. Без него жизнь не жизнь. Верона, Вена, Флоренция и Парижская Опера. Смотреть и слушать. Думать и мечтать. Тот самый «просвещения дух». Не совершенство, оно невозможно. А дух, который приводит к улучшению мира, себя, своих стремлений и идеалов. Искусство, собственно, и является основой, благодаря которой все это становится возможным.

В какой степени искусство помогает вам в ведении бизнеса?

— А какой же бизнес без искусства, если речь о мужской моде. Если уж мы продаем изделия искусства, то и окружение им требуется соответствующее. Вот и получилось, что на протяжении всех 10 лет существования бутика ISAIA на Софийской площади, я постепенно собирал в его стенах настоящую коллекцию, которая может дать фору и небольшому музею.

Гости часто шутят, что пора уже издавать красочный каталог всего, что появляется на полках и стенах за год. Вот шутки шутками, а я уже достаточно серьезно подумываю об этом.

Искусством переполнен и бар «Эрос», находящийся прямо в бутике. Лучшие коктейли, последние новости, увлекательные дискуссии. И все это на барной стойке в виде фаллоса, традиционного символа мужской силы, без которого неаполитанцы когда-то просто не представляли своего существования. Подумаешь, поменяли со временем мужской орган на веточку коралла. Все равно всем все понятно.

Теперь давайте добавим к этому творческие и образовательные лекции. Промотирование украинских художников, поэтов, скульпторов. Плюс еще мой любимый проект, один из недавних — со-организация Первого биеннале поэзии «Крила Маю». Где мы вместе с партнерами собрали знаменитостей, политиков и общественных деятелей, просто читавших стихи. Свои любимые поэтические произведения. Все это ради талантливых детей и их успешного и радостного будущего.

Моя жизнь просто невозможна без искусства и его поддержки. Мы — часть общего цикла, общего колеса энергии. Если из этого уравнения выпадет хотя бы одна составляющая, это сразу же отразится на всем, что я делаю.

Как часто посещаете музеи и галереи?

— Постоянно. Каждая моя деловая поездка обязательно включает в себя посещение арт-институции. Для меня это своего рода возможность сместить фокус, немного отвлечься от дел и быстро восстановить запасы энергии. Искусство обладает феноменальной особенностью поддерживать и заряжать на свершения тех, кто с ним так или иначе соприкасается. Само собой, что я это стараюсь использовать себе во благо.

Никто не отменял любопытство и жажду исследования. Разве может быть лучший квест, нежели попробовать разобраться в хитросплетениях смыслов, зашифрованных в какой-то инсталляции? Или предугадать действие-движение, которое предприняла бы скульптура, если бы смогла двигаться? Это бесконечная игра, в которой выигрыш прилетает ежесекундно. А плохих партий просто не бывает, ведь все идет исключительно на пользу вам и вашим мыслительным процессам.

В Киеве есть любимые места. Несколько неочевидных локаций, как-то Национальный музей украинского народного декоративного искусства в Киево-Печерской Лавре — бесконечный источник идей и предмет восхищения творениями украинцев. Плюс постоянное общение с друзьями, кураторами и арт-дилерами. Часто именно они советуют обратить внимание на кого-то из молодых талантов или же приглашают на особенно интересные выставки. К слову, туда люблю приходить не только на официальное открытие, но и в обычные дни. Когда можно побыть наедине с экспозицией, насладиться до дна. Обожаю и осторожно наблюдать за тем, как посетители взаимодействуют с арт-объектами и реагируют на них. А в Софиевской колокольне есть языческие фрески. Я изучал язычество. Вожу друзей с экскурсиями туда.

За кем из художников следите? Кто любимый художник либо предмет искусства (из персональной коллекции, если она есть)?

— Часто помогаю художникам выставляться в залах бутика ISAIA. Рекомендую их работы друзьям, да и сам стараюсь пополнять коллекцию. А по поводу любимого предмета искусства у меня есть для вас прекрасная история.

Однажды в одной из галерей я увидел картину «Прогулка» художника Сергея Корниевского. Очень, как по мне, метамодернистское полотно в духе эпохи. Его святейшество Папа Римский гуляет в саду, рядом фигура неизвестного джентльмена, в воздухе, словно птица, парит квадрокоптер. Все это исполнено живыми, насыщенными мазками. Отцы-импрессионисты точно кусали бы локти от зависти.

Стою я, максимально обескураженный и восхищенный. И вспоминаю фантастическую историю о Мадонне и полотнах Матисса. Певица в определенный момент начала сметать его работы, при этом в обязательном порядке занимаясь их кастомизацией. Чем повергла в шок как экспертов мира искусства, так и аукционные дома. В каждую из картин ее рукой дописывался определенный элемент, меняя общий смысл и… превращая творение Матисса в коллективный труд с Мадонной.

Так вот, я решил поступить таким же образом и с этой картиной, понимая, что мои шансы вот так прогуляться садом с вождем католической церкви почти равны нулю. Даже если меня пригласят на главную роль в новом сезоне «Молодого Папы». Но, благодаря работе Сергея, я немного изменил саму реальность, вписав себя вместо уже существующего джентльмена. При этом даже квадрокоптер не успел зафиксировать подмену.

Вандализм, спросите вы? Забавная шутка, отвечу я. Мечту осуществил, уже плюс! Ну и работа висит в магазине. Все участники процесса максимально довольны, и, главное, что понтифику точно не нужно возвращаться с приятной прогулки к скучным делам.

