«Почитала анкету и поняла: этот малыш наш». Истории трех мам, усыновивших ребенка в Украине

20 февраля, 09:01
В интернатных заведениях Украины сегодня находятся около 98 тысяч детей. Однако только часть из них — 16 778 детей — могут быть усыновлены. (Фото:Marcia Fernandes via Pexels)

В интернатных заведениях Украины сегодня находятся около 98 тысяч детей. Однако только часть из них — 16 778 детей — могут быть усыновлены. (Фото:Marcia Fernandes via Pexels)

Журналистка НВ Саша Горчинская рассказывает, сложно ли усыновить ребенка в Украине, какие трудности с адаптацией могут ожидать приемных родителей и почему не все дети, которые находятся в интернатах и детдомах, могут найти себе новые семьи.

68 581 — столько детей в Украине имеют статус «сирота» или «ребенок, лишенный родительской заботы». 8 тыс. 813 детей находятся в детских домах семейного типа, 5 тыс. 924 ребенка — в приемных семьях, 48 тыс. 786 детей устроены в семье опекунов или попечителей. Остальные, а это где-то 5 тысяч детей, находятся в интернатах.

Видео дня

В интернатных заведениях Украины сегодня находятся около 98 тыс. детей. Однако только часть из них, а именно 16 тыс. 778 детей, могут быть усыновлены, говорит в комментарии НВ Дарья Касьянова, председатель правления Общественного союза Украинская сеть за права ребенка, программная директор МБО БФ СОС Детские городки Украины. Она объясняет: большинство детей-сирот или детей, лишенных родительской опеки, находятся на попечении — то есть, по сути, в семье. Сплошь и рядом опекунами являются другие родственники, например, дедушки или бабушки.

«Дети также могут находиться в интернатных учреждениях, например, из-за состояния здоровья — если речь идет о детях с инвалидностью, особыми образовательными потребностями или хроническими заболеваниями, которые не могут находиться в семьях из-за отсутствия надлежащих условий — социальных и медицинских услуг», — объясняет Касьянова.

Также это — дети из семей в сложных жизненных обстоятельствах, так называемые «социальные сироты» — то есть их родителей не лишают родительских прав, поэтому дети могут годами находиться в специализированных заведениях, не имея возможности получить новых опекунов или новую семью.

О национальном усыновлении в течение нескольких последних лет говорят крайне редко, отмечают в SOS Детские городки Украины. Нет ни крупных информационных кампаний, ни национальных мероприятий — которые проводились, например, при президентстве Виктора Ющенко. Поэтому и детей, которые были бы устроены в семейные формы воспитания, стало существенно меньше. При этом количество кандидатов на усыновление ребенка в Украине не сильно сократилось. В очереди на усыновление находятся около 1 тыс. 200 человек — это люди, которые уже собрали полный пакет необходимых документов, прошли соответствующее обучение и просто ждут.

Усыновить ребенка в Украине может не только пара, а также мужчина или женщина, не состоящие в браке или в паре (Фото: Фото носит иллюстративный характер / Pexels via Pixabay)
Усыновить ребенка в Украине может не только пара, а также мужчина или женщина, не состоящие в браке или в паре / Фото: Фото носит иллюстративный характер / Pexels via Pixabay

«Как правило, большинство кандидатов хотят усыновить ребенка до 3-х лет. Желательно, чтобы он была здоровым, не имел никаких особенностей ментального развития, а также чтобы у него не было живых родственников. И чтобы это был или один мальчик, или одна девочка — то есть один ребенок, а не брат с сестрой, например. Вообще почему-то рожать все хотят больше мальчика, а если усыновлять — то девочку», — рассказывает Дарья Касьянова о пожеланиях украинцев.

Она добавляет: несмотря на стереотипы, процесс усыновления ребенка в Украине — не такой уж сложный. По крайней мере та часть, которая касается сбора документов — этот процесс длится от двух недель до месяца. Однако сложности могут возникать на других этапах. К примеру, на этапе поиска ребенка. Процесс лишения родительских прав может длиться годами. Ребенка изымают из семьи из-за жалоб на домашнее насилие, забирают в интернат. Через некоторое время суд отклоняет это дело, потому что никто не присутствовал на заседании, а факты насилия не зафиксированы. Ребенка возвращают обратно в семью или оставляют в интернате. Но родителей так и не лишают родительских прав.

