«Мы — рядом с Россией, поэтому должны быть готовыми ко всему» — азовец Доцент после плена намерен вернуться к преподаванию

14 мая, 20:52
Владислав Дутчак (Фото:фото предоставлено героем)

Владислав Дутчак (Фото:фото предоставлено героем)

Легендарный Владислав Дутчак с позывным Доцент, сержант бригады НГУ «Азов» — не профессиональный военный, который после 24 февраля оказался среди защитников Азовстали в Мариуполе, побывал в плену РФ.

Владислав родился и вырос в Желтых Водах, городе казацкой славы, где 16 мая 1648 года войско Богдана Хмельницкого одержало победу над войском Речи Посполитой. Его мама преподавала историю в школе. Уже в три года парень умел хорошо читать, а в пять — посещал городскую библиотеку. В восьмом классе понял, что после выпуска будет поступать на исторический факультет, потому что чувствовал в этом свое предназначение. Преподавал в университетах, стал кандидатом философских наук.

Видео дня

Зачем и при каких обстоятельствах Дутчак попал в Азов, удивил ли его масштаб наступления россиян в 2022-м, и чего не хватает украинскому образованию, по его мнению? Далее — прямая речь.

В 1998 году я окончил Кировоградский педагогический университет по специальности «История и народоведение», а уже в 1999-м начал читать факультатив в Институте предпринимательства «Стратегия».

В 2005 году защитил диссертацию по теме «Рефлексия метафизики государства Иммануила Канта» и в 2014-м получил звание доцента. Поэтому и позывной у меня «Доцент» — не из известного советского фильма «Джентльмены удачи».

В 2017 году я начал активно сотрудничать с отдельным отрядом специального назначения «Азов». В свое время в Киеве познакомился с кандидатом исторических наук Николаем Кравченко. Его позывной — «Крук». Он был одним из тех людей, которые основали батальон «Азов», а до того — еще и партизанский отряд «Черный корпус», который в 2014 году участвовал в борьбе с сепаратистами и российскими агентами на Харьковщине и в областях Приазовья.

Сперва мы с ним общались на исторические темы, а потом плавно перешли к политическим и мировоззренческим. Выслушав меня, он сказал: «Слушай, ты нам подходишь. Давай поработаем вместе?». В то время «Азов» прославился на всю Украину, поэтому я сразу согласился. Так я стал преподавать азовцам военную историю.

Когда отчитал первую серию лекций для образовательного проекта «Школа нациократии», мы с Николаем и еще двумя учеными предложили командованию полка провести курсы по работе с личным составом для заместителей командиров, или «хорунжих», если по казацкому обычаю («Азов» — это же наследники славного Азовского казацкого войска, которое просуществовало с 1828 по 1864 год).

В конце концов, мы развернули серьезную программу «Хорунжая школа имени подполковника Николая Сциборского» (одного из основателей ОУН и теоретика украинского национализма), которая длилась 45 дней. К тому времени у «Азова» уже была своя полноценная военная школа для подготовки сержантов, названная в честь основателя ОУН Евгения Коновальца. У нашей же школы было немного другое направление работы — гуманитарное. Преподаватели из разных университетов Украины (совершенно не связанные общими националистическими взглядами) преподавали военную педагогику, военную психологию и военную историю Украины и мира.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу
фото предоставлено героем
Фото: фото предоставлено героем

В 2020 году, после очередной «Хорунжей школы», мне стали настойчиво предлагать подписать контракт с «Азовом». Единственное, что меня останавливало, — это проблемы со здоровьем. У меня же плохое зрение и травмированная нога после событий так называемой русской весны. Однако командиры меня успокоили и сказали, что нуждаются не в военном, а в лекторе. В декабре 2020 года я прибыл в полк с вещами, а в январе 2021-го подписал контракт на три года. Планировал перевезти семью в Мариуполь. Так началась моя официальная работа в «Азове».

Когда меня спрашивали: «Какое ваше звание?», я, бывало, отвечал: «Кандидат философских наук». Все смеялись, потому что в военном билете было написано, что я — солдат. На самом деле военной специальности у меня нет.

Я предчувствовал, что начнется война, еще с известных событий на острове Тузла в 2003 году. Единственное, что удивило меня в 2022 году, — это масштаб наступления. Я думал, что россияне будут наносить удары ракетами, попытаются разгромить нашу ПВО и будут воевать под флагами квазиреспублик. Однако не ожидал, что в такую авантюру влезет весь путинский режим. Здравый смысл — это явно не про россиян.

Когда Украина победит, намерен снова вернуться к преподаванию в университете и продолжить научную работу над докторской диссертацией. Еще когда я находился в плену, оккупанты постоянно спрашивали: «Ты такой взрослый, у тебя два высших образования за плечами, научная степень. Как ты можешь быть не офицером?». В ответ я спокойно объяснял: «Не вижу себя военным. Я вступил в „Азов“, чтобы три года отработать по контракту и подготовить новое поколение способных лекторов, которые продолжат мое дело».

Еще накануне полномасштабного вторжения мы с коллегами планировали открыть на базе хаба «Азова» в Донецкой области дискуссионный клуб для личного состава. Я думал, что побуду там полтора года, а потом передам «руль» новоиспеченным лекторам, демобилизуюсь и вернусь в университет. О каком офицерском звании могла идти речь?

