Советы эксперта. Как не купить в магазине испорченные продукты в условиях отключения света

23 декабря 2022, 12:27
Как не купить в магазине испорченные из-за отключения света продукты (Фото:ArturVerkhovetskiy/depositphotos)

Как не купить в магазине испорченные из-за отключения света продукты (Фото:ArturVerkhovetskiy/depositphotos)

В условиях войны в Украине и при постоянных отключениях электроэнергии по всей территории страны многие продукты питания быстро портятся, даже если срок годности еще не стек.

Исполнительный директор Союза потребителей Украины Максим Несмиянов рассказал на радио НВ, как не купить в магазине испорченные продукты, и что делать, если вам продали некачественный товар.

Видео дня

Максим Несмиянов

Исполнительный директор Союза потребителей Украины

Я знаю, что вы сейчас сражаетесь в Вооруженных силах Украины. Начнем с таких бытовых вещей: как не купить в магазине испорченные из-за отключения света продукты. Увидела я такую статью на Украинской правде и подумала, действительно, каждый день мы ходим в магазин, что-то покупаем. Честно, я с замиранием сердца подхожу к холодильникам, где рыба, где мясо и думаю, «О Боже, а, возможно, их также отключают, когда выключают свет в целом районе Киева или и по всей украинской столице». Вот как не купить опасные продукты, какие бы вы советы дали и что нам делать?

В первую очередь полностью с вами согласен. Я на своем примере знаю, когда нам что-то нужно и есть такая возможность, мы едем, например, в Краматорск, я вижу, здесь не работает ничего, и даже в магазин не пускают. Не знаю, как сейчас в Киеве, а у нас здесь не пускают. И они выносят продукты, а я слышу такой запах рыбы испорченной. Потому что холодильник не работает, а запасы, по-видимому, были велики. Здесь этот вопрос так стоит: насколько адекватный менеджмент в магазине, есть ли генераторы, поток товара, то есть товарооборот — есть или нет. Я для себя, как страхуюсь, я стараюсь скоропорт совсем не брать. То есть, сначала мы все на это жаловались, теперь мы все этому радуемся. Потому что какой запас прочности есть. Мы понимаем, это не натуральный продукт. Опять же в наших колбасах есть консерванты, которые держат этот продукт некоторое время. Когда выключают свет, выходит, какая проблема происходит — продукт не изначально становится опасным. Он поначалу теряет качественные характеристики. И я вам честно скажу, мы ведь здесь разные, есть простые рабочие ребята, и они набрали просроченной колбасы. Я говорю, «я ее есть не буду». А они говорят, «и ничего не будет». На самом деле, наелись пророчки — живые еще ходят.

Эта дата конечного потребления может не быть датой конечного потребления?

Да. И этот магазин находится так территориально, потому ладно. Это же Славянск, что сделаешь: маленький магазин, там ничего нет, а есть охота, что делать? Ты заехал, хочется колбасы тебе попробовать. Что было, то взяли ребята, привезли на позиции, а там такая история. Мы посмеялись, я им рассказал лекцию, прочел, что так поступать нельзя. Они ее съели, опять же они ее не просто сырой съели, термообработку провели. Но если чисто теоретически, там же микротоксины собираются и потому такова история. Не все так плохо. Я вот по своему подразделению только несколько раз видел пищевые отравления, и то я думаю, это было больше связано с нарушением санитарных норм.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

А о скоропортах расскажите. Как вы сказали, вот чего точно не стоит покупать сейчас в магазине, потребление каких продуктов лучше ограничить?

Я сам в детстве отравлялся рыбой. Я знаю, что если я отравился рыбой, то на неделю выпадаю. Потом — по мясу смотрите, что вы покупаете. А так, приобретаете колбасу или еще что-то, смотрите, даже, если оно в вакууме — есть плесень или нет. Я тоже прочитал статью, о которой вы говорите. И там указано, если велик товарооборот, но он не всегда спасает. Потому что вопрос к поставщику: где он хранил товар, а у него холодильники работали? Полностью согласен, что смотрите на дату, когда было произведено, чем раньше, тем лучше. А так, к сожалению, 100 процентов, чтобы не отравиться — это консервы.

Но они хранятся без холодильника. Как определить, хороши они или нет?

Меня, когда заперли в Ирпене, когда уже было отрезано все, у меня остались консервы и пельмени. Я решил рискнуть и наелся пельменями, потому что света не было, потому что ничего уже не было. Понимаете, была такая трагедия. И я знаю, что больше я не буду скоропорт употреблять, если нет света. Лучше я поем консервы, потому что к консервам у меня проблем совсем не было, как потом оказалось. Консервы — они самые безопасные, температурный режим хранения более или менее нормальный. Опять же сейчас на улице зима, и если дома нет света долгое время, можно вынести на улицу. Потому что температура хранения колбас, молочки — от 0 до +6, где-то да, понимаете. Как на улице, плюс на минус, понятно, что скачки температурные. Но более или менее для хранения продуктов на дому можно использовать улицу.

А еще у меня большой вопрос: базар или магазин, где сейчас лучше закупать продукты? Потому что честно, я на рынок почти перестала ходить. Страшно мне там сейчас покупать, например, мясо.

Здесь я вам не скажу. Потому что вы понимаете, я не был давно на базаре. Я не видел базаров, сколько времени? Я последний раз их видел на белорусской границе, там более или менее спокойно. Там на базарах не было молочка. А, была немного — сметана была, но мяса не было. То есть понимаете, я не могу поделиться сейчас опытом, потому что я не в цивилизации, не владею информацией, к сожалению.