Проблемы могут возникать и на других этапах. К примеру, с прохождением обучения этот процесс усложнился из-за коронавирусных ограничений. Или когда все документы на усыновление уже переданы в суд, заседание может долго переноситься, потому что судья занят другими делами. Особенно это актуально для территорий, где либо нет судей, либо один судья на несколько ОТГ. В таких случаях «детские» вопросы для суда просто не являются приоритетом.

Еще одна сложность на этом пути — отсутствие полноценного психологического сопровождения или помощи усыновившим ребенка родителям в процессе или после его завершения. Закон предусматривает, что такие семьи должны получать социальное сопровождение, но по факту он формальный из-за большой нагрузки на соцработников. Поэтому родители остаются лицом к лицу с такими проблемами, как, например, сложности адаптации ребенка в новой семье.

Есть семьи, которые после принятия ребенка считают, что у них все прекрасно: сразу нанимают кучу репетиторов, начинают учить с ребенком английский, математику и т. д. Как следствие, серьезные проблемы. Ведь первая и основная задача в адаптации ребенка — это установление доверия внутри семьи. Ребенок должен знать, что его любят. Это базовый показатель безопасности", — комментирует ошибки родителей Дарья Касьянова. Иногда, говорит она, ребенку даже рекомендуется пропустить один класс в школе: например, если раньше ребенок ходил в первый класс, возможно, лучше снова отправить его в первый, чем во второй. Это позволит уменьшить стрессовую нагрузку. Ведь часто дети, находившиеся в интернатных учреждениях, имеют трудности эмоционального, психологического характера, отстают от возрастных норм интеллектуального развития.

Репортер НВ Саша Горчинская записала истории трех приемных мам. Они рассказывают, почему решили взять в свои семьи приемных детей и с какими сложностями имели дело в процессе усыновления.

Ольга Большова, мама Стефании

Мы с мужем обсуждали наше желание усыновить ребенка сразу после женитьбы. Вместе волонтерили в детских домах — понимали, что хотим взять малыша и помочь ему быть в семье. Поэтому это было осознанное долго вынашиваемое решение. Когда мы с мужем согласовали между собой, что наконец-то готовы, нашей старшей дочери исполнилось семь. Необходимые документы собрали где-то через две недели. Дальше социальная служба приказала ждать, когда появятся кандидаты на усыновление.

Через несколько месяцев я позвонила по телефону, чтобы переспросить, что там — слышала и видела, что детдома в Украине переполнены. Поэтому удивилась, что нужно ждать так долго. Мы с мужем сами начали обзванивать роддома и детские отделения больниц — спрашивали, есть ли дети на усыновление, ведь у нас уже готовый пакет документов и готовы взять малыша в возрасте до трех лет.

Буквально через неделю мне позвонили из роддома и сказали, что от одного ребенка отказалась мама. Я сразу звоню мужу, мы все бросаем, едем туда. Нам выносят малыша и показывают через стекло. Ему было всего семь дней от рождения.

Фетальный алкогольный синдром возникает у ребенка в результате употребления матерью алкоголя во время беременности (Фото: Фото носит иллюстративный характер / Lisa Fotios via Pexels)
Фетальный алкогольный синдром возникает у ребенка в результате употребления матерью алкоголя во время беременности / Фото: Фото носит иллюстративный характер / Lisa Fotios via Pexels

Мы позвонили в социальную службу и сообщили, что нашли ребенка, от которого отказались, и хотим его усыновить. На следующий день пообщались с врачом, расспросили нуждается ли малыш в срочном лечении, каким было течение беременности у биологической мамы. Но врач уже тогда не пошла на контакт — ничего не сказала, и это было очень странно. Казалось, что она чего-то недоговаривает.

