Дарья Шаповалова: в жизни возможно все, нужно только очень много работать не покладая рук, каждый день – это моя философия
– Дарья, уже можно подводить итоги года. Чем вы можете гордиться за этот год?
– У меня есть еще несколько проектов в разработке, которые я должна в этом году сделать. Поэтому планов много. Но в целом это два сезона Mercedes-Benz Kiev Fashion Days, которые прошли отлично. Конечно, это не только моя заслуга, это работа команды. У нас было множество зарубежных шоукейсов, 4 шоу-рума More Dash в Париже. Мы единственные на рынке, кто занимается экспортом украинских и восточноевропейских дизайнеров, и успешно делаем это уже два года. Мы добавили новые магазины, съездили в Сеул, где встретились с огромным количеством новых людей, новых байеров, и будем теперь работать над тем, чтобы у них также в скором времени продавались наши дизайнеры. Мы восстановили Kiev Fashion Institute, который уже провел два форума и множество курсов, открыли его филиал в Одессе с нашими партнерами. Я сделала два благотворительных проекта - один с фондом Таблеточки, также помогли медведям с моей подругой, супермоделью Алиной Байковой.
– Каким медведям?
– Есть на озере Синевир невероятный заповедник, который называется Brown Bear Rehabilitation Center. Он пока единственный в Украине. Если находят каких-то медведей или в цирке, или в ресторане, которых не имеют права там содержать, везут в этот заповедник, где их выхаживают и дальше отпускают. Нельзя сказать, что на волю, их уже нельзя отпустить на волю, потому что они не приспособлены к жизни в дикой природе. Это закрытые 12 гектаров, где они могут проводить время. Мы собирали деньги на лекарства этим животным, делали коллаборацию с украинскими дизайнерами. Они изготавливали игрушечных медведей. Вот две игрушки осталось, их надо отправить за рубеж, и мы как раз дополучаем сейчас деньги и считаем количество лекарств, которое должны купить медведю.
Потом я бежала марафон и собирала для «Таблеточек» Оли Кудиненко 100 тысяч гривен. Я считаю, что это вообще лучшее, что было в моей жизни. В этом году точно. Это было очень интересно, прекрасный для меня опыт. Я ненавижу бегать и никогда у людей особо до этого денег не просила, но так получилось, что я приняла участие в этом событии, мне очень понравилось. У меня есть несколько друзей, которые занимаются благотворительностью. Если бы не они, я бы, наверное, этого не сделала. Но я поняла, в чем состоит эта радость помощи.
Я считаю, это очень важно, потому что мы должны показывать пример, учить людей хотя бы небольшую часть своего дохода перечислять на разные благотворительные нужды именно в фонды, потому что фонды могут как-то изменить положение, существенно повлиять на решение проблемы.

- Вы верите в то, что систему можно изменить?
- Я верю, что это возможно. Сейчас общество более открыто, политики более открыты. Я надеюсь на то, что в Украине какие-то определенные вещи можно поменять. Конечно, я не эксперт, не берусь комментировать политиков и какие-то серьезные вопросы, я в них просто не разбираюсь, но я верю, что у поколения миллениалов, моего поколения, другие ценности. Я была в Корее, там люди работают каждый день, у них только один выходной в воскресенье. В Китае тоже намного меньше выходных, чем у нас. У нас то годовщина двух Майданов, то какой-то религиозный праздник, то День защитника отечества. Я зачастую работаю в такие дни, но не работают банки, не работают госучреждения. То есть какое количество денег теряется просто на каких-то выходных! Я думаю, у нас люди не готовы к тому, чтобы впахивать так, как в Китае, в Корее, в любой другой стране Азии. Тут можно жаловаться на политиков, но начинать нужно с себя.
Если вернуться к году, то он прошел хорошо, несмотря на то, что високосный. Високосные года всегда несут с собой сложную энергию. Я думаю, что следующий будет намного лучше, но, мне кажется, чтобы он прошел хорошо, нужно сделать еще что-то очень хорошее в этом году. Поэтому у меня в разработке есть один благотворительный проект, который я успею сделать до Дня святого Николая. Пока не буду рассказывать, так как только сейчас его готовлю.
- Вернемся к работе. Скажите, пожалуйста, сколько байеров у вас было на последнем Mercedes-Benz Fashion Days?
- Мы посчитали, что было порядка 50 было. Это включая и зарубежных, и украинских байеров, потому что к нам начали приезжать байеры из регионов и больше регионов начали продавать Украинский дизайнеров.

- Из украинских регионов?
- Да, Харьков, Одесса, Днепр. У них есть свой ритейл, и многие начали работать с украинскими дизайнерами, предпочитая их импорту. Понятно почему. Поэтому для нас украинский рынок становится все более важным, мы сами начинаем учиться с ним работать, потому что это тоже и выстраивание отношений, и общение с байерами и т. д. Step by step.
