От Лесной песни до маршей женщин. Что значит быть феминисткой в Украине - фото

От Лесной песни до маршей женщин. Что значит быть феминисткой в Украине

8 марта 2021, 10:10

Накануне Международного женского дня мы решили заглянуть в историю и вспомнить выдающихся украинских феминисток, которые боролись за права женщин, а также пообщаться с нашими современницами, активными участниками феминистского движения в Украине

Возможность учиться в университете, участвовать в выборах, выбирать профессию, право получать наследство, оставлять свою фамилию после замужества и даже носить брюки — мы нечасто задумываемся над тем, что еще сто лет назад женщины были лишены всех этих и многих других возможностей. И благодарить за такой прогресс и изменения в статусе женщины мы должны именно феминизм. А точнее — активисток женского движения, которые в течение нескольких веков боролись за право на гендерное равенство. Кто же они, первые украинские феминистки?

Видео дня

Украинский феминизм: история

Леся Украинка

Писательница, общественная и культурная деятельница

.

Культовая фигура украинской литературы, активная участница национального женского движения — Леся Украинка хоть и не была программной феминисткой, но была ею по духу. В ее произведениях, в частности в Лесной песне, женщина является сильной и свободной в своих поступках, имеет свой взгляд и свое видение мира, имеет достаточно сил и достоинства, чтобы постоять за себя как за личность, и как правило одолевает слабого, растерянного мужчину. При этом писательница хорошо осознавала, что реальное положение женщин довольно печально и требует борьбы: «У галичан меня поразило какое-то странное, непростое отношение к женщинам, все они смотрят на нас сверху вниз или снизу вверх, а чтобы так просто наравне — никогда!» А тот факт, что когда Леся умерла, гроб с ее телом на Байковом кладбище в Киеве несли исключительно женщины, свидетельствует об огромном признании и влиянии Леси Украинки на украинских женщин. .

.

Наталья Кобринская

Писательница, организатор женского движения

.

Наталья Кобринская стояла у истоков украинского феминизма. Именно она стала инициатором создания первой украинской женской организации. В 1887 г. вместе с Еленой Пчилкой Наталья Кобринская издала альманах Первый венок, один из первых в мире сборников антологии женского творчества, который заложил основы женских журналов в Украине. Кобринская вела активную общественную деятельность, боролась за право женщин учиться в гимназиях и университетах, защищала права крестьян. «Я через литературу пришла к пониманию женщины в обществе — поэтому и хотела других повести за собой», — так формулировала она свою позицию.

.

Ольга Кобылянская

Писательница, участница женского движения на Буковине

.

Модернистскую писательницу Ольгу Кобылянскую считают одной из первых феминисток Восточной Европы. Ее повесть Человек, в которой говорится о молодой образованной девушке, отстаивающей равноправие между мужчиной и женщиной, стала первым в Украине произведением, в котором воплощена идея феминизма. В 1894 году Кобылянская стала одной из инициаторок создания Общества русских женщин, активно выступала за равноправие между мужчинами и женщинами, за право женщин на достойную жизнь. Но главный вклад писательницы в распространение идей феминизма — это ее творчество, ее героини — сильные духом женщины, готовые бросить вызов обществу и бороться за право быть человеком. .

.

Милена Рудницкая

Общественно-политическая деятельница, журналистка, писательница

.

Милена Рудницкая была главой Союза украинок и идеологом женского движения Западной Украины в 1920—1930-х гг. Она вела активную общественно-политическую деятельность, как журналистка входила в редакцию еженедельника Наша цель, была редактором двухнедельника Женщина и регулярно писала в прессе на политические, феминистские и воспитательные темы. «Женщина — это такое существо, которое должно сидеть на кухне, варить обед, мыть горшки и рожать детей… Без всего этого женщина это не женщина — урод», — так Рудницкая иронизировала над мнениями многих мужчин, господствовавших в то время.

.

София Окуневская (Фото: коллаж нв)
София Окуневская / Фото: коллаж нв

София Окуневская

Общественная деятельница, первая женщина-врач в Австро-Венгрии

.

София Окуневская стала первой выпускницей университета и женщиной-врачом в Австро-Венгерской империи. В то время в Галиции женщин не брали на обучение в университет, поэтому Окуневская поехала в Швейцарию и окончила Цюрихский университет. Усилиями Окуневской были открыты школа акушеров-гинекологов и первые в Западной Украине курсы сестер милосердия. На ниве женского движения она сотрудничала с Натальей Кобринской, дружила с Ольгой Кобылянской. Увлекалась литературой, писала художественные произведения и публиковала их в женском издании Первый венок.