Дальше начали работать с соцслужбами, чтобы они скорее сделали для ребенка соответствующий статус, который позволит усыновить его. Эта волокита продолжалась некоторое время: надо было взять подпись там и тут, подождать, пока нужные люди выйдут из отпуска, и так далее. Мы с мужем подгоняли эти процессы как могли, потому что в то время приходили в больницу каждый день, чтобы брать на руки девочку, говорить с ней, петь ей колыбельные. Видели, что там о ней не очень хорошо заботятся, не носят на руках, просто уложили в бокс, дают молоко из бутылочки и меняют памперсы. И она лежит одна. От этого у ребенка развилась кривошея — ее не перекладывали с боку на бок, голова всегда была повернута в одну сторону. Медсестры же спрашивали меня, зачем я беру ребенка на руки — мол, он привыкнет, и что с ним потом делать? Я отвечала, что все равно его заберу, поэтому пусть привыкает.

Когда Стефании исполнился месяц, она уже была с нами. Полгода длился период адаптации, чтобы Стефа могла почувствовать себя в безопасности. Нам посоветовали поехать в ОХМАТДЕТ и проверить здоровье ребенка. Стефа родилась массой два килограмма, имела маленький рост и маленький объем головы, хотя была доношенной. Я сразу поняла: должна быть какая-то причина.

Уже через полгода мы заметили, что у Стефании есть задержка в развитии. Но все врачи уверяли: ну, ведь мы не знаем, что она пережила внутриутробно, как питалась ее мама, были ли у нее стрессы. И предлагали просто наблюдать.

Мы начали искать, какие проблемы могут быть у детей, если мама употребляла алкоголь во время беременности, и вышли на такие диагнозы как фетальный алкогольный синдром (ФАС) и фетальный алкогольный спектр нарушений (ФАСН)

В двухлетнем возрасте стало заметно, что у Стефы существенная задержка развития. Она не говорила, не играла с игрушками, ей трудно было посидеть, полистать книгу. Я сравнивала его со старшим ребенком и понимала: Стефа развивается с отклонениями от нормы.

Сначала специалисты списывали это на расстройство аутистического спектра, и мы начали работать с лучшими коррекционными центрами в столице: коррекционные педагоги, логопеды, дефектолог, музыкальная терапия, иппотерапия, плавание, массаж, сенсорная интеграция. Но вопросы все равно оставались. И тогда в соцслужбе нам намекнули, что Стефина биологическая мама употребляла алкоголь и состояла на учете у нарколога.

Дальше мы начали искать, какие проблемы могут быть у детей, если мама употребляла алкоголь во время беременности. И вышли на такие диагнозы, как фетальный алкогольный синдром (ФАС) и фетальный алкогольный спектр нарушений (ФАСН). Все встало на свои места: мы уже знали, с чем имеем дело, оставалось только найти информацию о том, как с этим работать.

В Украине, к сожалению, никто не смог рассказать мне о ФАС. Я изучала англоязычные источники в одиночку, и так выяснила, что это распространенная вещь, об этом много говорят за рубежом, в других странах есть ассоциации и родительские группы, медицинские ФАСН-центры, и это открывает родителям таких деток очень много путей. В нашей стране ничего из этого не было, поэтому я создала родительскую группу в фейсбуке, где обменивалась опытом с другими родителями. А потом мы с мужем основали общественную организацию Дети с ФАС, чтобы поднять этот вопрос на государственном уровне. Наша цель — повысить уровень осведомленности о ФАСН в Украине, помочь семьям, воспитывающим детей с этим диагнозом. А также способствовать предотвращению ФАСН, потому что это нарушение, которое на 100% можно предотвратить. Для этого нужно просто не употреблять алкоголь во время беременности.

ФАСН — это спектр различных нарушений, поэтому нет двух одинаковых детей с этим синдромом. Такие дети могут иметь некоторые физические пороки, такие как пороки сердца, костей, мочеиспускательного канала, нарушения слуха, зрения. У них могут быть более низкий рост и меньший вес. Есть когнитивные нарушения: пониженная концентрация внимания, проблемы с памятью, медленная скорость обработки информации, трудности с пониманием абстрактных понятий, с моторикой, нарушение речи. Например, Стефе сложно говорить: она тяжело подбирает слова и формулирует свои мысли.

У детей с ФАСН могут возникать трудности с установлением причинно-следственных связей. Очень часто эти дети гиперактивны, имеют дефицит внимания, наблюдаются поведенческие нарушения. Им порой трудно понять другого человека, есть проблемы со считыванием социальных сигналов. Они не любят изменения в рутине, склонны к эмоциональной перегрузке, поэтому с ними нужно работать постоянно.

