Про STEM-подход, улучшение системы и будущее образования в Украине. Интервью с президенткой Parimatch Foundation Екатериной Белорусской

24 января, 18:44
Партнерский проект
freepik

freepik

24 января — Международный день образования, провозглашенный ООН в знак признания роли образования в обеспечении мира и развития. Накануне нам удалось пообщаться с президенткой Международного благотворительного фонда Parimatch Foundation Екатериной Белорусской. О работе Фонда в сфере образования, STEM-подходе, трендах и будущем системы — в эксклюзивном интервью.

Сегодня тема образования стала особенно актуальной и приковывает огромное количество внимания. Причем как со стороны государства, так и общественного сектора. Как думаете, с чем связан такой скачок внимания к сфере?

Видео дня

Я не совсем согласна с тезисом, что образование стало популярным сегодня или даже вчера. Это краеугольный камень в развитии любого общества, и именно от качества образования зависят все остальные показатели — будь то уровень жизни, темпы развития технологий или рынок труда. Да, сегодня можно сказать, что в Украине наконец начали говорить об изменении системы образования, точнее о том, чтобы посмотреть на него под другим углом. И STEM сейчас действительно в фокусе внимания. Уверена, что для действительно качественных изменений в обществе нужна синергия. Поэтому когда мы решили расширить свою программную деятельность и реализовать проект по STEM, Фонд сразу же заручился поддержкой МОН, чтобы идти в ногу с государством и действительно быть полезными.

Екатерина Белорусская

президентка Parimatch Foundation

А можете конкретнее о программах? Речь идет только о детях, правильно?

Помощь детям с физическими, ментальными, интеллектуальными или сенсорными нарушениями и подросткам из семей, попавших в сложные жизненные обстоятельства, — это только малая часть нашей работы. Весомую часть внимания мы уделяем и взрослым, прежде всего — учителям, от которых зависит уровень и качество образования. Например, в рамках программы «Новая физическая культура» Фонд запустил бесплатные онлайн-курсы для повышения квалификации учителей на портале Prometheus. Они состоят из девяти теоретических модулей, сегодня обучение прошли уже более 11 тысяч педагогов, больше половины из них получили сертификаты об успешном завершении.

Параллельно мы провели бесплатные онлайн-конференции «Инновации теловоспитания» и «Инновации теловоспитания 2.0» для повышения уровня экспертности учителей. Во время этих мероприятий выступили более 40 украинских и европейских экспертов. По подсчетам Фонда, к трансляции конференций присоединилось порядка 10 000 людей. Кроме того, мы дважды провели Конкурс учителей-новаторов, чтобы мотивировать педагогов разрабатывать собственные методики и улучшать программу. В первом году победители разделили между собой 500 тысяч гривен, в 2021 — десять лучших учителей получили бесплатные путевки на ISF Universal Teachers Games 2021 в Хорватии. И это лишь малая часть.

Впечатляет. А следите за трендами в образовательной сфере? Внедряются ли они в Украине?

Думаю, они не могут не внедряться. Как минимум, из-за пандемии, которая заставила всю сферу образования одномоментно перейти в онлайн-формат. Со стороны это кажется пустяковым процессом: включил компьютер, прочитал лекцию, задал вопросы — и готово. На самом деле, это тренд, к которому мы пришли вынуждено и не были готовы в полной мере. Но справились. Честно, я восхищаюсь педагогами, которые так быстро переключились на новые условия и продолжили работу.

«Тот случай, когда детям изменения дались немного легче».

Да, безусловно! Современные дети — очень прогрессивные и схватывают любые новшества с невероятной легкостью.

Поэтому цифровизация не вызвала у них никакого дискомфорта. Да и мы все понимаем, что за подобными форматами — будущее. Но «удаленка» — это не единственный и далеко не главный тренд, о котором стоит говорить. Университеты и школы за последние годы окончательно перестали быть монополистами знаний. Мир изменился, и есть спрос на новые навыки, знания. Статистические данные говорят о том, что к 2030 году появится 186 новых профессий, а 57 ныне известных — исчезнут. 63% сегодняшних детей будут работать в профессиях, которые на данный момент еще не существуют. Поэтому образование должно меняться, шагать в ногу со временем. А STEM-подход является необходимой составляющей для удовлетворения растущих потребностей современного общества практически во всех сферах (напр., IT, медицина, робототехника, агрокомплекс, транспорт, энергетика и т. д.).

Лично я особенно радуюсь, что наш Фонд помогает системе образования меняться. В проекте STEM мы будем работать со школами и учителями — знакомить и тех, и других с подходом и его преимуществами. Очень важно — научиться оценивать и решать проблему в целом, комплексно, а не в контексте отдельной области науки или технологии. Это мировая практика, которая успешно зарекомендовала себя за границей.