В рамках концепции Премии номинантов выдвигают члены жюри. А кого бы номинировали на Премию вы, и почему?

— Вселенский разум в любой из его ипостасей. Ведь мы живем в мире, где так много красоты, появившейся без влияния и участия человечества. Так почему бы и не вручить специальную Премию главному Творцу?

А если серьезно, то активно работаю над списком номинантов. Уж извините, имена останутся тайной за семью печатями. Ведь без интриги и сюрпризов просто никак!
— Олег, вы успешный человек, создавший несколько креативных бизнес-проектов. В мире масса интересных и важных направлений, почему вы занимаетесь именно этими проектами?
— Сколько себя помню, интересовался всем на свете. Да и то, понимание этого «всего» до сих пор не имеет каких-либо четких границ. А процесс любопытного исследования мира не останавливается ни на секунду, захватывая все новые и новые сферы. Главное, что этот опыт можно так или иначе интерпретировать и использовать в повседневной жизни и бизнесе. Генерируя неординарные подходы и решения, экспериментируя с необычными смыслами, объединяя в единые и весьма успешные схемы абсолютно разные понятие и концепты. Вот и получается, что множество моих разносторонних интересов — это пища не только для тела и ума, но и строительный материал для бизнеса. А главный плюс в том, что я — fortunate (везунчик). И, наверное, запас этого везения накапливается почти что с момента рождения.

В юности мечтал быть режиссером и играть главные роли в своих картинах. Я и сейчас смотрю на мир через объектив кинокамеры — она у меня в руках с 13-ти лет. Мультики снимал на 8-ми миллиметровку. Пластилиновые. А теперь вот весьма нескучное кино под общим названием «Как жить серьезную жизнь несерьезно». Свои же мечты удовлетворяю, снимая документальные фильмы о настоящих мужчинах. О созидателях, но не идеальных, образцовых — и потому скучноватых и подозрительно положительных, а о живых, эмоциональных, стильно блефующих, грешащих и иногда позволяющих себе плакать. О настоящих героях нашей парадоксальной современности.

Мне по душе двойственность переживания, когда одна и та же персона вызывает у человека два противоположных чувства одновременно.

Что касается бара «Коктейли и мечты» — это был прекрасный опыт создания с друзьями одного из первых speak easy баров в городе. Да, аматорски-андерграундного, но рабочего, черт возьми! У нас была крутая коктейльная карта, интересные посетители и душевные разговоры за стойкой. Для нас это действительно было воплощением мечты. Поглотившая меня ритейл-индустрия дала возможность продолжать и с коктейлями, я снова открыл бар, первый в мире бар ISAIA. Мечты, друзья и коктейли снова вместе.

Если говорить об Ermenegildo Zegna — это был важный этап в моей профессиональной карьере. Период становления и возмужания, а также четкого понимания того, каким образом успешно работает протокольная fashion-индустрия и из чего она состоит. С уважением и удовольствием отдав 11 лет северянам, я выбрал в соучастники южан из Неаполя, и ISAIA — моя следующая любовь вот уже 10 лет.
А что вас вдохновляет по жизни?
— «Вдохновением» прикрываются исключительно для того, чтобы заиметь законное оправдание для лени или прокрастинации. Согласитесь, странно иногда звучит, что для выполнения определенных задач нужно вдохновение. А если его нет? Писать письма на деревню? Или Санта-Клауса просить о подарке на Рождество?

Если человеку что-то искренне интересно и нужно, он найдет возможность и время. Всегда! Поэтому фразу «вдохновляет по жизни» я бы поменял немного. На «заряжает, вставляет, возбуждает», да на что угодно. Речь ведь о вещах, заставляющих чувствовать себя живыми и настоящими.

Обо мне недавно говорили в одном интервью, что у Рыжова «острое шило, читаем «золотая швейная игла» в заднице». Лучший способ увлечь себя — не сидеть на месте. Не останавливаться в процессе обучения, исследования, старания узнать. И радоваться всему этому словно ребенок. Помните ваши эмоции в детстве, когда под елкой находили именно тот, самый желанный в мире подарок? Так вот такая же искренность и ликование должны сопровождать нас каждый раз, когда узнаем что-то новое. Или, когда в очередной раз смотрим на что-то знакомое и любимое, находя все новые и новые грани.

Это словно любимая женщина, состоящая из тысячи и одной загадки. Как давно прочитанная книга, страница за страницей раскрывающая очередной океан мудрости. Путешествия по неизведанным дорогам и местам, тосты безалкогольного бургундского с новыми друзьями, радости и горечи. Это словно хорошо сшитый костюм ручной работы от ISAIA на финальной примерке. Еще то ощущение, уж поверьте!

Весь мой опыт, каждый момент существования здесь и сейчас является топливом, которое несет меня вдаль и ввысь. А еще — возможность делиться всем этим счастьем. Ведь только тогда любовь к жизни становится по-настоящему целостной. Как и сама жизнь.
Олег, как бы вы назвали свои отношения с искусством?
— Взаимная и искренняя любовь. Опять же хочу отметить, что костюмы от ISAIA тоже произведения искусства. Вот только портновского. Этим я хочу плавно подвести к тому, что искусство многогранно и разнообразно. Присутствуя во всех без исключения аспектах нашего бытия.

Мы постигаем искусство общения. Искусство поцелуев. Создания коктейлей. Налаживания деловых связей. Завязывания галстука, в конце концов. Иногда можем отвлекаться на такие более важные вещи, как написание стихов, сьемки фильмов. Хотя, что может быть важнее элегантно небрежно завязанного галстука? Только страстный поцелуй.