Адаптация в семье проходит легче, если родители уделяют ребенку достаточно времени и не загружают его репетиторами и курсами, говорит Ольга Большова. (Фото: Фото носит иллюстративный характер / Kampus Production via Pexels)
Адаптация в семье проходит легче, если родители уделяют ребенку достаточно времени и не загружают его репетиторами и курсами, говорит Ольга Большова. / Фото: Фото носит иллюстративный характер / Kampus Production via Pexels

Дети с ФАС часто имеют и сенсорные нарушения. Наша Стефа не чувствовала вкусов, запахов, прикосновений. У нее было нарушение ощущения своего тела — она плохо чувствовала боль, холод, голод. Я считала: она не плачет, не просит есть — тихий и спокойный ребенок. А на самом деле это нарушение. Хотя другие детки с ФАСН, напротив, могут часто плакать, бывают очень тревожными уже с рождения.

Раньше Стефания не могла сообщить, что ей холодно. У нее замерзали руки, я это видела, а она молчала. Сейчас она уже может сказать: «Мама, дай перчатки, потому что мне холодно». Когда Стефа падала, то, несмотря на сбитые колени, просто вставала и шла дальше, не чувствуя боли. Я учила ее, что когда у нее идет кровь, то ей может потребоваться помощь и об этом нужно говорить.

Чтобы добиться такого прогресса, мы занимались с коррекционными педагогами, я записывала эти занятия на видео, а потом мы повторяли упражнения на дому. Таким образом, накопилось много видеоматериала. Поэтому я решила сделать канал в YouTube, где выкладываю занятия со Стефой. Как оказалось, многие родители, воспитывающие детей с ФАС, не знают, как работать с ними. А их в Украине очень много, просто об этом не принято говорить из-за стигмы. Да и обычно родители сами не знают, что у ребенка ФАСН, потому что им просто говорят, что это задержка развития, или педагогическая запущенность. Жители небольших населенных пунктов могут не иметь возможности заниматься с педагогами, потому что таких специалистов у них нет в принципе. Так что через этот канал мы делимся с ними опытом.

Каждый ребенок с ФАС имеет свои особенности и сильные стороны. Родителям нужно узнать, каковы эти сильные стороны, и выстраивать свою работу с ребенком, отталкиваясь от этого. Ибо эти детки могут быть очень талантливыми в других областях. Например, им может тяжело даваться математика или письмо, но они могут быть хорошими спортсменами или музыкантами. Кстати, для детей с ФАС очень важен спорт. Хорошо подойдут и футбол, и гимнастика, и бег, и танцы — если есть возможность отдать ребенка на какую-то спортивную секцию, для него это будет огромным преимуществом.

Еще один «ключик», который поможет родителям таких деток — с детства приучать малыша к ответственности. Например, научить ребенка уходу за домашним животным, или же за растением — рассказать, как правильно поливать и ухаживать за вазоном.

Дома должна быть спокойная атмосфера, потому что дети с ФАС часто боятся громких звуков и шума. Когда кто-то орет, они либо начинают кричать сами, либо убегают. Следует понимать, что среда, в которой воспитывается ребенок, не менее важна, чем занятия и консультации специалистов. Родители должны знать, что поведение ребенка с ФАСН это лишь симптомы соответствующих нарушений. Мы не меняем ребенка, а пытаемся создать условия, в которых он должен чувствовать себя хорошо и мог развиваться в своем темпе.

У детей с ФАСН могут возникать трудности с установлением причинно-следственных связей. Очень часто эти детки гиперактивны, имеют дефицит внимания, наблюдаются поведенческие нарушения.

В школе детям с ФАС часто нужен ассистент. Учиться им будет легче по специальной упрощенной программе — по индивидуальному учебному плану. Они работают столько, сколько смогут, потому что часто имеют низкий ресурс и быстро утомляются.

