«Мы свидетели интересных перемен». Биологиня и дублерша Каденюка Надежда Адамчук-Чалая о научных достижениях и мечтах о космосе
У нее был шанс первой в Украине покорить космос, но она достигла вершин в другой сфере. На вопросы НВ Life отвечает ученый-биолог, космонавт, член отряда астронавтов Государственного космического агентства Украины Надежда Адамчук-Чалая
Надежда с детства мечтала о космосе и увлекалась биологией. И именно благодаря биологии попала в финальную четверку отбора первых украинских космонавтов в 1996 году, ведь в космосе необходимо было проводить опыты по биологии растений. В конце концов первенство в отборе отдали Леониду Каденюку, но Надежду это не расстроило. На Земле ее ждало немало дел и достижений.
– Что вас подтолкнуло к научной деятельности? Почему выбор пал именно на биологию?
– Любовь к биологии как к науке о жизни привила мне моя мама - учитель высшей категории, отличник образования и заслуженный учитель биологии Адамчук Нина Петровна. Я с детства увлекалась естественными дисциплинами и мечтала создавать наиболее подходящие условия обитания для живых организмов как на Земле, так и за пределами нашей планеты.
– Какие детские или юношеские мечты удалось осуществить в вашей сфере деятельности?
– Начало моей научной деятельности пришлось на период открытия доступа для постсоветских ученых в лаборатории лучших западных университетов и научных центров по обе стороны Атлантического океана. Так осуществилась моя мечта не только посетить Оксфорд и Кембридж, но и в течение трех командировок работать в ведущих университетах Великобритании: Бристоля, Норидж, Бермингема, Ноттингема, канадских университетов Монреаля и Торонто. А главное – в космических центрах НАСА имени Джонсона в Хьюстоне и имени Кеннеди на мысе Канаверал. Это стало настоящим подарком судьбы.
– Какое научное достижение считаете своим собственным прорывом? Ваша самая яркая профессиональная победа?
– По результатам проведения совместного украинского-американского эксперимента СпейсШаттл-97 был сформирован цикл работ «Гравичувствительность растений на клеточном и макромолекулярном уровнях», за который мы с коллегами были отмечены Премией Президента Украины в области науки и техники, где мной было изложена концепция гравичувствительности фотосинтетического аппарата. Наши исследования очень важны для создания экологических систем жизнеобеспечения космонавтов и астронавтов во время длительных космических полетов. Также эти наработки сегодня используются при разработке прецизионных (высокоточных) фитотехнологий в агропромышленном комплексе Украины. Наши монографии по прецизионной фитоэкологии я представляла в правлении общества «Знание» Украину 11 февраля во день чествования женщин в науке.

– Вас вдохновляет ваша профессия? Чувствуют ли себя сейчас украинские ученые востребованными и оцененными?
– Я занимаюсь своим любимым профессиональным делом, от которого получаю большое удовольствие. В течение тридцати лет в науке меня не покидало ощущение востребованности, поскольку постоянно получала приглашения к международному научному сотрудничеству. Еще до пандемии в начале прошлого года представляла научный доклад в университете Мак-Гилл в Монреале, среди слушателей и коллег были те, кто в свое время сотрудничал с американскими астронавтками Калпаной Чавла и Хайди Стефанишин Пфайфер. Незабываемым было общение с Хайди во время ее пребывания в Киеве.
– У вас был шанс покорить космос. Изменилось ли ваше отношение к космической темы за эти годы?
– Интерес космической тематикой со временем только растет. Его стимулируют успехи государственных и частных космических компаний и потребности нового научного направления Канадского космического агентства на получение урожая за пределами Земли. Замечу, что вопрос безопасности для жизни канадских астронавтов очень тщательно отрабатываются. Следовательно, есть смысл летать в космос с представителями этой страны.
– Наблюдаете ли вы проявления сексизма и гендерных стереотипов в науке?
– Такой вопрос в свое время я ставила иностранным коллегам. Их ответ меня удивил. Они считают, что наибольший вес в науке имеют ученые, которые способны принести в свой университет большую сумму грантового финансирования. А денежное обеспечение пола не имеет.
– Почему, на ваш взгляд, девушки сейчас меньше интересуются научной деятельностью и действительно ли это так? И что, по вашему мнению, необходимо сделать, чтобы поощрять девушек заниматься наукой?
– Биологинь и экологинь в науке сегодня много, что свидетельствует об актуальности дисциплин, в которых работают девушки и женщины. Скорее всего такая популярность связана с сутью биологии как науки о жизни для тех, кто дарит эту жизнь, и термина «эко», что означает дом. Настоящая ответственная профессия для настоящих берегинь.
– Как вы считаете, почему стоит оставаться в науке, даже когда происходит отток кадров в другие сферы, в другие страны?
– Мы свидетели интересных перемен. С одной стороны, настораживает отток кадров в другие сферы и другие страны, но с другой – научная составляющая в этих сферах жизни ежегодно только увеличивается.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

материалов раздела Life
новых рецептов, красоты и моды