Если же говорить о классическом искусстве, например, том же актерстве, то я понял, что мы и так вечные актеры в постановке «Жизнь». Поэтому и ударился в исследование близлежащих творческих реальностей. Тогда же и начало формироваться четкое понимание того, что нельзя быть просто потребителем. Нужно созидать. Не только производя важное и нужное для человеческого счастья, но и поддерживая других на этом пути. Так пришел к меценатству. Поддерживаю молодых художников, поэтов, талантливых детей Украины.

Какое-то время тому назад в мою жизнь пришла портретная документалистика. Она стала не просто новым увлечением, а реализацией предназначения, моей духовной природы, определившая роль и место в жизни, Мире, Вселенной. Мне повезло, что я ранее изучал кино. На достаточно серьезном уровне, так что четко понимал, чего мне хочется в кадре. Что нужно для этого сделать. В результате, родились фильмы, как крайний на сегодня «Святоша» о неаполитанском мастере по пошиву мужских рубашек, прожившем несколько жизней: топ-модели, убийцы и священника сегодня.

Фантастическая история, не хотевшая складываться воедино более чем три года. И которая превратилась в своего рода рекурсию. Историю об истории. Об искусстве, дающем возможность обрести счастье в жизни. О созидании и о том, что по счетам все равно придется платить. А там может еще и спросят с такими процентами, что и вечности будет мало.
Почему, на ваш взгляд, искусство так важно?
— Ничто в мире не может существовать без обмена энергией. Об этом, конечно же, знает каждый школьник постарше. И это отображено во всех без исключения религиях, в разных формах, конечно.

А ведь искусство один из наиболее уникальных и магических вариантов этого процесса. Рассматривая уникальное полотно в галерее, аплодируя ошеломительной театральной постановке, слушая красивые стихи во все эти моменты взаимодействия с прекрасным вы получаете небывалый заряд энергии. Им хочется делиться, интерпретировать, нести дальше. Вот это и есть сила искусства.

Но, в то же время, и автор творения получает свой заряд энергии. С каждым «благодарю» и каждым «браво». С возможностью делиться своим самым сокровенным, искренним и настоящим с публикой. Смотреть, как его творения получают все большую известность. Я об энергии, вкладываемой автором в свои работы. Это действительно бесконечная энергия иного порядка, способная увлечь миллионы и миллионы почитателей. Разве есть в мире что-то мощнее этой силы? Сомневаюсь. И готов настойчиво аргументировать это даже глухонемым пришельцам.
Расскажите, пожалуйста, как повлияло искусство на ваше личностное становление?
— Оно постепенно и уверенно помогало мне становиться более гармоничным. С одной стороны, уходить глубже в самоанализ и абстрактное мышление. С другой дало возможность каждый раз переводить сознание на новый уровень. Когда внутреннее полностью сбалансировано с внешним. Когда не отрицаешь и не осуждаешь. А просто оцениваешь, подмечаешь детали, радуешься красоте и мастерству. Смотреть андеграундное кино и читать бунтарскую литературу типа Моруа. Это нас точно заставляет думать, а не только потреблять.

Учась понимать искусство и наслаждаться им, мы учимся принимать мир таким, каким он есть на самом деле удивительным и непредсказуемым.

Без искусства никак. Классическое улучшает нас, делает настоящими. Без него жизнь не жизнь. Верона, Вена, Флоренция и Парижская Опера. Смотреть и слушать. Думать и мечтать. Тот самый «просвещения дух». Не совершенство, оно невозможно. А дух, который приводит к улучшению мира, себя, своих стремлений и идеалов. Искусство, собственно, и является основой, благодаря которой все это становится возможным.
В какой степени искусство помогает вам в ведении бизнеса?
— А какой же бизнес без искусства, если речь о мужской моде. Если уж мы продаем изделия искусства, то и окружение им требуется соответствующее. Вот и получилось, что на протяжении всех 10 лет существования бутика ISAIA на Софийской площади, я постепенно собирал в его стенах настоящую коллекцию, которая может дать фору и небольшому музею.

Гости часто шутят, что пора уже издавать красочный каталог всего, что появляется на полках и стенах за год. Вот шутки шутками, а я уже достаточно серьезно подумываю об этом.

Искусством переполнен и бар «Эрос», находящийся прямо в бутике. Лучшие коктейли, последние новости, увлекательные дискуссии. И все это на барной стойке в виде фаллоса, традиционного символа мужской силы, без которого неаполитанцы когда-то просто не представляли своего существования. Подумаешь, поменяли со временем мужской орган на веточку коралла. Все равно всем все понятно.

Теперь давайте добавим к этому творческие и образовательные лекции. Промотирование украинских художников, поэтов, скульпторов. Плюс еще мой любимый проект, один из недавних — со-организация Первого биеннале поэзии «Крила Маю». Где мы вместе с партнерами собрали знаменитостей, политиков и общественных деятелей, просто читавших стихи. Свои любимые поэтические произведения. Все это ради талантливых детей и их успешного и радостного будущего.

Моя жизнь просто невозможна без искусства и его поддержки. Мы — часть общего цикла, общего колеса энергии. Если из этого уравнения выпадет хотя бы одна составляющая, это сразу же отразится на всем, что я делаю.
Как часто посещаете музеи и галереи?
— Постоянно. Каждая моя деловая поездка обязательно включает в себя посещение арт-институции. Для меня это своего рода возможность сместить фокус, немного отвлечься от дел и быстро восстановить запасы энергии. Искусство обладает феноменальной особенностью поддерживать и заряжать на свершения тех, кто с ним так или иначе соприкасается. Само собой, что я это стараюсь использовать себе во благо.