Большая проблема в том, что в Украине фактически отсутствует диагностика, позволяющая определить у ребенка нарушения из спектра ФАСН. Сплошь и рядом школьные учителя не понимают таких особенностей ученика. А потому в школе такого ребенка могут травить, оскорблять, насмехаться над тем, что у него что-то не получается, что он не понимает, слишком медленный и т. д.

Как я уже упоминала, ФАС — едва ли не единственный синдром, который на 100% можно предотвратить. Ведь к этому приводит употребление алкоголя во время беременности. Чтобы такого не произошло, стоит работать с женщинами, которые живут с алкогольной зависимостью, помогать им в прохождении реабилитации. А не стигматизировать и дискриминировать их. И проводить широкую просветительскую кампанию в отношении риска употребления алкоголя во время беременности. А это призыв к каждому из нас: если вы врач, узнайте больше о диагностике, способах распознавания детей с ФАСН и современных методах лечения. Если вы учитель, помогите таким детям в своем классе, хвалите и поддерживайте их. Главное — быть толерантными, не спешить осуждать, но пытаться помочь — каждый по мере своих сил.

Мой ребенок — это подарок. Она нежная, чувственная, добрая, открытая, любит людей и этот мир не за что-то, а просто за то, что они есть. Стефа учит нас ценить жизнь, человеческое достоинство и радоваться, несмотря ни на что.

Анна Сушко, мама Петра

Мы с мужем обсуждали возможность усыновить ребенка еще до планирования моей беременности. После рождения первенца вопрос усыновления стал для нас актуальным, и единственным решением для пополнения нашей семьи. Я начала изучать этот вопрос и записалась на курсы для усыновителей как слушатель, дабы понять, готова ли к этому шагу. Меня хватило на три занятия: нашему малышу исполнился годик, и это был тяжелый опыт для меня в моральном плане. Тогда я поняла: нужно сперва проработать с психологом все мои вопросы и возобновить силы, адаптироваться в роли матери. Так что к вопросу усыновления мы с мужем вернулись, когда старшему исполнилось уже три с половиной года.

Мы написали заявление и начали собирать документы. Бюрократии было много: ездить и собирать необходимые бумаги нужно было и мне, и мужу. Также сложности возникали с медкомиссией — нам просто не могли сказать, где ее проходить, поэтому приходилось искать ответы самостоятельно. Первую справку о здоровье мы делали два месяца. Когда позже появилась необходимость сделать ее повторно, я смогла сделать это всего за день — потому что уже знала, куда ехать, и понимала алгоритм действий.

Мне кажется, что это один из моментов, которые можно было бы упростить: если пара подает документы на усыновление, затем собирать все бумаги мог бы кто-то один, а не оба. Это снизило бы время и ускорило процесс.

Дети, попадающие в семью из детских домов, проходят адаптацию каждый по-своему (Фото: Фото носит иллюстративный характер / Dominika Roseclay via Pexels)
Дети, попадающие в семью из детских домов, проходят адаптацию каждый по-своему / Фото: Фото носит иллюстративный характер / Dominika Roseclay via Pexels

В связи с карантином мы попали на обучение для усыновителей только спустя полгода после подачи документов, при том что вообще этот пакет документов действителен год. То есть полгода мы фактически потеряли. После того как прошли эту школу для усыновителей, можно было начинать заниматься поиском ребенка.

Звучит, конечно, круто, но это — по-своему сложный процесс. На сайте Министерства социальной политики можно поискать детей, установив специальные фильтры, как, например, возраст, пол, наличие инвалидности и так далее. Но когда звонишь в детский дом, там могут ответить, мол, извините, у нас своя, отдельная очередь по области. Стоит полистать эти фотографии, и сразу видно, где люди вообще не заинтересованы, чтобы ребенок нашел себе семью. Фото сделаны как попало, некоторые дети одеты просто ужасно, выглядят довольно неряшливо.

Очень большие очереди из усыновителей зафиксирована на младенцев. Чаще хотят взять девочек. Многие малыши так и остаются в детских домах, потому что у них есть, например, ВИЧ-статус. И дело тут — в ангажированности нашего социума в этой теме. Но я считаю, это неправильно, что на этих деток никто даже не смотрит, а если изучить вопрос, то это вполне подъемная тема, и у таких деток есть все шансы на счастливую и долгую жизнь.