.

Украинский феминизм: настоящее

Мы можем только догадываться, что означало быть первыми феминистками в XIX—XX вв.еках, с какими вызовами сталкиваться и какие испытания проходить. Но мы можем спросить об этом наших современниц, которые продолжают дело выдающихся феминисток прошлого. Поэтому мы обратились к трем украинским женщинам, для которых феминизм стал жизненным принципом, и задали им несколько вопросов.

1. Как вы пришли к идее феминизма?

2. Что значит быть феминисткой в Украине?

3. С чем чаще сталкивались со стороны общества — поддержкой или агрессией?

4. Что делаете для поддержки женского движения?

5. Каковы результаты?


Елена Суслова

Правозащитница, гендерная активистка, руководитель Информационно-консультативного женского центра

.

1. В феминизм пришла из-за стремления к справедливости, которое воспитывалось семьей, особенно мамой. Она всегда повторяла, сколько несправедливости, сколько дискриминации в отношении женщин есть в жизни, и не только в отношении женщин. Поэтому сначала я пришла в правозащитное движение, начинала с Украинского Хельсинского союза по правам человека, а потом начала заниматься вопросами прав женщин, гендерного равенства. Ведь эти понятия тесно связаны с правами человека вообще, с правом нации на самоопределение, которые хотя и записаны в Конституции, на деле не реализовывались. Поэтому для меня это был вполне логичный путь.

2. Я убеждена: если ты называешь себя феминисткой, надо практиковать феминизм. Ведь есть много людей, которые хорошо понимают, что есть проблема гендерного неравенства, несправедливость, однако проходят мимо, ничего не делают. А те, кто пытается что-то делать, — им, конечно не так легко живется. Но я всегда говорю: цель наша радикальна, а методы не обязательно должны быть радикальными. Структуру гендерного неравенства, складывавшуюся у нас тысячелетиями, невозможно разрушить в один день. Это долгий путь. И нужно искать подходы к каждому человеку. Я уверена: окошки к гендерной сенситивности есть у каждого человека. Важно помочь человеку увидеть те окошки и самой их открыть.

3. Мне кажется, сейчас у людей в основном положительное отношение к феминистским идеям, к изменениям, происходящим в стране и в мире. Однажды в селе услышала от старшей женщины: «Уже мужчины наруководились. Видимо, женщинам уже надо попробовать». А это же человеческая мудрость, это опыт! То есть общество наше уже готово к изменениям. А что касается агрессии — лично я с таким очень редко сталкиваюсь, но как специалист по конфликтологии уверена обижаться на людей непрофессионально. Проявления агрессии свидетельствуют лишь о комплексах и внутренних проблемах человека, с которыми он сам не может справиться.

4. Я всегда говорю: «Делай что можешь — и будь как будет». А делать на самом деле приходится немало. Это и индивидуальная помощь женщинам, которые обращаются за юридической или психологической консультацией, просто за эмоциональной поддержкой. Это и обучающие тренинги, сессии, вебинары, связанные с гендерной тематикой. Это также анализ законодательства, работа с нормативно-правовыми актами, в частности с документами, связанными с сексуальными домогательствами, с сочетанием мужских и женских обязанностей в различных сферах и тому подобное.

5. Относительно результатов феминистской деятельности, то они, конечно же, есть, и даже такие, которых я не ожидала. Изменения в законодательстве, определенные сдвиги в сознании, реальное увеличение женщин на должностях, о которых они раньше и мечтать не могли. Мне было очень приятно услышать слова благодарности от женщин из сектора безопасности и обороны, занимающих должности, ранее считавшиеся чисто мужскими: «Вы проложили дорогу, по которой мы можем идти». И это для меня большая радость и счастье: быть причастной к столь значительным изменениям, знать, что твои мечты теперь могут осуществить другие.

.

Тамара Марценюк

Доцент кафедры социологии Национального университета «Киево-Могилянская академия», к. соц. н., гендерный эксперт Украинского Хельсинского союза по правам человека.

.