Никто не отменял любопытство и жажду исследования. Разве может быть лучший квест, нежели попробовать разобраться в хитросплетениях смыслов, зашифрованных в какой-то инсталляции? Или предугадать действие-движение, которое предприняла бы скульптура, если бы смогла двигаться? Это бесконечная игра, в которой выигрыш прилетает ежесекундно. А плохих партий просто не бывает, ведь все идет исключительно на пользу вам и вашим мыслительным процессам.

В Киеве есть любимые места. Несколько неочевидных локаций, как-то Национальный музей украинского народного декоративного искусства в Киево-Печерской Лавре — бесконечный источник идей и предмет восхищения творениями украинцев. Плюс постоянное общение с друзьями, кураторами и арт-дилерами. Часто именно они советуют обратить внимание на кого-то из молодых талантов или же приглашают на особенно интересные выставки. К слову, туда люблю приходить не только на официальное открытие, но и в обычные дни. Когда можно побыть наедине с экспозицией, насладиться до дна. Обожаю и осторожно наблюдать за тем, как посетители взаимодействуют с арт-объектами и реагируют на них. А в Софиевской колокольне есть языческие фрески. Я изучал язычество. Вожу друзей с экскурсиями туда.
За кем из художников следите? Кто любимый художник либо предмет искусства (из персональной коллекции, если она есть)?
— Часто помогаю художникам выставляться в залах бутика ISAIA. Рекомендую их работы друзьям, да и сам стараюсь пополнять коллекцию. А по поводу любимого предмета искусства у меня есть для вас прекрасная история.

Однажды в одной из галерей я увидел картину «Прогулка» художника Сергея Корниевского. Очень, как по мне, метамодернистское полотно в духе эпохи. Его святейшество Папа Римский гуляет в саду, рядом фигура неизвестного джентльмена, в воздухе, словно птица, парит квадрокоптер. Все это исполнено живыми, насыщенными мазками. Отцы-импрессионисты точно кусали бы локти от зависти.

Стою я, максимально обескураженный и восхищенный. И вспоминаю фантастическую историю о Мадонне и полотнах Матисса. Певица в определенный момент начала сметать его работы, при этом в обязательном порядке занимаясь их кастомизацией. Чем повергла в шок как экспертов мира искусства, так и аукционные дома. В каждую из картин ее рукой дописывался определенный элемент, меняя общий смысл и… превращая творение Матисса в коллективный труд с Мадонной.

Так вот, я решил поступить таким же образом и с этой картиной, понимая, что мои шансы вот так прогуляться садом с вождем католической церкви почти равны нулю. Даже если меня пригласят на главную роль в новом сезоне «Молодого Папы». Но, благодаря работе Сергея, я немного изменил саму реальность, вписав себя вместо уже существующего джентльмена. При этом даже квадрокоптер не успел зафиксировать подмену.

Вандализм, спросите вы? Забавная шутка, отвечу я. Мечту осуществил, уже плюс! Ну и работа висит в магазине. Все участники процесса максимально довольны, и, главное, что понтифику точно не нужно возвращаться с приятной прогулки к скучным делам.
В рамках концепции Премии номинантов выдвигают члены жюри. А кого бы номинировали на Премию вы, и почему?
— Вселенский разум в любой из его ипостасей. Ведь мы живем в мире, где так много красоты, появившейся без влияния и участия человечества. Так почему бы и не вручить специальную Премию главному Творцу?

А если серьезно, то активно работаю над списком номинантов. Уж извините, имена останутся тайной за семью печатями. Ведь без интриги и сюрпризов просто никак!
управляющий акционер страховой компании «Арсенал страхование»
— В чем секрет успеха вашей компании?

— Я работала топ-менеджером в крупной иностранной страховой компании, моя карьера стремительно развивалась, но, тем не менее, я приняла решение уйти в собственный бизнес. Это было 9 лет назад. Моя идея была простой: внедрить «фишки» типичной иностранной компании (системность, операционное совершенство, гарантии обязательств) в украинскую модель, которая традиционно отличается гибкостью подхода, отсутствием бюрократии и персонализацией в работе с клиентами. Все получилось. Сейчас моя компания «Арсенал Страхование» — одна из крупнейших.

— Какие у вас бизнес-планы на ближайшую перспективу?

— У нас в планах еще больше увеличить свое присутствие на рынке автострахования — в настоящее время у «Арсенал Страхование» 2 место с рыночной долей 14%. Плюс в период карантина я запустила технологическую платформу неострахования Easy Peasy Insurtech. Сейчас она стремительно развивается, и я планирую масштабировать ее за пределы Украины. Также много выступаю перед большими предпринимательскими аудиториями, моя главная площадка — Big Money Форум Евгения Черняка. В этом году мы едем в Ригу, Нур-Султан и Тбилиси. Это всегда очень драйвово, но и энергозатратно. Понятно, что с таким графиком нужно уметь восстанавливать силы. Поэтому я достаточно часто путешествую и уделяю время своему хобби.

— Марина, что вы думаете об искусстве? Как к нему относитесь?

— Не мыслю своей жизни без искусства. У меня большая библиотека, хорошая (так говорят специалисты) коллекция современной живописи, я регулярно «открываю» и «закрываю» театральный сезон. Все это наполняет мою жизнь теми эмоциями, эквивалента которым в бизнесе не существует.