Расскажите тогда, какие продукты сейчас следует хранить дома, так во время войны, и как их правильно хранить? У меня муж печенья накупил много разного. А я просто на них смотрю и думаю, «Боже, не дай Бог что, это мы будем там неделю печень есть и все?».

Я вам честно скажу, когда началась война, я знал, что мне делать, потому что до этого срочную службу в армии проходил. Я знал, что мне нужен сухой. Поэтому я сразу галеты взял, не печень, а галеты. Они хранятся полгода и год. Я их наложил, то есть вместо хлеба. Я просто понимал, если, например, нельзя будет выходить, будет какой-нибудь огонь по улице, я смогу автономно держаться дома. Мы ведь понимаем, света нет, газа нет, ничего нет: что делать? А дома можно держаться, если есть запасы воды, консервы, например та же каша гречневая, есть консервы колбасные разнообразные, они хранятся очень долго. И, кстати, когда меня отпускали в мае в отпуск, я домой приехал, открываю, а у меня еще две банки консервы гречневой каши есть. Если что, могу поделиться.

Хорошо, спасибо. Давайте тогда подумаем о том, что вот мы пошли в магазин и не дай Бог купили что-то некачественное. Принесли домой, открыли эту колбаску или эту консерву или еще что-то. Куда сейчас жаловаться, что с этим делать? Это можно просто прийти в магазин и сказать, «эй, вы продали мне что-то некачественное». Это заменят и деньги вернут, нужно ли какое-нибудь письмо кому-то написать? Как это сейчас во время войны?

Будем говорить так, как оно есть. Когда вы купили в супермаркете, то там более или менее стабильно. Вы можете на месте за кассой увидеть, что из мяса пахнет и вернуть, сказать, «ребята, что это такое?». И потребовать, чтобы не только вернули вам деньги, но и сняли мясо с реализации. Это нормально такое требование, вопросов нет. Если вы купили, например, мясо глубокой заморозки, оно уже несколько раз заморозилось, перезаморозилось. Кстати, эта вот заморозка — это очень опасно, потому что у нее температура хранения — минус 18, а не плюс 5. Так вот вы возвращаете — тоже самое, проблем в супермаркете не будет. Возможно, даже без чека вернут. Я всегда говорю: выходишь из супермаркета — сфотографируй чек на телефон, чек можешь выбросить. Если что-нибудь случилось, возвращаешься в магазин, показываешь чек и говоришь " Ребята, вот я купил, такая проблема. Давайте проверим ваш холодильник, осталась ли эта партия, возможно другие товары испортились". Это я вижу. Плюс я еще рекомендовал бы сейчас смотреть на ценники. Так как у нас идет постоянный рост цен, у нас ценники в магазине не совпадают на кассе с реальностью. Технические сбои, то есть программное обеспечение тоже кладет. Я вот проверил на себе. У нас кончился лук, мы уезжали где-то купить. Я подхожу на кассу, знаю, что у меня стикер — 28 гривен за лук. Мне избивают 280 гривен. Я говорю, что это? А она такая, «простите», и тут же делает мне отличие, и перебивает 28. То есть такое бывает. Я не знаю, с чем это связано, но будьте внимательны.

По чеку все проверяем.

Да, поэтому цены не всегда совпадают, а согласно законодательству, все, что указано в магазине на ценнике — эта цена должна быть и в чеке. Она может быть меньше, но не может быть больше. Если вас обманули, вызываете администратора, вам возвращают — это не проблема. Если же не идут навстречу, можно просто написать жалобу в Госпродпотребслужбу, Государственную службу по безопасности пищевых продуктов и защите прав потребителей. Отдельно хочу сказать нашим руководителям, чиновникам займитесь защитой прав потребителей. Потому что я жалоб все больше получаю, а ничего поделать не могу. Потому что на городах какая-нибудь такая вакханалия, я так понимаю, какой-то тип моратория или еще что-то. Я еще не проверял эту информацию. Но можно испугать магазин проверкой, то есть как-то заставить их забрать товар. Если маленький магазин, он может просто сказать " вы сами то молоко испорченное купили". Как показывает практика, в 90 процентах случаев возвращают денежные средства. Еще зависит от потребителя, если он встал и сказал, «сейчас здесь все будут заходить, я буду говорить, что вы продаете просроченную продукцию». Они подумают, «зачем вы мне так нужны» и вернут вам средства.

Лично себе я выяснила, главное не молчать, взять этот продукт, товар и принести его в магазин. Во-вторых, мне очень помогает, когда я спокойно и уверенно говорю, что я буду жаловаться, я даже не говорю, куда я буду жаловаться. Ну и третье — я обычно говорю, «слушайте, давайте договоримся. У меня семья, у меня дети, я принесла это домой». Срабатывает. А о наказаниях расскажите, пожалуйста. Этот штраф, если я не ошибаюсь, 340 гривен он составлял, за продажу некачественных продуктов. Он сохраняется и сейчас?

Вы понимаете, чтобы его оформить, нужно вызвать полицию. Не нужно рассказывать, как работает полиция сейчас по таким вызовам. У нас идет война и ограничение общественных прав произошло следующее. Формально они есть, а по факту сложно. Вот здесь такая проблема. То есть там какая идет реформа или передел собственности, я не знаю, честно. Но я знаю, что эффективность очень снизилась по защите прав потребителей в связи с войной. И самих представителей защиты прав потребителей не слишком воспринимают. И кстати, кого вызвать. Вы когда в магазине попали в такую ситуацию, вы не с продавцом ссоритесь, не с охранником, а вызываете администратора или заместителя руководителя или руководителя этого магазина. То есть с ними общаетесь, а не с продавцом, который совсем вам не может помочь.

Показать ещё новости
Радіо NV
X