Мы сначала тоже хотели девочку, потому что старший ребенок у нас — мальчик. Но потом стало понятно, что и второй тоже будет мальчик — когда старший сын сказал, что у него будет братик. Так и получилось — в итоге мы стали родителями мальчика, которому исполнилось 3,5 года.

Я сразу почувствовала, что это наш малыш, еще когда нам показывали анкету. Сразу же после первого знакомства с Петей мы подтвердили службе наши намерения усыновить его.

Далее начался этап подачи документов в суд, а параллельно — знакомство с малышом. Для этого нужно было приезжать к нему. И я ездила — три дня подряд, каждую неделю. А это — 80 км от Киева. Чтобы встретиться с ним, нужно было сдавать ПЦР-тест на коронавирус за свой счет, несмотря на то что у нас уже был сделан полный цикл вакцинации. ПЦР-тест действует три дня. На общение с ребенком у меня было от 15−20 минут до часа. На мой взгляд, государство могло бы принять какую-то программу для усыновителей, чтобы родителям не приходилось тратить тысячи гривен только на одни тесты. Эти деньги я бы лучше потратила на обследование и лечение малыша.

Лично у меня складывается впечатление, что нам повезло с детским домом и людьми, которые там работают. Нам до сих пор пишут врачи и воспитатели с вопросами, как там Петя, отправляют фото с ним из их архива для нашего семейного альбома.

Очень большие очереди из усыновителей стоят на младенцев. Чаще хотят девочек

Сейчас, спустя три месяца с тех пор, как он у нас появился, у нас такое ощущение, будто бы он был с нами всегда. Еще когда я прочла его анкету, сразу поняла, что он — наш. У меня и фотографий его тогда и не было, только одна. Но я уже знала, что это наш ребенок. Когда приезжала к нему в детдом, без проблем общалась с другими детьми из его группы. И сразу проговаривала, что это «мама Пети приехала».

В том, что касается адаптации ребенка в семье, есть определенные нюансы. Так, например, Петя не знал, что такое кухня, у него такого опыта не было. Первые два месяца его было невозможно оттуда «выдворить». Но сейчас он поел и ушел, даже иногда может не доесть свою порцию. Может сказать: «Я не хочу еду». И это — хороший показатель того, что ребенок уже не боится, а вдруг завтра у него не будет еды.

Наш ребенок очень любит воду — изучает ее, забирается везде, где есть вода. Мог, например, с руками залезть в унитаз, потому что ему было интересно, что это такое — он этого не знал. Первый бежал сливать воду, хотел нажать на кнопку. Если нужно помыть посуду, он забирается по локти в воде, весь мокрый — ему это интересно. Таким образом он изучает то, что происходит вокруг него, дополучает знания, которых у него не было раньше.

Поначалу Петя даже мультики не смотрел — не мог отвлечься ни на что, потому что его носило по всему дому, ему все нужно было изучить. Но уже сейчас у него появились любимые мультики, любимые герои из мультиков. Научился играть с братом — полюбил мультик «Щенячий патруль», вдвоем они разыгрывают сценки с игрушками, комментируют что-то, пищат и кричат в процессе игры.

Петя понял, что есть мама, и она никуда не уйдет. Потом начал делить территорию со старшим — убедился, что никто у него ничего отбирать не намерен, все нормально. То есть расслабился. Сейчас они вместе даже в садик ходят. Старший может одевать младшего, помогать ему. Ведут себя, как братья. Могут и драться, ругаться, но это — вполне нормально.

Петя быстро адаптируется и получает то, чего был лишен, — мы прошли два курса массажа, потому что ребенок не мог нормально держать шею, неправильно ползал. Скорее всего, это потому что когда он развивался в раннем возрасте, большинство времени проводил лежа в кроватке. Благодаря массажам ребенок начал лучше чувствовать свое тело, потому что до этого его невозможно было поднять на руки — он боялся и кричал, как только его отрывали от земли.

Были сложности со сном, две недели дома он спал плохо. Мог встать ночью, кричал и чего-то боялся. Глаза открыты, он не понимает, где он, что происходит, но кричит — и так, пока его не отведешь в ванную, не умоешь, не намочишь ему ручки, пока не успокоишь. Потом стал спать спокойнее. Вставал четко в 7 утра, сразу куда-то бежал — так у него еще срабатывал прошлый график.