— В чем состоит важность искусства в нашей жизни?

— Роль искусства — волновать. Когда вы смотрите на картины в музее, читаете книги, ходите в кино или театр, вы начинаете чувствовать тоньше и острее. Вы дышите другим воздухом. Вы проживаете множество жизней. Если бы этой возможности не было, было бы ужасно скучно.

— В какой момент своей жизни вы ощутили эстетическую силу искусства? И как именно?

— Искусство, кстати, не всегда эстетично. Когда я была маленькой девочкой, мама возила меня в другие города специально, чтобы повести в музей. Я знала на каком этаже в Эрмитаже импрессионисты, и кому принадлежала коллекция Киевского музея русского искусства сто лет тому назад. Я человек, привыкший к присутствию искусства в своей жизни. Но один поворотный момент все-таки был. Как-то я оказалась в гостях у одной семьи, где на стенах вместо традиционных в то время ковров, висели картины — целая коллекция! Тогда я подумала: «Вырасту и у меня тоже обязательно будет вот так».

И вот я выросла и у меня так. Но работы из моей коллекции современной живописи абсолютному большинству не будут казаться эстетичными.

— В какой степени опыт, полученный в результате взаимодействия с искусством, помогает вам в страховом бизнесе? Приведите, пожалуйста, пример.

— Да опыт, на самом деле, не очень позитивный. Когда ты приходишь на персональную выставку художника, или экспозицию частных работ в галерею, то видишь, насколько искусство хрупко. В прямом смысле. А условия порой такие, что опасность кроется повсюду. Я знаю случаи и пожаров, когда сгорали шедевры, и краж дорогих работ, наблюдала и примеры примитивного вандализма. Пыталась внедрить культуру страхования в эту сферу. Даже запустила проект «Арт-Арсенал». Но результатом пока что похвастаться не могу. Страхование предметов искусства — это дорого. Сейчас такая ситуация, что ни у коллекционеров, ни у галеристов нет ресурса на это.
— Если вам необходимо вдохновение, в какой музей или художественную галерею вы за ним идете?

— МоМА. Во-первых, он в Нью-Йорке, в самом любимом мною городе мира. Во-вторых, там экспонируются многие мои любимые работы — «Танец» Матисса, «Авиньонские девицы» Пикассо, «Волчица» Поллока.

Но все мои путешествия в Нью-Йорк были до карантина, конечно. COVID-19внес свои коррективы. Но ничего! Музеи и галереи порой проигрывают визитам в мастерскую художника. Я знаю многих украинских художников лично и никогда не отказываюсь, если они зовут в гости. Мне нравится атмосфера мастерской Александра Клименко — верхний этаж дома, огромные панорамные окна, на большом столе в центре обычно незаконченная работа. Клименко — уникальный художник. Когда я смотрю на его работы, моему воображению представляются сияющие космические миры, я в них просто тону. К тому же он — философ и мистик, слушать его можно бесконечно.

— Творчество кого из художников-современников вам нравится? Кто ваш любимый?

— Влада Ралко. Она умеет обнажать глубоко скрытое. Я называю это второй «полюс».

— Какой предмет искусства вы бы хотели видеть в своем доме? Или у вас уже есть персональная коллекция?

— В моей коллекции есть работы Влады Ралко, Александра Ройтбурда, Анатолия Криволапа, Олега Тистола, Александра Клименко, Арсена Савадова и других современных украинских художников. Как-то так получилось, что у меня нет ни одной работы Владимира Будникова, а он мне очень нравится. Собираюсь исправить этот пробел в ближайшее время. Конечно, сейчас ажиотаж вокруг картин Александра Ройтбурда. Понятно, почему – он уже больше ничего не напишет. Ну и я не исключение. Мне бы очень хотелось пополнить свое собрание одной его работой, она называется «Влюбленная богиня». Но, кажется, она находится в частной коллекции. Так что с этим моим желанием придется «поработать».

— В рамках концепции Премии номинантов выдвигают члены жюри. Кто бы стал номинантом, если бы решали вы, и почему?

