О юморе во время войны и после нее. «Если погибну, меня еще три месяца будут звать на корпоративы» — комик и аэроразведчик Сергей Липко

Сергей Липко (Фото:Ukrainian Witness)
Кто может рассказать о юморе на войне, если не стендапер, который служит в армии? Сергей Липко — стендап-комик, сценарист проекта Телебачення Торонто, а после полномасштабного вторжения — и пилот дрона.
На видео, опубликованном проектом Украинский Свидетель, стендап-комик и сценарист Сергей Липко. Сейчас он аэроразведчик 241 бригады ТРО ВСУ. Парень, по его словам, балансирует между гражданской и военной жизнью.
Лучше я буду гражданским, который имел ничего себе военные приключения, чем военным, который на самом деле не является суперкрутым воином. Не хочу быть лжецом и украшать свои военные подвиги и достижения.
Прежде чем попасть на боевое задание в Бахмуте (он был там дважды), мужчина уже имел военную подготовку: учился в Киевском военном лицее имени Ивана Богуна, затем была срочная служба. Но даже несмотря на то, что Сергей никогда не был «на нуле», он не раз попадал в опасные ситуации.
Как аэроразведчик я летаю, и плотность огня такова, что пули время от времени долетают и до нас.
На правах военнослужащего парень объясняет, почему человеческий ресурс в украинской армии сейчас самый необходимый.
Лично мне мой военный фон на фронте больше мешает: я вроде бы постоянно повторяю себе — долг, долг. А вот гражданские, которые попадают в ВСУ, позволяют нашей армии раскрыться. Если постараться, то можно найти классное место в Вооруженных Силах.
При этом Сергей пространно комментирует шутки о вручении повесток и связывает это с мотивацией новобранцев:
Принято думать, что «повестка» — это «надо отлинять». Но такой нарратив присущ российскому инфополю. Даже те, кто приходил в украинское войско мотивированными (в начале полномасштабного вторжения) сейчас истощены. О тех, кто воспринимает службу как наказание, говорить не приходится. На них будет тратиться очень много энергии командиров. С более мотивированным человеком работать гораздо проще.
Парень рассказывает, что ему до сих пор часто пишут в директ Инстаграм с предложениями выступить на корпоративе — иногда за 5 тысяч гривен. И это еще полбеды. Ибо, по словам Липко, есть ивент-менеджеры, которые даже не беспокоятся о том, чтобы посмотреть Инстаграм Сергея и увидеть, что он воюет.
Некоторые потом все-таки смотрят страницу, просят прощения и желают беречь себя. Но есть и такие, кто считает, что люди хотят посмеяться в это «трудное время». Людям очень тяжело, приеду из Бахмута и развеселю их.
Причем шутить о войне, как отмечает Сергей, может только тот человек, который там был и имеет соответствующий опыт.
Если в зале во время стендапа кто-то, не имеющий отношения к войне, начинает об этом шутить, то настроение у всех сразу падает.
Будет ли с этой войной так, как, например, с терактом 11 сентября, из которого уже делают мемы?
Так будет. С годами боль утихает, и для будущих поколений, которые этой войны не застали, это тоже может стать мемом. Для этого, может быть, пройдут десятки лет. Но лично я некоторые вещи никогда не смогу обесценить, например, потери близких людей на этой войне.
Еще одна удивительно актуальная тема — это шутки о россиянах. Сергей считает, что не стоит обесценивать достижения ВСУ, шутя о том, какие россияне тупые.
Они (россияне) тоже специалисты своего дела. Они тоже учатся. Представьте, что вы шутите о сожженном российском танке из-за того, что кто-то из их солдат неудачно покурил, когда в это время идет заруба под Киевом.
Учитывая, что Сергей Липко балансирует между гражданской и военной жизнью, он должен как-то морально приспосабливаться к тому, что рано или поздно придется вернуться на фронт:
Это словно нырнуть в холодную воду. Набираешь воздух, ныряешь. Сначала ты на адреналине, потом становится холоднее и холоднее. И это "холоднее" - это когда я возвращаюсь в Киев.