Найти свою нишу. Как и для кого создается авторская парфюмерия

2 августа 2021, 15:04

Нишевая парфюмерия представлена на нашем рынке уже около 20 лет, но многие до сих пор не понимают, что в ней такого особенного и почему парфюм от Paolo Terenzi стоит дороже, чем от Dior. В чем уникальность ниши, чем она отличается от классической парфюмерии и как найти свой уникальный аромат — рассказывает эксперт.

Лариса Голованова

Руководитель направления нишевой парфюмерии сети BROCARD

Ниша — это эксклюзивные авторские ароматы. Высокое искусство мира парфюмерии.

В чем особенность нишевой парфюмерии

Первое и основное отличие ниши — это нетривиальность. Каждый аромат уникален и неповторим. Их создатели не ориентируются на коммерческий успех, то есть не стремятся угодить как можно большему кругу потребителей. Для них это искусство ради искусства. За каждым их произведением стоит какая-то очень личная история. Что-то потрясло парфюмера, что-то его вдохновило — и он вложил свои эмоции и впечатления в композицию.

Видео дня

Один из самых талантливых и успешных нишевых парфюмеров итальянец Паоло Терензи прилагает к каждому своему парфюму мини-книжечку с историей его создания. Если прежде чем знакомиться с ароматом, вы прочтете эту историю, то сможете лучше уловить идею автора и понять, созвучна она вам или нет. Ваше воображение нарисует некий образ, а когда вы послушаете аромат, этот образ наполнится ощущениями.

Второе отличие — это сырье. В коммерческой парфюмерии часто используют заменители — синтетические аналоги дорогостоящих натуральных ингредиентов. В нише никто на сырье не экономит: за очень редким исключением, это только натуральные ингредиенты самого высокого качества. Примером исключения является парфюм Escentric Molecules, для которого немецкий дизайнер Геза Шоен синтезировал химический элемент Iso E Super, не существующий в природе.

Третья особенность ниши — оригинальные, зачастую неожиданные и невообразимые композиции. Так, уже упомянутый мною Геза Шоен создал целое направление — молекулярные ароматы. Это не парфюм в привычном смысле слова, а особое вещество, которое усиливает собственный аромат человека. В разные дни, при различных обстоятельствах композиция будет звучать на вас по-разному. Другой интересный пример — датский бренд Zarkoperfume. Последняя их новинка — линия двухфазных композиций Cloud Collection. В каждом флаконе — две несмешиваемые жидкости разных цветов. Перед тем как нанести аромат, флакон надо хорошенько встряхнуть. Это тоже молекулярная технология.

В нише можно встретить самые необычные ингредиенты и их сочетания. Например, композиции, имеющие ноту жженой резины, мокрой земли, раскаленного асфальта, крови или спермы. Достаточно часто встречаются ноты алкоголя (рома, виски, абсента), табака и канабиса. Это не значит, что в нише не используются классические ингредиенты: цветы и фрукты, амбра и мускус, сандал и пачули. Все эти элементы, безусловно, есть в арсенале парфюмеров, но в каждой составленной из них композиции обязательно присутствует некая «изюминка».

И, пожалуй, последнее важное отличие — нишевая парфюмерия не подвержена никаким трендам. Если большие бренды ориентируются на широкого потребителя и дружно добавляют в новые композиции ингредиенты, вошедшие в моду в этом году — пион, ирис, мускус или что-то еще, то ниши мода не касается. Здесь все зависит только от настроения и видения самих творцов.

Кто выбирает нишу

С ниши обычно не начинают. С нее тяжело начинать. Когда неподготовленные люди сталкиваются с авторскими ароматами, они могут их не воспринять. Еще один нюанс ниши — высокая концентрация парфюмерных ингредиентов. Поэтому, как правило, композиции звучат интенсивнее. Такой аромат надо быть готовым носить — это как платье haute couture.

Парадоксально, но сегодня в нишу приходят очень молодые люди. Они другие по сути. Если в старшем поколении потребители ниши — это люди, которым на каком-то этапе жизни захотелось уйти от унификации и подчеркнуть свою индивидуальность, то поколение 20-летних это люди, уже рожденные индивидуальными и принципиально не следуют никаким модным трендам. Для них ниша — один из способов самовыражения. А человек, носящий нишевый аромат, никогда не останется незамеченным. Он всегда выделится из толпы.

Как подобрать нишевый аромат

BROCARD Niche Bar
Фото: BROCARD Niche Bar

Если в двух словах, то по велению сердца. Ниша — это абсолютная свобода. Тут нет деления на мужские и женские ароматы. Нишевые парфюмеры крайне толерантны в этом отношении и ничего никому не навязывают. Человек выбирает аромат на свой вкус, не следуя каким-то искусственно созданным стереотипам: цветочные ноты — для женщин, табачные — для мужчин. С тем же успехом можно присвоить гендер вкусам: сладкий — женского рода, горький — мужского. Думаю, что гендерную принадлежность ароматов придумали маркетологи больших брендов.

Нишевые бренды очень разные. Это могут быть крошечные семейные компании, производящие продукты у себя дома, у которых нет даже рекламных имиджей. А есть такие марки как Tom Ford, создатель которой успел побывать креативным директором нескольких крупнейших мировых брендов, и блестяще владеет всеми инструментами маркетинга и рекламы.

Кстати, отсутствие рекламы часто называют еще одной особенностью ниши. Эти ароматы выбирают не под влиянием рекламы, стремясь примерить на себя созданный брендом образ. Подход к выбору парфюма тут более глубокий. Надо слушать сам аромат. Если он созвучен вашему самоощущению, если в нем вы чувствуете себя органично — он ваш. Если нет, никто не будет пытаться вас переубедить. Аромат — это очень личное. Это твой невидимый образ, твой верный спутник. Он может тебя успокаивать, вдохновлять, возбуждать, мотивировать.

Знакомиться с нишей нужно ни в коем случае не онлайн — только вживую. Здесь не может быть никакой суеты. Надо замедлиться, выдохнуть, обнулить эмоции и ощущения, настроиться — и уж потом «включить нос». Если вам понравился аромат, нанесенный на блоттер, нанесите его на кожу и поживите с ним какое-то время. Нельзя спешить с выбором — нужно понять, как аромат сел, как звучит, не раздражает ли. Я рекомендую исследовать мир нишевой парфюмерии постепенно — не более 5 ароматов за одну итерацию. Ниша — это не о скорости, не о покупке по совету друзей. Ниша — это то, к чему необходимо подходить с душой.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X