За последние 18 лет я почти не менял своего подхода к преподаванию, потому что он показал свою эффективность. Сначала я заинтересовываю студентов материалом, а потом поощряю их формировать группы единомышленников и участвовать во внеклассных занятиях — кружках, клубах, секциях.

Когда я работал в Желтых Водах, меня всегда радовало то, что многие ученики поддерживают со мной связь еще долго после выпуска. Выйдя из плена 21 сентября 2022 года, я попал в военный госпиталь. Мои выпускники сразу меня навестили, привезли ноутбук для работы и подарили телефон.

Включив ноутбук, я увидел где-то три десятка видео, специально для меня записанных бывшими студентами, которые сейчас на передовой или на военных учениях. Тогда я действительно растрогался и понял, что не зря их учил.

Пожалуй, для своих учеников я — как старший товарищ. Мы дружим, но между нами все равно остается субординация, обусловленная взаимным уважением. В плену оккупанты, бывало, допрашивали меня: «Как считаете, сколько ваших студентов сейчас взяли оружие в руки?». Я честно отвечал: «Надеюсь, много». Как хорошо, что они не знали, что в их плену я находился в одном бараке со своим бывшим студентом, теперь лейтенантом «Азова».

Также вспоминаю случай, когда еще до начала большой войны, в 2017 году, открывал памятник «Воинам, отдавшим свои жизни за Украину» в Желтых Водах. Неожиданно на событие пришел мой выпускник — весь в военных орденах. Он привел с собой девятилетнего сына, который, как мне рассказали впоследствии, занимался казацким боевым искусством. Эта встреча меня сильно растрогала, ведь я увидел, как то, что я вкладывал в своих учеников, проросло уже в их детях.

Я же прежде всего учил их анализировать варианты решения каждой проблемы через призму известного высказывания Николая Сциборского: «Все то хорошо, что хорошо для блага, силы и развития моей нации; все то плохо, что эту силу и развитие ослабляет».

фото предоставлено героем
Фото: фото предоставлено героем

Как бы странно это ни звучало, но я верю в то, что с началом полномасштабной войны украинцы вернулись в свое естественное состояние. Всю историю мы были пограничным народом, который, часто сам того не осознавая, выступал щитом для Европы. Мы — нация воинов, казацкий народ фронтира. Наш земледелец шел за плугом, но возле себя всегда держал саблю и мушкет, чтобы обороняться от неожиданного нападения кочевников.

Украинская женщина испокон веков была самодостаточна и могла дать отпор злейшему врагу. Например, когда нападали татары, украинки, которые жили на хуторах и чьи мужья были на Сечи, брали в руки мушкеты и отбивались. Даже наши княжны вели между собой феодальные войны. В этом смысле опыт украинских женщин уникальнен для всей Европы.

Для того чтобы выстроить свое единое гуманитарное пространство, нация должна определиться со своими фундаментальными ценностями, которые должны стать основой для образования и политики. Украина, нация, семья — ценности? Для меня — безусловно.

Свобода — это наша религия. Нам, украинцам, нельзя ничего навязать силой. Мы — народ свободных. Профессионализм, дисциплина, трудолюбие — вот ценности, которые должны стать инструментами для построения современной Украины. Вместе с тем, имея такого сумасшедшего соседа — а он, к сожалению, никуда не денется, нашими ценностями должны стать верность, долг и честь защищать Родину.

Нужно приспосабливаться к новым обстоятельствам и возвращаться к своим истокам. Именно поэтому я искренне верю, что среднестатистический украинский ребенок должен изучать не только общеобразовательные, но и профильные предметы с раннего возраста. Государству нужны специалисты. Поэтому я поддерживаю идею, чтобы уже с шестого класса ученики начинали получать специализацию.

Кроме того, они обязательно должны изучать основы медицинских знаний. Сейчас украинцы живут в таких условиях, когда необходимо знать, что делать, если человек поранился, повредил позвоночник или у него случился эпилептический приступ. Дополнительно все школьники должны уметь пользоваться оружием и знать, как обращаться со взрывоопасными предметами.

К сожалению, мы не Британия, расположенная на острове, и не Франция, окруженная цивилизованными соседями. Мы — рядом с Россией, поэтому должны быть готовы ко всему.

Все карты — в руки учителям, которые работают с учениками и воспитывают новое поколение. Огромная проблема лишь в том, что Украине будет трудно вернуть детей, которые вместе с мамами уехали за границу. Нашим политикам придется хорошенько поразмыслить, чтобы в конце концов вернуть молодежь домой. Это — вопрос реального выживания украинцев как нации.

Главная наша задача после победы — построить успешное государство, которое в будущем станет лидером Восточной Европы, но не потеряет своей уникальной идентичности. Сегодня мы уже начали продвигаться к этой цели.

История Владислава Дутчака является частью сборника учительских историй «Жить, чтобы учить», который создала ОС «Освитория» в рамках национальной премии Global Teacher Prize Ukraine. Прочитать и скачать сборник можно по ссылке.

Редактор: Кира Гиржева
Показать ещё новости
Радіо NV
X