1. В феминизм я пришла благодаря образованию, прежде всего на своей родной кафедре социологии. С 1998 года, когда я поступила в Киево-Могилянскую академию, я стараюсь участвовать в феминистских учебных программах. Гендерные студии я слушала как обязательный курс, учась на бакалаврской программе по социологии. С феминистической тематикой я сталкивалась во время обучения на кафедре социологии Киево-Могилянской академии, обучения на дистанционной программе «Межкультурная коммуникация» (Готланд университет, Швеция), летней школе в Осло университете, на исследовательских визитах в Швецию, США, Канаду и тому подобное. Неоднократно принимала участие в международных семинарах и конференциях, посвященных гендерным вопросам.

2. Быть феминисткой — это распространять идеи феминизма, то есть равных прав и возможностей женщин и мужчин, через образование и исследования. 5 лет подряд я преподавала на кафедре социологии в Киево-Могилянской академии авторский выборочный курс «Феминизм как социальная теория и общественное движение». В 2014 году я преподавала в Европейском университете Виадрина, Франкфурт-на-Одере курс «Феминизм в Восточной Европе: между глобальным и локальным». Весной 2018 года я совместно с онлайн гендерным порталом «Гендер для всех» начала проект «Бесстрашные: они творят феминизм в Украине», имеющий формат разговоров-интервью с исследовательницами и активистками, которые изучают и борются за обеспечение равных прав и возможностей женщин и мужчин.

3. Помню, как достаточно увлекательным было публичное преподавание летом 2015 года для широкой целевой аудитории лектория «Поверх фемінізму», в рамках «Культурного проекта». Интерес к нашим лекциям оказался большим, вопросов было много, что еще раз доказало факт увеличения общественного запроса на информацию о борьбе за равные права и возможности женщин и мужчин. Преимущественно, это поддержка тематики. Хотя бывают и агрессивные и неодобрительные комментарии, а в последнее время и определенный кибербуллинг. Но это закономерно, ведь тематика достаточно чувствительная и критическая. Не все готовы ее разделять и понимать. Мне нравятся такие фразы как «Вода камень точит» и «Собаки лают — караван идет». Это о распространении феминистских идей в Украине. Через образование, СМИ, общественный активизм и политическую борьбу. Непросто, но шаг за шагом.

4. Кроме преподавания в университете, я занимаюсь образовательным активизмом, пишу научно-популярные книги, провожу тренинги для широкой целевой аудитории: журналистов, аналитических центров, государственных служащих, политических деятельниц, общественных активистов и тому подобное. Помогаю общественным организациям и аналитическим центрам разрабатывать внутриорганизационные политики недискриминации и гендерного равенства. Веду популярный онлайн-курс на платформе «Прометеус» «Женщины и мужчины: гендер для всех».

Я разделяю идею публичной социологии — науки и исследований ради общественных изменений, поэтому постоянно вовлечена в различные международные исследовательские или преподавательские проекты. Это, в частности, социологическое исследование «Невидимый батальон 3.0: сексуальные домогательства в военной сфере». Кроме социологического исследования, в социальных сетях начата хештег-кампания #ГоворитиНеМожнаМовчати. В частности, на фейсбук-странице «Невидимого батальона» публикуются истории с разрешения наших респонденток об опыте сексуальных домогательств.

5. Я вижу увеличение интереса к феминистской тематике как со стороны студенчества, так и общества в целом. За последние годы имеем успехи в таких сферах, как политика (введение гендерных квот и привлечение внимания к проблематике сексизма на выборах — кампания «Выборы без сексизма», высшее образование (привлечение внимания к проблематике сексуальных домогательств в учреждениях высшего образования), рынок труда (уменьшение патернализма в отношении женщин, в том числе отмена списка запрещенных профессий и т. п.), военная сфера. За последние годы войны на Востоке Украины возросло внимание к проблематике гендерного равенства в военной сфере и положению женщин в Вооруженных силах.

То есть сдвиги есть, однако остаются актуальными определенные проблемы — гендерного насилия вообще и сексуальных домогательств в частности. Поэтому приглашаю всех присоединиться к Маршам женщин 2021, которые в Международный день прав женщин 8 марта пройдут в Киеве и других городах Украины.

. .

Алина Шубская

Блогер, журналистка, предпринимательница

.