Сейчас же он немного расслабился, поэтому по дисциплине пошел небольшой «откат». Для ребенка важно понять, где можно чуть-чуть расслабиться, а где стоит быть дисциплинированным — не забывать чистить зубы, например.

Что касается его биологической мамы, то я приняла решение ее не искать. Подумала, что не хочу знать о ней больше, дабы не накладывать на ребенка какие-то проекции этих знаний. В то же время, я считаю, он имеет полное право узнать о своей биологической матери то, что посчитает нужным, когда вырастет. Тайну мы делать не будем, а более того, уже сейчас, когда старший интересуется темой, как он появился, а как — Петя, я рассказываю все как есть. Я верю, что дети сами выбирают своих родителей и свою судьбу. Бывают разные сценарии того, каким образом дети появляются в семье. А быть честными с ними в этих вопросах — это уже наша забота.

Татьяна* , мама троих детей

В нашей семье — трое усыновленных детей. Первого ребенка, девочку, мы усыновили восемь лет назад. Предоставили необходимый пакет документов на усыновление и были пятнадцатыми в очереди в качестве кандидатов. Процесс двигался медленно, поэтому я решила параллельно искать ребенка самостоятельно. Искала через сайт Сиротству нет — тогда это был едва ли не единственный ресурс такого рода в Украине.

Я заметила такую тенденцию: на западе меньше всего детей, которые ищут семью. На востоке — больше всего. Поэтому поехала на восток, через службу по защите детей нашла там девочку, поняла, что это мой ребенок. Потом уехала в родной город, а через некоторое время вернулась за ней и увезла.

Татьяна заметила такую тенденцию: на западе Украины меньше всего детей, которые ищут семью. На востоке — больше всего (Фото: Фото носит иллюстративный характер / Pexels via Pixabay)
Татьяна заметила такую тенденцию: на западе Украины меньше всего детей, которые ищут семью. На востоке — больше всего / Фото: Фото носит иллюстративный характер / Pexels via Pixabay

Второго ребенка мы взяли через пять лет — это тоже была девочка, потому что первая дочь просила у нас сестренку. На ту пору мы жили в однокомнатной квартире, поэтому сначала нам отказали в усыновлении из-за малой жилой площади. Мы приобрели квартиру с большей площадью и попробовали еще раз — все получилось. Нашу вторую дочь я увидела в своей ленте в Facebook: там было объявление о том, что ребенку нужна семья. Я сразу поняла — это наш ребенок.

С третьим ребенком, мальчиком, вообще все было просто, никаких сложностей. Его усыновили через год после второй девочки.

Службы по делам защиты детей во всех трех случаях способствовали нам в усыновлении, то есть каких-либо трудностей с этим у нас не возникало. Но было такое, что от усыновления нас пытались отговорить работники детдомов из-за диагнозов детей. Мол, что нам будет сложно с этим.

В целом, в Украине усыновители преимущественно ищут маленьких и здоровых детей. Подростки могут рассчитывать в основном на дома семейного типа. А дети с диагнозами реже находят семьи.

Нашу вторую дочь я увидела в своей ленте в Facebook: там было объявление о том, что ребенку нужна семья

Тогда, восемь лет назад, в Украине еще не было обучения для родителей, которые планируют усыновить ребенка. Сейчас уже есть. Уже после усыновления, чтобы адаптация в семье проходила легче, мы с мужем обращались за помощью к специалистам, но искали полезные контакты самостоятельно. К примеру, ездили в Киев, где проходили обучение в Международном центре развития и лидерства.

По своему опыту могу заверить, что в Украине нет культуры усыновления, из-за чего окружение может вести себя по отношению к таким семьям не слишком корректно. К примеру, все наши дети знают, что они усыновлены, но мы никогда не рассказываем им, что они для нас «не родные». Напротив, подчеркиваем, что они родные. Однако были случаи, когда посторонние люди позволяли себе лишние вопросы об этом в присутствии ребенка.

Полезные ссылки для желающих усыновить ребенка в Украине:

Показать ещё новости
Радіо НВ
X