- Сколько вы ожидаете байеров в феврале на Mercedes-Benz Fashion Days?
- Тоже, думаю, человек 50–60 будет. Местный рынок хорошо развивается. Мы как всегда пригласим байеров из-за рубежа.
- Будут ли зарубежные звезды-дизайнеры показывать коллекции?
- Нам кажется, что пока не время привозить их, потому что важно выращивать своих звезд, не отвлекать внимания. Лучше привести байеров или журналистов, это мы будем делать.
- Часто бывает, что дизайнер, показавший свою коллекцию, не выстреливает вообще?
- Конечно, бывает. Но нужно понимать, что с первого сезона практически ни у кого не выстреливает, потому что в мире огромное количество новых дизайнеров. Если поехать на любую выставку, вы увидите, что это огромный конкурентный рынок, и очень многие уже научились все дешево производить из хороших тканей. И если кто-то не выстрелил в первый сезон, это нормально.
Конечно, бывают истории, когда, например, Вита Кин сделала вышиванки, и их все купили, но это единичные случаи. Она попала в тренд, поставила правильную цену, наладила производство, то есть тут много факторов. Случайно такого не бывает. То есть это происходит с теми людьми, которые уже либо давно работали в индустрии, либо у них есть какой-то новаторский продукт, но тогда его обязательно все скопируют.
Есть люди, которые действительно хотят быть дизайнерами, а есть те, кто просто стремится прославиться. Они видят, что дизайнеры – это публичные люди, им нечего делать, они решают: а попробую-ка я быть дизайнером. Такие истории часты, вообще в мире моды очень много лишних людей, поэтому вполне нормально, когда дизайнеру дается время на поиски. К этому весь мир моды привык, и все ждут. Ждут годик, два, иногда больше, когда дизайнер раскачается, найдет свой стиль, поймет своего клиента. Это самое главное – знать своего клиента.
- Что нужно украинскому дизайнеру, чтобы выйти на таких ритейлеров, как NET-A-PORTER, например?
- Очень просто, нужно показываться на правильной платформе. В Украине она существует – это Mercedes-Benz Fashion Days, когда ты сразу попадаешь в зарубежные медиа. Дальше – поехать в правильный шоу-рум. Это может быть и наш шоу-рум More Dash, который проходит в Париже, к нам все эти байеры приходят. И если у вас хорошая, удачная коллекция, то вас закупят. Вообще я знаю, что если продукт хороший, то его увидят и закажут все, кому это надо.
- То есть его могут увидеть даже здесь?
- Через Инстаграм сейчас можно смотреть на все из любой страны и вообще никуда не ехать. Но байеру все равно необходимо увидеть и потрогать этот продукт. То есть если они хотят его заказать, они захотят вас увидеть в Париже, а дистанционно у вас вряд ли закажут.
- Какие типичные ошибки допускают молодые бренды?
- Недостаточно работают над качеством, над позиционированием. То есть они, например, смотрят, что у Lanvin какой-то определенный шов, и они точно такой же сделают. Ну, может, Lanvin прощают какую-то небрежность в производстве или какой-то полиэстер, а молодому дизайнеру не простят. Неправильный маркетинг, показы на неправильных площадках, когда вы теряете время и показываетесь неправильным людям. И дизайнер начинает винить всех вокруг, кроме себя и своего продукта.

- Если молодой дизайнер сделал отличную коллекцию, но нет денег заплатить за показ, как быть?
- Если коллекция классная, то она продается, зарабатываются деньги. Это не про искусство, это про деньги.
- Но он не покажется, да?
- Пока не покажется.
- Он продает через Инстаграм, через какие-то свои соцсети и сайты?
- Да, зарабатывает на показ, идет и показывает.
- То есть каких-то программ лояльности нет?
- В мире много конкурсов для дизайнеров, но они немного о другом. Там дают деньги, но не говорят, что дизайнер на них должен обязательно сделать показ. В рамках Mercedes-Benz Kiev Fashion Days работает одна программа: через Kiev Fashion Scout можно попасть, подать свою работу. Шанс должен быть всегда, это важно. Но к этому не нужно приучать. Когда дизайнеры приучаются к тому, что за них кто-то заплатит, они перестают работать и творить. У многих процесс творчества зависит от того, что они понимают, что им нужно двигаться дальше, зарабатывать деньги и работать над собой.
- Ваш образовательный проект, который сейчас будет, Kiev Fashion Technology Forum, длится два дня. За два дня люди могут чему-то научиться?