— Я бы сделала номинантом кого-то из молодых. В Украине много талантливых художников и скульпторов. Все они достаточно сложно живут. И хотя творчество — это то, что не делается ради денег, но тогда нужна другая «нефть». Признание таланта вполне может ею стать. Почему бы не номинировать талантливого львовского художника Петро Сметану, например?
— В чем секрет успеха вашей компании?
— Я работала топ-менеджером в крупной иностранной страховой компании, моя карьера стремительно развивалась, но, тем не менее, я приняла решение уйти в собственный бизнес. Это было 9 лет назад. Моя идея была простой: внедрить «фишки» типичной иностранной компании (системность, операционное совершенство, гарантии обязательств) в украинскую модель, которая традиционно отличается гибкостью подхода, отсутствием бюрократии и персонализацией в работе с клиентами. Все получилось. Сейчас моя компания «Арсенал Страхование» — одна из крупнейших.
— Какие у вас бизнес-планы на ближайшую перспективу?
— У нас в планах еще больше увеличить свое присутствие на рынке автострахования — в настоящее время у «Арсенал Страхование» 2 место с рыночной долей 14%. Плюс в период карантина я запустила технологическую платформу неострахования Easy Peasy Insurtech. Сейчас она стремительно развивается, и я планирую масштабировать ее за пределы Украины. Также много выступаю перед большими предпринимательскими аудиториями, моя главная площадка — Big Money Форум Евгения Черняка. В этом году мы едем в Ригу, Нур-Султан и Тбилиси. Это всегда очень драйвово, но и энергозатратно. Понятно, что с таким графиком нужно уметь восстанавливать силы. Поэтому я достаточно часто путешествую и уделяю время своему хобби.
— Марина, что вы думаете об искусстве? Как к нему относитесь?
— Не мыслю своей жизни без искусства. У меня большая библиотека, хорошая (так говорят специалисты) коллекция современной живописи, я регулярно «открываю» и «закрываю» театральный сезон. Все это наполняет мою жизнь теми эмоциями, эквивалента которым в бизнесе не существует.
— В чем состоит важность искусства в нашей жизни?
— Роль искусства — волновать. Когда вы смотрите на картины в музее, читаете книги, ходите в кино или театр, вы начинаете чувствовать тоньше и острее. Вы дышите другим воздухом. Вы проживаете множество жизней. Если бы этой возможности не было, было бы ужасно скучно.
— В какой момент своей жизни вы ощутили эстетическую силу искусства? И как именно?
— Искусство, кстати, не всегда эстетично. Когда я была маленькой девочкой, мама возила меня в другие города специально, чтобы повести в музей. Я знала на каком этаже в Эрмитаже импрессионисты, и кому принадлежала коллекция Киевского музея русского искусства сто лет тому назад. Я человек, привыкший к присутствию искусства в своей жизни. Но один поворотный момент все-таки был. Как-то я оказалась в гостях у одной семьи, где на стенах вместо традиционных в то время ковров, висели картины — целая коллекция! Тогда я подумала: «Вырасту и у меня тоже обязательно будет вот так».

И вот я выросла и у меня так. Но работы из моей коллекции современной живописи абсолютному большинству не будут казаться эстетичными.
— В какой степени опыт, полученный в результате взаимодействия с искусством, помогает вам в страховом бизнесе? Приведите, пожалуйста, пример.
— Да опыт, на самом деле, не очень позитивный. Когда ты приходишь на персональную выставку художника, или экспозицию частных работ в галерею, то видишь, насколько искусство хрупко. В прямом смысле. А условия порой такие, что опасность кроется повсюду. Я знаю случаи и пожаров, когда сгорали шедевры, и краж дорогих работ, наблюдала и примеры примитивного вандализма. Пыталась внедрить культуру страхования в эту сферу. Даже запустила проект «Арт-Арсенал». Но результатом пока что похвастаться не могу. Страхование предметов искусства — это дорого. Сейчас такая ситуация, что ни у коллекционеров, ни у галеристов нет ресурса на это.
— Если вам необходимо вдохновение, в какой музей или художественную галерею вы за ним идете?
— МоМА. Во-первых, он в Нью-Йорке, в самом любимом мною городе мира. Во-вторых, там экспонируются многие мои любимые работы — «Танец» Матисса, «Авиньонские девицы» Пикассо, «Волчица» Поллока.

Но все мои путешествия в Нью-Йорк были до карантина, конечно. COVID-19 внес свои коррективы. Но ничего! Музеи и галереи порой проигрывают визитам в мастерскую художника. Я знаю многих украинских художников лично и никогда не отказываюсь, если они зовут в гости. Мне нравится атмосфера мастерской Александра Клименко — верхний этаж дома, огромные панорамные окна, на большом столе в центре обычно незаконченная работа. Клименко — уникальный художник. Когда я смотрю на его работы, моему воображению представляются сияющие космические миры, я в них просто тону. К тому же он — философ и мистик, слушать его можно бесконечно.
— Творчество кого из художников-современников вам нравится? Кто ваш любимый?
— Влада Ралко. Она умеет обнажать глубоко скрытое. Я называю это второй «полюс».
— Какой предмет искусства вы бы хотели видеть в своем доме? Или у вас уже есть персональная коллекция?
— В моей коллекции есть работы Влады Ралко, Александра Ройтбурда, Анатолия Криволапа, Олега Тистола, Александра Клименко, Арсена Савадова и других современных украинских художников. Как-то так получилось, что у меня нет ни одной работы Владимира Будникова, а он мне очень нравится. Собираюсь исправить этот пробел в ближайшее время. Конечно, сейчас ажиотаж вокруг картин Александра Ройтбурда. Понятно, почему – он уже больше ничего не напишет. Ну и я не исключение. Мне бы очень хотелось пополнить свое собрание одной его работой, она называется «Влюбленная богиня». Но, кажется, она находится в частной коллекции. Так что с этим моим желанием придется «поработать».
— В рамках концепции Премии номинантов выдвигают члены жюри. Кто бы стал номинантом, если бы решали вы, и почему?
— Я бы сделала номинантом кого-то из молодых. В Украине много талантливых художников и скульпторов. Все они достаточно сложно живут. И хотя творчество — это то, что не делается ради денег, но тогда нужна другая «нефть». Признание таланта вполне может ею стать. Почему бы не номинировать талантливого львовского художника Петро Сметану, например?
Главный редактор L'Officiel Hommes Украина, редакционный директор ИД «Вавилон»
Алексей, вы успешный человек, руководите мужским глянцевым журналом. В мире масса интересных и важных направлений, почему вы занимаетесь именно этим проектом?

— Я искренне считаю это своим призванием, поэтому другая деятельность мне не особо интересна. Мой журнал несет образовательный момент, прививает чувство вкуса и стиля, знакомит читателей с героями нашего времени, держит руку на пульсе современного мира и рассказывает обо всем прекрасном, что создано человеком для человека.