1. Раньше я не понимала плюсов феминизма, ведь мне казалось, что мы теряем довольно много, когда сами за себя платим, даже сами зарабатываем. Была такая фраза, что феминистки хотят быть лошадьми, а нормальная женщина хочет танцевать, чтобы это ей обеспечивал мужчина. В целом, мне удавалось быть такой легкой звонкой, но в итоге это закончилось ничем. Я поняла, что просто задавливала в себе собственные амбиции, чтобы быть правильной женщиной. Но правильным для всех не будешь. Говорят, феминизм — до первого хорошего мужчины. Я скажу, что отрицание феминизма — до первого плохого.

Когда в первом браке я оказалась совсем не там, где хотела, делала не то, что хотела, не был тем, кем хотела, и вообще не знала, чего я на самом деле после лет «танцев» хочу, я впала в очень глубокую депрессию. Откуда меня вытащили фем-паблики. Я просто читала и восхищалась женщинами, которые имеют смелость делать что-то важное. Мои вопросы, даже глупые, находили поддержку. Тогда я уже потеряла бывших подруг, и было очень кстати найти новых. Итак, после очередной ссоры с унижениями я ушла от мужа с одним чемоданом, буквально за день нашла самую простую работу, потом сняла жилье и стала впервые в жизни жить самостоятельно. Мне понравилось! Я решила стать одной из тех женщин, которые мне помогли. Помогать другим.

2. В Украине с феминизмом на самом деле не все так плохо. Конечно, я живу в собственном пузыре, где сейчас много активисток и людей с профеминистической позицией. Вне пузыря ситуация хуже, но люди готовы меняться. Украина сейчас начала подхватывать европейские тенденции свободы и равенства, отходя от «совка», что не может не радовать. Я делаю все, чтобы своим примером показать, как это — быть феминисткой. Хотя это не легко. Когда я откровенно говорю о том, как живу, у людей возникает когнитивный диссонанс. Большинство считает, что это посягательство на их уклад жизни. Но когда людей цепляет, это значит, что не все окей в датском княжестве, именно такие люди первыми приходят к изменениям.

3. Мой муж, с которым я познакомилась, уже когда стала активисткой женского движения, сначала был против идеи равенства мужчин и женщин. Мы очень много дискутировали, он сначала со стороны смотрел на марши, куда я хожу (сейчас ходим вместе), следил за моей активностью, читал мои материалы. Так, он сам стал профеминистом, сейчас даже активнее выступает за права женщин, чем я. Я немного выгорела, так как активизм — дело неблагодарное, вне пузыря получаешь много хейта, угроз, оскорблений.

4. Я хорошо пишу, значит, моя основная борьба — это материалы, статьи, объяснение необходимости равного подхода в фейсбуке, где у меня большая аудитория. Но хожу на марши и митинги. Например, одним из лозунгов марша когда-то была отмена списка запрещенных для женщин профессий. В 2017 году он был отменен. Где-то за полгода киевская водолазка (да, я знаю, что феминитивы забавляют, но это дело привычки) спасла человека из-под льда. И я чувствовала миллионную долю и своего участия в этом, ведь профессия водолаза для женщин была запрещена. Многие скажут, что феминистки хотят загнать женщин в шахты и грузчицы. Нет, они уже работают в шахтах и грузчицами. Но до 2017 года делали это нелегально, без надежды на стаж и надбавку к пенсии.

Такая же история была с женщинами, которые в армии не могли занимать ряд должностей. Снайперки числились банщицами и получали меньше, чем снайперы. Женщина не могла стать генералом. Мы тогда взяли кастрюли и черпаки и, громыхая, пошли в Министерство обороны. Было очень шумно. Но женщинам разрешили занимать эти должности.

5. Конечно, до полной победы феминизма и равенства еще далеко. Я бы очень хотела не являться феминисткой, потому что это было бы уже не нужно. Но, к сожалению, даже права не даются навсегда. Можем наблюдать пример женщин после не самой такой древней исламской революции, и зачем далеко ходить: запрет абортов в Польше и в Алабаме, США. Итак, отдохнуть не удастся. Но я надеюсь, даже когда уже не смогу быть ожесточенной активисткой, строить свою жизнь так, чтобы люди могли посмотреть на меня и сделать выводы. Конечно, моя жизнь не может нравиться всем, это не тысяча гривен. Но, если хоть одна растерянная девушка в депрессии, потерявшая веру в себя, снова ее найдет благодаря моей поддержке, это будет означать, что для феминизма я уже сделала немало.

Делитесь материалом




Радіо НВ
X