«Нужно пересматривать подход». Организатор ProCheese Awards рассказал, почему зарубежные сыры помогают стать украинским производителям лучше

10 сентября 2021, 05:08

В сравнении с 2019 и 2020 годами, в 2021-ом импорт молокопродуктов в Украине вырос на 97%. Подобная ситуация происходит не только в молочной сфере. Она коснулась большинства украинских производителей.

Дмитрий Чернов

Соорганизатор ProCheese Awards, CEO Ardis Group

О том, чем полезна эта ситуация для развития бизнеса, рассказал Дмитрий Чернов, СЕО ARDIS GROUP — компании, которая более 20 лет поставляет в Украину сыры, молочные десерты и проводит ежегодный фестиваль сырного искусства ProCheese Awards.

Видео дня

Импорт — коллега по рынку

Приведу пример в сырной сфере. Многие до сих пор помнят, что в СССР люди ели только российский и голландский сыр отечественного производства. И только лет 15 назад украинцы начали узнавать про моцареллу и рикотту, камамбер, бри, рокфор. Покупатель понял, что такое разнообразие вкусов и что сырная нарезка из 2−3 полутвердых сыров — это не предел, а их выбор на витринах позволяет создавать блюда-шедевры.

Подобная ситуация наблюдается и в сфере производства колбасно-мясной продукции: если раньше покупатель не знал ничего, кроме докторской колбасы и салями, то сейчас украинцы все охотнее пробуют хамон и даже колбасы с белой плесенью.

Расширение внутренних гастрономических границ происходит благодаря изобилию продукции и готовности украинцев пробовать новое. Немалую роль сыграли путешествия, развитие кругозора и полученный за границей новый опыт.

Расширение гастрономических границ происходит благодаря изобилию продукции и готовности украинцев пробовать новое (Фото: Pro Cheese Awards)
Расширение гастрономических границ происходит благодаря изобилию продукции и готовности украинцев пробовать новое / Фото: Pro Cheese Awards

Конкуренция — двигатель прогресса

Ни в одной стране мира нет прилавков только с однотипными продуктами! Основная ошибка украинских производителей в том, что они больше внимания уделяют прошлому опыту и проблемам, а конкуренцию с импортом считают своей главной угрозой. А ведь будущее украинского рынка зависит от умения отечественных производителей конкурировать с зарубежными.

Например, процент импорта сыров в Украину в 2 раза меньше, чем в Германии. Но немецкие производители не требуют закрыть границу, чтобы сберечь местное производство. Они, наоборот, активно работают над поставкой большего объема молокопродуктов в другие страны.

Поэтому нужно не пытаться убрать конкурента, а наоборот, объединяться, развиваться и бороться со страхами и стереотипами потребителей, создавая дополнительные сервисы и новый клиентский опыт.

На сегодняшний день есть ряд крупных украинских производителей сыра и даже крафтовых сыроваров, которые уже понимают, что нужно пересматривать подход и разрабатывать новые рецептуры, не только оглядываясь на зарубежный опыт, но и создавать свои, авторские виды сыров. Некоторые из них даже проявляют желание экспортировать свою продукцию. На фестивале сырного искусства ProCheese Awards, который прошел в мае этого года, мы были поражены разнообразием ассортимента продукции от украинских производителей: было представлено более 200 видов сыра. О многих сортах гости мероприятия услышали впервые.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Кстати, проведение таких фестивалей и других отраслевых мероприятий способствует развитию сферы. Это и обмен опытом между участниками, и знакомство потребителей с продукцией, и дополнительный стимул к развитию для производителей. На ProCheese Awards мы провели конкурс сыров, победитель которого отправится представлять Украину на международном конкурсе World Cheese Awards и познакомит иностранное общество с украинскими сырами. А это уже первый шаг к возможности экспортировать отечественную продукцию. Но многое еще предстоит сделать, чтобы соответствовать мировым стандартам и работать над совершенством своего продукта. В этом заключается ценность таких событий, где можно получить фидбэк от мировых экспертов и услышать своего потребителя.

Будущее украинского рынка зависит от умения отечественных производителей конкурировать с зарубежными (Фото: Pro Cheese Awards)
Будущее украинского рынка зависит от умения отечественных производителей конкурировать с зарубежными / Фото: Pro Cheese Awards

А кроме фестивалей?

О многих, действительно достойных продуктах от отечественных производителей, покупатель, к сожалению, даже не догадывается. Чаще всего он выбирает продукцию, видя знакомые названия или следуя стереотипу «импортное — значит, более качественное». Его нужно покупать, даже по высокой цене, несмотря на то, что в продаже есть подобные, не уступающие в качестве товары от украинских производителей.

Для того чтобы преодолевать стереотипы об отечественной продукции, нужно:

  • проводить мероприятия. Не только фестивали, конечно, но и небольшие нишевые ивенты, где вы сможете познакомить покупателей со своим продуктом и создать собственных «адвокатов бренда», которые будут нести информацию и рекомендации о вас в массы;
  • грамотно презентовать. Мало сделать красивую упаковку и просто представить продукт в торговых сетях или магазинах. Его презентацией должен заниматься профессионал. В сырной сфере это чизмонгер — специалист, знающий все об истории и вкусе сыров. Он способен продать несколько видов сыра одновременно, учитывая все потребности клиента. Это значительно увеличивает средний чек магазина;
  • создавать продукты с добавленной ценностью. Часто покупатель выбирает тот товар, который продается со скидкой. Основным триггером к покупке становится стоимость. Чтобы клиент стал постоянным и выбирал не цену, а ценность, необходимо давать ему готовые решения или продукт с дополнительными сервисами. Мы это делаем так: помимо дистрибуции сыра в национальные торговые сети или магазины, предлагаем дополнительные сервисы — обучение сотрудников работе с сыром или же чизкастомайзинг — эффективное оформление сырных витрин;
  • не бояться коллабораций. Эффективное сотрудничество — это о взаимном доверии и общих ценностях, ведь только тогда создается синергия. Некоторые считают, что участники коллаборации — это всегда только две стороны. На самом деле, их может быть намного больше, если у всех есть общая цель. Например, чтобы создавать продукты с дополнительной ценностью для конечного клиента, объединяться могут не только импортеры и производители, но и торговые сети, рестораны и даже небольшие магазины;
  • быть современным. Некоторые крупные украинские производители даже не присутствуют в социальных сетях, где очень много любителей сыра, которые стали бы постоянными покупателями их продукции;
  • объединяться. Присоединяться к профессиональным комьюнити, поддерживать друг друга, обмениваться опытом и вместе создавать здоровую конкуренцию на отечественном рынке.
Нужно не пытаться убрать конкурента, а наоборот, объединяться, развиваться и бороться со страхами и стереотипами потребителей (Фото: Pro Cheese Awards)
Нужно не пытаться убрать конкурента, а наоборот, объединяться, развиваться и бороться со страхами и стереотипами потребителей / Фото: Pro Cheese Awards

Импорта бояться не нужно — именно он создает разнообразие рынка, мотивирует украинских производителей сотрудничать и повышать качество своей продукции! И давайте вместе скажем миру CHEESE :)

Напомним, ранее организаторы ProCheese Awards рассказали о том, как меняются украинские сыры. Еще недавно словосочетание «украинский сыр» воспринималось неоднозначно, но в последние годы ситуация значительно улучшилась благодаря крафтовым сыроварам.

Редактор: Лилия Витюк
Показать ещё новости
Радіо НВ
X