Была ли ситуация, когда вам хотелось все бросить и переключиться на другой вид деятельности?

— Если честно, с 2006-го года ни разу. Я стал абсолютно мультизадачным и разносторонним. Все приобретенные навыки позволяют диверсифицировать мою деятельность в бесконечное множество смежных направлений. Я не исключаю выгорание и адскую усталость, но и это лечится одним днем абсолютного покоя.

Какие бизнес-планы на ближайшую перспективу? Чего вы хотите достичь в проекте в ближайшие 3 года?

— Мое правило — ничего не планировать больше, чем на два дня. Учитывая колоссальный стресс, в котором живет современное общество, любые долгосрочные планы могут развалиться, как замок из песка от нахлынувшей волны. При том я осознаю, что каждый новый день нужно работать еще усерднее и эффективнее, чем в предыдущий. От этого в перспективе обязательно будет легче.

Могли бы вы одним словом описать свое отношение к искусству? Какое место, на ваш взгляд, оно занимает в жизни людей?

— Прежде всего, это эмоции, вдохновение и наполненность. Как известно, глаз должен путешествовать. Я живу за счет насмотренности: новые темы, идеи, концепции черпаю в архитектуре, литературе и том, что относится к категории art de vivre, искусстве жить красиво. Разумеется, искусство сегодня — нишевая история, так как большая часть людей занята просмотром видео в TikTok. Деградировать всегда проще, чем развиваться. Поэтому это выбор каждого человека — наполнить жизнь чем-то прекрасным, что зачастую лежит на поверхности – музеи, онлайн- и офлайн-экскурсии, или же выбрать путь попроще.

Помните ли вы свои детские ощущения от произведений искусства? Это имело значение для становления вашей личности?

— Лет в пять дедушка повел меня в «Эрмитаж». Тогда я полюбил все красивое. Мне были куплены наборы слайдов с интерьерами и произведениями искусств, которые я рассматривал дома в диаскоп. Вместо машинок у меня были кареты, а вместо сказок — открытки все с теми же видами Петербурга, его прекрасных зданий и коллекций из музеев. Я думаю, это было основой для становления моих пристрастий в дальнейшем. Есть великая, незыблемая красота, отражающая естественное стремление человека к прекрасному, простоте и ясности формы и содержания. И есть современное искусство, совершенно иное. Две звезды графического дизайна, Стефан Загмайстер и Джессика Уолш, написали потрясающую книгу «Красота» — о том, что было красиво раньше, и о том, что принято считать красивым сейчас. В начале прошлого века Ле Корбюзье хотел снести весь исторический центр Парижа и застроить его домами ячейкового типа. К счастью, этого не случилось. Кроме того, в тот же период Марсель Дюшан положил на стол писсуар, и сегодня некоторые специалисты считают это величайшим произведением искусства XX века.
Есть ли пересечение искусства и вашего бизнес-проекта? Они больше помогают или мешают друг другу?

— Сегодня глянец особо остро конкурирует с потоком информации в смартфоне, поэтому многие издания давно переформатировались в арт-объекты, предметы коллекционирования и вневременной уникальности. Это уже само по себе искусство. С другой стороны, мы постоянно рассказываем о значимых событиях в мире искусства, поддерживаем арт-деятелей на своих страницах для того, чтобы о них узнало как можно больше людей. Будем считать, что это взаимное орошение полей.

Какой ваш любимый музей или художественная галерея куда вы «идете» за вдохновением? Работает ли это? Например?

— Я обожаю Париж, поэтому всегда иду в Лувр или Орсэ, или в музей Сен-Лорана. Очень люблю музей фарфора в Лиможе. Когда навещаю родителей в Крыму, совершаю рейд по дворцам — от Воронцовского до Ливадии, обязательно — дачи Чехова в Гурзуфе и Ялте, там сохранена чудесная атмосфера и всегда можно вдохновиться. Например, каверлайн на моей осенней обложке Le Moujik я подсмотрел именно в доме Антона Павловича, где на столе лежала повесть «Мужики», переведенная на французский как Les Moujiks.

Какой ваш любимый предмет искусства? Следите ли вы за творчеством современных художников?

— Однажды на выставке Maison&Objet в Париже я увидел забавные репродукции. Например, портрет мужчины, написанный Франсуа-Ксавье Фабром в 1809 году, оригинал которого хранится в Шотландской национальной галерее. В современном прочтении к образу денди добавлены наушники Apple. На мой взгляд, это довольно иронично и остроумно. Сегодня эта репродукция висит в моей гостиной. Из недавнего мне понравились работы Себастьяна Маньяни, серия Daily Bat, рассказывающая о Бэтмене в нетипичных ситуациях.

В рамках концепции Премии номинантов из новаторских и инновационных художников выдвигают члены жюри. Кого бы вы номинировали на Премию, и почему?

