«Самое интересное началось после 50-ти». История бывшего электротехника, который осуществил мечту работать с детьми, несмотря на онкологию
НВ вместе с фондом Жизнелюб и брендом Zhernov Artifactory в рамках проекта Никогда не поздно публикует историю 62-летнего Александра Дехтяря, инженера электронной техники, проработавшего в Институте Патона 20 лет.
Это один из 11 рассказов о людях-жизнелюбах старшего возраста, передавших в мастерскую Сергея Жернова артефакты, с которыми связаны особенные моменты их жизни.
Проект позволил им по-новому взглянуть на возраст: каждая из переданных вещей получила не только новую жизнь, но и совершенно новый смысл. Фляга стала подвеской, пробка от керамического бочонка превратилась в украшение, простой китайский браслет с яркими камешками стал частью арт-объекта, демонстрирующего рождение феи. Каждая из вещей зажила своей новой, второй жизнью, как и большинство людей, которые, выходя на пенсию, начинают искать новые смыслы и новых себя.
Каждая вещь говорит нам о том, что в каждом взрослом человеке его накопленный жизненный опыт, его истории, память и знания могут стать началом совершенно новой, еще одной жизни, когда вдруг кажется, что самое интересное уже давно позади. Это отразилось и в фотопроекте, снятом фотографом Сергеем Сарахановым.

На Александре — кулон, демонстрирующий рождение феи. Для его изготовления Сергей Жернов использовал китайский браслет с яркими камушками, которыми выстелена поверхность внутри яйца. Сейчас Александр — учитель трудового обучения в Введенской гимназии.
«Электроника для меня была чужая, хоть и проработал в институте Патона почти 20 лет, поэтому каждое лето я ездил в пионерский лагерь, там организовывал кружки для детей, — рассказывает Александр, — и со временем мое хобби переросло в работу».
Александр делится тем, что самое интересное началось после 50-ти, так как в голову буквально «полезли проекты».
Сначала он придумал кружок для детей, написал на страничку идею, начал предлагать разным школам и детским центрам. Несмотря на отсутствие у Александра педагогического образования, одна директорка школы все же согласилась на этот эксперимент, так Александр создал первый кружок при школе Развитие технического интеллекта. Там он проработал три года. Учил детей головоломкам, складывали оригами, выпиливали лобзиком.
«И я подумал, почему только дети? Есть же пенсионеры — рассказывает Александр. — Расписал идею проекта, назвал его Новая страница. Это были компьютерные курсы для пенсионеров. Стал предлагать санаториям и домам отдыха. В одном месте согласились. И меня взяли. Мне было где-то 55 тогда. Это была бомба. Новая страница как для санатория, так и для пенсионеров. Сын помог, настроил пять старых компьютеров, и я начал учить людей работать. Все были просто счастливы, ведь раньше даже мышку боялись держать, а дети им толком не могли объяснить».
- «Я впервые сыграл на компьютере в 59 лет». Как переселенец Олег Перетяка стал киберспортсменом в команде 55+, победившей чемпионов мира
- Человек, заставлявший всех смеяться. Как Роман Зубрицкий провел 50 лет жизни под куполом цирка и продолжает исполнять свои мечты
- «Сбавить темп и насладиться жизнью». Как к 60-ти годам Андрей Богомолов сменил несколько профессий и стал преподавать живопись для детей
После этого опыта Александр еще год поработал в СБУ, потом устроился на склад кладовщиком, поработал на стройке, где освоил полностью работу электрика, но это все не приносило такого удовлетворения, как работа с детьми.
«И вот в моей жизни появилась Введенская гимназия. И меня в 2016 году взяли вести технические кружки для детей, — Александр делает паузу, и продолжает, — правда, потом у меня обнаружили миеломную болезнь. Она забрала у меня год жизни. Узнал, что такое больницы, капельницы. Но ничего, окончил лечение, и теперь сделал общую группу для мальчиков и девочек. Сейчас осваиваем вышивку бисером».

Александр говорит, что хотел бы учить детей всему: как починить краны, как что-то создать своими руками, как обои поклеить. Огорчается, что мальчики не проявляют интерес, говорит, что очень сложно работать, когда двое хочет, трое — не очень, а пятеро — дурака валяют: «Но сейчас у меня новая, свежая идея. Кружок — только для девочек. Они все время забегали на наши с мальчишками уроки труда, и говорили, что у нас очень интересно. Пробовали, им нравилось. Хочу теперь их учить всему: сантехника, электрика, мелкий ремонт. Хочу назвать ДЖАЗ, потому что „только девочки“. Неофициально, конечно».
Говорит, что его мечта сейчас, — чтобы задумка реализовалась: «Мое самое яркое впечатление было, когда девочки пришли на урок труда, и у них был искренний неподдельный интерес, азарт в глазах. Я вот очень хочу снова увидеть этот огонек. Это невероятная отдача».
Уже в конце интервью Александр рассказывает, что очень любит муралы. Находит адреса муралов в Киеве, и едет туда: «У меня коллекция из 350 муралов. Это такой квест, вы не поверите! Иногда ищешь долго. Да и на фото и в жизни — это разные образы. Размещаю у себя в Facebook с адресами. А еще как-то подумал, что мы не поднимаем голову, когда ходим по Киеву, начал фотографировать красивые фасады».