А почему STEM-подход настолько важен?

На самом деле, достаточно взглянуть на цифры и исследования: 1% населения со STEM-профессиями повышает ВВП страны на $50 млрд, а потребность в таких специалистах растет в два раза быстрее, чем в любых других профессиях. Банальный пример — архитектор. Работая над проектом, он одновременно использует математику, физику, инженерию и прочие технологии. Современные профессии требуют не только всестороннего развития, но и умения применять знания из разных отраслей.

К тому же, STEM-образование — это не просто модный тренд, который пытаются локально воссоздать в Украине. Его развитием активно занимаются специалисты Института модернизации содержания образования, Малой академии наук, а сам подход официально определен Министерством образования как приоритетный. Здесь нет подводных камней — это то самое активное развитие образовательной сферы, о котором мы с вами говорили в самом начале. Да, это началось не сегодня, а первые значимые суммы Кабинет министров выделил еще в 2019 году. Но никто и не говорит, что изменения, как и любые реформы, — это моментальный процесс. Сейчас очень важно поддержать развитие STEM-образования. И ради будущего наших детей, и ради будущего всей страны.

Вернемся к работе вашего Фонда в сфере образования. Думаю, не секрет, что все это подразумевает немалые инвестиции. Какие цели вы преследуете? И каким видите конечный результат?

У нас есть четкая миссия — качественные изменений в жизни подрастающего поколения. Можно сидеть и ждать, пока это кто-то сделает вместо тебя. А можно закатать рукава и начать работу. Мы выбрали второй вариант. Фонд не просто инвестирует ради инвестиций.

Наша цель — увеличить количество школьников, которые после завершения школы поступают в технические вузы. Мы планируем работать со школами, чтобы мотивировать школьников уделять больше внимания STEM-предметам и делать обучение интереснее за счет современных подходов. Конечный результат — сделать эти изменения еще более масштабными, на уровне государства и международного опыта.

Это довольно долгосрочная цель, во время реализации которой могут возникать потребности в адаптации и внутренних реформах. Вы готовы корректировать свою стратегию?

Не только готовы, но и делаем это регулярно. Мне кажется, только гений с задатками провидца может создать стратегию работы на пять лет вперед и не внести ни одного изменения (смеется). Мы всегда адаптируемся, прежде всего — под потребности наших благополучателей. Поэтому, кроме поддержки STEM-образования, Фонд взял обязательства внести образовательный компонент в программу «Спортивный наставник». Мы работаем с подростками, которые попали в сложные жизненные ситуации и нуждаются в помощи. Если сначала нам казалось, что достаточно физического развития и поддержки тренера-спортсмена, то сегодня мы начали мыслить масштабнее. Подросткам необходим не просто профессионал в сфере спорта, но и специалист в спортивном менеджменте, психологии и решении конфликтов.

Не только готовы, но и делаем это регулярно. Мне кажется, только гений с задатками провидца может создать стратегию работы на пять лет вперед и не внести ни одного изменения (смеется). Мы всегда адаптируемся, прежде всего — под потребности наших благополучателей. Поэтому, кроме поддержки STEM-образования, Фонд взял обязательства внести образовательный компонент в программу «Спортивный наставник». Мы работаем с подростками, которые попали в сложные жизненные ситуации и нуждаются в помощи. Если сначала нам казалось, что достаточно физического развития и поддержки тренера-спортсмена, то сегодня мы начали мыслить масштабнее. Подросткам необходим не просто профессионал в сфере спорта, но и специалист в спортивном менеджменте, психологии и решении конфликтов.

Так что еще одна ближайшая цель — ежегодные обучения наставников. Тренер — это ролевая модель для ребенка. Участники программы нуждаются в примере для подражания не только на футбольном поле, но и на выходе со стадиона. И мы должны сделать все, чтобы такой пример у них был.

Как думаете, каким будет образование в Украине через 10 лет?

Настрой позитивный: современным, доступным, прогрессивными, весомым и всесторонним. И если 10 лет назад вы могли бы назвать меня мечтательницей, то сегодня к моему позитивному настрою есть все предпосылки. Государственные органы и общественный сектор наконец ведут открытый диалог, проходят круглые столы, дискуссии. Система становится максимально открытой, ориентируется на мировые практики и не боится изменений. Это нужно поддерживать всеми возможными ресурсами. И мы как Фонд тоже стараемся внести свою лепту. Так что у нас есть чудесный повод встретиться через 10 лет и поговорить об образовании в Украине еще раз. Уверена, все наши ожидания сбудутся.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X