— Мне не особо симпатично современное искусство в большей части его проявлений, когда деятель устраивает хайповые перформансы или все настолько неочевидно и маргинально, что без куратора выставки, который расскажет, что же имел в виду автор, не обойтись. Но из тех, кто в поле моего зрения, я бы отметил Николая Толмачева, Машу Шубину, Илью Чичкана, Владимира Манжоса.
Алексей, вы успешный человек, руководите мужским глянцевым журналом. В мире масса интересных и важных направлений, почему вы занимаетесь именно этим проектом?
— Я искренне считаю это своим призванием, поэтому другая деятельность мне не особо интересна. Мой журнал несет образовательный момент, прививает чувство вкуса и стиля, знакомит читателей с героями нашего времени, держит руку на пульсе современного мира и рассказывает обо всем прекрасном, что создано человеком для человека.
Была ли ситуация, когда вам хотелось все бросить и переключиться на другой вид деятельности?
— Если честно, с 2006-го года ни разу. Я стал абсолютно мультизадачным и разносторонним. Все приобретенные навыки позволяют диверсифицировать мою деятельность в бесконечное множество смежных направлений. Я не исключаю выгорание и адскую усталость, но и это лечится одним днем абсолютного покоя.
Какие бизнес-планы на ближайшую перспективу? Чего вы хотите достичь в проекте в ближайшие 3 года?
— Мое правило — ничего не планировать больше, чем на два дня. Учитывая колоссальный стресс, в котором живет современное общество, любые долгосрочные планы могут развалиться, как замок из песка от нахлынувшей волны. При том я осознаю, что каждый новый день нужно работать еще усерднее и эффективнее, чем в предыдущий. От этого в перспективе обязательно будет легче.
Могли бы вы одним словом описать свое отношение к искусству? Какое место, на ваш взгляд, оно занимает в жизни людей?
— Прежде всего, это эмоции, вдохновение и наполненность. Как известно, глаз должен путешествовать. Я живу за счет насмотренности: новые темы, идеи, концепции черпаю в архитектуре, литературе и том, что относится к категории art de vivre, искусстве жить красиво. Разумеется, искусство сегодня — нишевая история, так как большая часть людей занята просмотром видео в TikTok. Деградировать всегда проще, чем развиваться. Поэтому это выбор каждого человека — наполнить жизнь чем-то прекрасным, что зачастую лежит на поверхности – музеи, онлайн- и офлайн-экскурсии, или же выбрать путь попроще.
Помните ли вы свои детские ощущения от произведений искусства? Это имело значение для становления вашей личности?
— Лет в пять дедушка повел меня в «Эрмитаж». Тогда я полюбил все красивое. Мне были куплены наборы слайдов с интерьерами и произведениями искусств, которые я рассматривал дома в диаскоп. Вместо машинок у меня были кареты, а вместо сказок — открытки все с теми же видами Петербурга, его прекрасных зданий и коллекций из музеев. Я думаю, это было основой для становления моих пристрастий в дальнейшем. Есть великая, незыблемая красота, отражающая естественное стремление человека к прекрасному, простоте и ясности формы и содержания. И есть современное искусство, совершенно иное. Две звезды графического дизайна, Стефан Загмайстер и Джессика Уолш, написали потрясающую книгу «Красота» — о том, что было красиво раньше, и о том, что принято считать красивым сейчас. В начале прошлого века Ле Корбюзье хотел снести весь исторический центр Парижа и застроить его домами ячейкового типа. К счастью, этого не случилось. Кроме того, в тот же период Марсель Дюшан положил на стол писсуар, и сегодня некоторые специалисты считают это величайшим произведением искусства XX века.
Есть ли пересечение искусства и вашего бизнес-проекта? Они больше помогают или мешают друг другу?
— Сегодня глянец особо остро конкурирует с потоком информации в смартфоне, поэтому многие издания давно переформатировались в арт-объекты, предметы коллекционирования и вневременной уникальности. Это уже само по себе искусство. С другой стороны, мы постоянно рассказываем о значимых событиях в мире искусства, поддерживаем арт-деятелей на своих страницах для того, чтобы о них узнало как можно больше людей. Будем считать, что это взаимное орошение полей.
Какой ваш любимый музей или художественная галерея куда вы «идете» за вдохновением? Работает ли это? Например?
— Я обожаю Париж, поэтому всегда иду в Лувр или Орсэ, или в музей Сен-Лорана. Очень люблю музей фарфора в Лиможе. Когда навещаю родителей в Крыму, совершаю рейд по дворцам — от Воронцовского до Ливадии, обязательно — дачи Чехова в Гурзуфе и Ялте, там сохранена чудесная атмосфера и всегда можно вдохновиться. Например, каверлайн на моей осенней обложке Le Moujik я подсмотрел именно в доме Антона Павловича, где на столе лежала повесть «Мужики», переведенная на французский как Les Moujiks.
Какой ваш любимый предмет искусства? Следите ли вы за творчеством современных художников?
— Однажды на выставке Maison&Objet в Париже я увидел забавные репродукции. Например, портрет мужчины, написанный Франсуа-Ксавье Фабром в 1809 году, оригинал которого хранится в Шотландской национальной галерее. В современном прочтении к образу денди добавлены наушники Apple. На мой взгляд, это довольно иронично и остроумно. Сегодня эта репродукция висит в моей гостиной. Из недавнего мне понравились работы Себастьяна Маньяни, серия Daily Bat, рассказывающая о Бэтмене в нетипичных ситуациях.
В рамках концепции Премии номинантов из новаторских и инновационных художников выдвигают члены жюри. Кого бы вы номинировали на Премию, и почему?
— Мне не особо симпатично современное искусство в большей части его проявлений, когда деятель устраивает хайповые перформансы или все настолько неочевидно и маргинально, что без куратора выставки, который расскажет, что же имел в виду автор, не обойтись. Но из тех, кто в поле моего зрения, я бы отметил Николая Толмачева, Машу Шубину, Илью Чичкана, Владимира Манжоса.