- Мы в Kiev Fashion Institute делаем курсы, которые идут по 2–3 недели, по месяцу, и на таких курсах есть возможность отточить все свои умения и мастерство. Но форум, который мы проводим, уникален, потому что мы впервые объединим мир моды и мир технологий. Я считаю, что эти два мира должны тесно друг с другом взаимодействовать, потому что даже на украинском рынке есть онлайн-платформы, ритейлеры, через которых продается 20 % дизайнеров из тех, кто может потенциально продаваться и зарабатывать больше денег. Не все умеют пользоваться этими инструментами, которые доступны как на украинском, так и на зарубежном рынке.
У нас мало кто знает, что большие технологические компании зачастую делают свой маркетинг через модную индустрию. Я хочу, чтобы об этом знали больше. Потому что мир моды – это не просто какая-то индустрия моделей, как у нас до сих пор многие думают. Это большая индустрия одежды. И в Украине это тоже есть и будет улучшаться и структурироваться, над этим всегда работали. Через форумы я хочу дать хотя бы общее представление о том, как работают и как должны взаимодействовать эти две индустрии. Сейчас весь мир движется по пути технологического прогресса. И если в мире моды будут какие-то революции, они будут связаны с технологиями, соответственно, нужно знать основные тренды.
Поэтому за два дня мы точно расскажем о том, каковы главные тренды на рынке, какие есть продукты для того, чтобы улучшить свой бизнес и его результативность. У нас будет лекция от специалистов «Google», которые расскажут, как правильно таргетировать рекламу, правильно продавать, какие у современных дизайнеров есть истории успеха. У нас будут все большие интернет-магазины, которые расскажут о дизайнерах, которые у них представлены.
Впервые приедут Yoox NET-A-PORTER. Когда-то, только чтобы посмотреть и послушать Yoox NET-A-PORTER, я в Милан ездила на конференцию, которая стоила в 7 раз дороже, чем в Киеве. Это еще при том, что надо долететь, а уровень спикеров тот же. То есть нужно понимать, что за рубежом уже привыкли: вы должны вкладывать в свое образование, в свои знания, следить за всеми новыми трендами, иначе вы просто заработаете меньше, чем могли бы. У нас уже получилось разрушить стереотип, что дизайнеры работают из ателье и обшивают своих клиентов. За эти 6 лет мы всем показали, что надо профессионально заниматься экспортом, и люди изменили свое представление о том, как функционирует бизнес. А дальше нужно понимать, что есть множество других инструментов, кроме продаж через шоу-румы.
- Вы как-то отбираете дизайнеров на Mercedes-Benz Fashion Days?
- Конечно, отбираем, мы смотрим всех дизайнеров, они должны соответствовать определенным критериям, но это уже делаю не лично я, а команда. Я тут больше как основатель проекта. Мне кажется, я очень много для него сделала, и пора двигаться дальше. Проект состоялся, теперь нужно просто улучшать его качество.
- Вы не считаете, что в Украине очень много дизайнеров?
- Это хорошо для рынка, для конкуренции. Чем выше конкуренция, тем лучше продукт в итоге. Конечно, некоторым из них можно было бы заняться чем-то другим. Когда я говорю с очередными молодыми дизайнерами, то прошу их подумать, не лучше ли им стать менеджерами дизайнера. То есть я знаю, что модная индустрия потрясающе интересная. Конечно, многим людям там хочется работать, но не обязательно всем быть дизайнерами. В мире моды достаточно других интересных профессий, которыми можно заняться. Журналист, например, одна из них.
- У вас много одежды?
- У меня много одежды, а ношу в итоге мало, одни и те же вещи любимые. Я когда-то давно смотрела интервью с Аленой Долецкой, (она потрясающая, мы много времени проводим вместе, когда получается). Ее спросили про гардероб, и она показала такой маленький шкафчик. И журналист спрашивает: "Это все?". Она говорит: "А зачем больше?". Я тогда подумала, что Алена не всю правду говорит, потому что там, наверное, где-то огромная гардеробная есть, которую мы не видим, которую оператор не снял. Я потом у нее спросила, правда ли в этом шкафчике все умещается, она говорит: "Конечно, а зачем больше?". Я сейчас тоже это понимаю.
- Что вы делаете с вещами, которые не носите?
- Они остаются у меня дома. Часть. У меня 4 троюродные сестры, есть кому отдать. Кстати, один из моих следующих благотворительных проектов будет связан с вещами.
- Был ли у вас какой-то жизненный урок, который для вас оказался главным, решающим?
- Их было много. Я постоянно над собой работаю, все мои близкие друзья, которых не так много, но я ими всеми дорожу, знают, что со мной бывает тяжело. Думаю, один из главных уроков – это то, что возможно все, нужно только очень много работать не покладая рук, каждый день – это моя философия. Может, у других это иначе.
- Эмоциональное выгорание?
- Надо бороться, на йогу ходить, медитировать, на природу, на вид красивый из окна смотреть и работать.