«Это меня обескровило». Легендарная Тайра — о личных потерях за время войны и о том, каким будет ее финал. Интервью NV

Юлия Паевская (Тайра) в восторге от подвига украинского народа и одновременно поражена ценой, которой соотечественникам обходится победа над РФ (Фото:Александр Медведев / NV)
Юлия Паевская (Тайра), парамедик, командир подразделения Ангелы Тайры и основательница благотворительного фонда Мрія, дала интервью NV для спецпроекта, посвященного девятой годовщине издания.
— Ваше самое яркое впечатление за время войны (кроме 24 февраля 2022 года)?
— Меня снова удивило украинское сообщество, украинский народ. Я в таком восторге от его силы, от этого подвига. То, как украинцы сопротивляются врагу, как держатся. И даже несмотря на то, что, конечно, все в некоторой степени чувствуют усталость, никто не собирается опускать руки, все настроены достичь победы.
Кроме того, я бываю за границей, общаюсь с иностранными военными, чиновниками и просто людьми из разных слоев населения, поэтому иногда мне кажется, что между ними и украинцами вообще нет никакой разницы, кроме языка. Особенно это касается ветеранских сообществ. Мы думаем совершенно одинаково, есть беспрецедентная поддержка, они понимают украинцев прекрасно. Ведь у нас общие ценности. Это свобода, справедливость, закон. Свобода — это вообще сверхидея украинской нации. Справедливость также. И украинцы уважают закон, если он справедлив. Точно такое я вижу в Америке и Европе. То есть граждане законопослушные, если с законом все в порядке.
А что касается самого яркого негативного впечатления, то оно касается наших врагов. Несмотря на то что, конечно, я знала, что они, мягко говоря, неадекваты, сейчас я вообще сомневаюсь, имеют ли они признаки человеческих существ, кроме внешних. У них полное отсутствие моральных устоев и общечеловеческих ценностей. Как вы понимаете, я их видела очень близко, и не то чтобы ожидала какой-то человечности, но не ожидала такой тупости.
— Ваша самая большая потеря с начала вторжения?
— Гибель моих близких друзей, моих побратимов, с которыми мы были все эти годы. Меня просто шокировала информация о том количестве близких друзей, которые погибли за те три месяца, пока я была в плену. Это меня просто обескровило.
— Ваше самое большое достижение за последнее время?
Свобода — это вообще сверхидея украинской нации. Справедливость также
— Я очень рада, что у меня проявилась склонность к спичам. Хотя на самом деле это не трудно — ты должен просто говорить правду. А если кто-то не доверяет или у него появляются какие-то сомнения, то приглашаешь его в Украину, чтобы он увидел все собственными глазами. Оказалось, что правда владеет сердцами, и я открыла в себе талант все это правильно формулировать. Кроме того, сейчас изучаю риторику, чтобы развить и закрепить этот навык. В конце концов, я вообще люблю учиться. А поскольку из такого обучения есть еще и прямая польза для страны, то очень радуюсь этому.
— Каким будет, по вашему мнению, конец войны и когда это может произойти?
— Я уверена, что Украина одержит победу. Не знаю, когда это произойдет, но есть ощущение: если все будет идти так, как идет, и не будет каких-то сюрпризов, то победа будет довольно скоро.
Меня убивает цена этой победы, но я понимаю, что ничего хорошего за малую цену мы никогда не купим.
А каким будет конец войны? На мой взгляд, Донецкая и Луганская области должны вернуться сразу. Крым, возможно, будет возвращаться постепенно или по нему будут происходить какие-то переговоры. Впрочем, чтобы выйти на переговоры, Украине следует вернуть то, что ей принадлежало на материке до 2014 года. Не знаю, будет ли Крым возвращаться именно военным путем, хотя мы и имеем для этого возможности. Иногда мне кажется, что инициативу перехватят переговорщики. Но как бы то ни было — результат переговоров или боевых действий — должен быть однозначным: восстановление контроля Украины над территорией Крыма. И, конечно, я хочу справедливости.

— Читаете ли вы NV и почему? Что нравится, а что не нравится?
— Читаю. В первую очередь, мне интересно и нравится подача материалов. Я очень ценю нестандартный взгляд на вещи, а NV — издание, которое способно оригинально подавать информацию, публикует аналитические материалы, иногда появляются какие-то уникальные идеи. Хороший слог. И, конечно, патриотизм, иначе я совсем не вижу сейчас смысла в журналистике.
Это интервью из журнала NV № 2 за май 2023 года. Приобрести этот номер журнала можно здесь.