Творческий подход. Пять упражнений, которые помогут развить креативное письмо у детей

22 апреля 2021, 08:39
Цей матеріал також доступний українською

Способность доносить мысль, критически мыслить и проявлять творчество считаются стандартами Новой украинской школы. Креативное письмо может помочь ребенку их развить. Издательство Vivat рассказывает, как в игровой форме улучшить способности школьника

1. Начнем с конца

Для того чтобы выполнить это упражнение, сначала определим структуру произведения. Если ребенок хочет написать художественное произведение, то стоит объяснить ему, как оно обычно выстраивается (но потом мы еще будем экспериментировать, это не шаблон, которому всегда надо следовать).

Видео дня

Итак: начало, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, конец. Чтобы ребенку было проще ориентироваться, стоит кратко объяснить эти пункты. Сначала показываем героев произведения, в завязке рассказываем об обстоятельствах, в которых они оказались, в развитии действий — подготовка к какому-то эмоциональному моменту, который случится в кульминации, а развязка означает, что проблема решается. Ну и потом «жили долго и счастливо».

А теперь пробуем написать все с конца. Например, поставьте ребенку задание создать историю, которая заканчивалась словами: «Кролику удалось наконец отблагодарить принцессу, и он получил от нее в подарок три мешка моркови». Теперь надо продумать, что же такого произошло перед этим, кто такие кролик и принцесса, почему он вообще должен ей отблагодарить и за что мог получить столько моркови.

Можно пойти и другим путем, написав, например, сначала развитие действий. Сможете дописать, что было до и после слов: «И дракон полетел, не зная, что его талисман так и остался у Юры в кармане. Мальчик крепко сжал фиолетовый камень и хитро прищурился».

2. Письмо любимого героя

Представьте с детьми, что их любимый герой из книг, мультиков или фильмов вдруг ожил — и живет где-то, скажем, в соседнем селе или на крыше вашего дома. Или даже маскируется под вашего дворника. И напишите ему письмо. Только придумайте, по какой причине вы к нему обращаетесь — скажем, просите у Шерлока Холмса раскрыть, где загадочно исчезла ваш тетрадь? Хотите узнать, как там поживает Золушка и не купила ли в интернет-магазине себе новую обувь?

3. Ярко опишите ежедневные предметы и действия

Когда нужно написать подробный рассказ хотя бы на страницу о чем-то привычном, становишься более наблюдательным. Казалось бы, ну что можно сказать такого о йогурте, дороге из школы или баскетбольном мяче? Но они становятся полноценными элементами хорошего текста, если включить их в какую-то обычную эмоциональную ситуацию.

Дайте задание ребенку написать несколько предложений о какой-то вещи или событии. Это может быть описание собственных воспоминаний или реалистической ситуации, которая теоретически могла бы случиться; не обязательно целое произведение — скорее пост, в котором все же сохранится основная идея. Скажем, задача стоит написать про ручку или хотя бы включить ручку в рассказ как элемент, но чтобы это был рассказ о чем-то хорошем, чем ты хочешь поделиться. Вот какое начало такого произведения получилось у нас: «У меня закончилась ручка. Казалось бы, можно взять другую; вон сколько ручек есть в мире. Тем не менее эта особая — ее я приобрела на первые заработанные деньги за помощь дяде Андрею в его кафе…».

4. Известное произведение от имени другого героя

Что если сказку про Колобка рассказывала бы лиса, делясь, как она следила за этим пирожком, пряталась между деревьев, продумывала гениальный план, рисовала карту его маршрута и пыталась определить, вкусная ли у него начинка? Любую историю можно рассказать иначе, немного изменив перспективу. Детям придется додумать, включить эмпатию, понять, что чувствовали другие герои.

5. Сделайте генератор интересных историй

На листочке бумаги расчертите 4 колонки: Герой, Его друг, Место действия, Противник. Заполните с ребенком эти колонки различными вариантами, а затем случайным образом выберите из каждой колонки пункты — и создайте историю. Нам вот пришлось написать историю о том, как Вафля и Лена в продуктовом магазине борются с Молотком… Что ж, варианты, как видите, бывают вполне неожиданные!

Разогрелись? Подготовились? У ребенка уже неплохо выходит креативить? Тогда время попробовать себя в литературных состязаниях. Для школьников Донецкой, Харьковской и Луганской областей как раз стартовал конкурс отзывов «Читай-пиши», где все участники гарантированно получат образовательно-развлекательную поездку в Харьков и сертификаты на книги от Vivat, а победители выигрывают планшет, смарт-часы и другие хорошие призы. Подобные события поощрят ребенка больше писать и развивать творческие навыки.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Подписаться на ежедневную email-рассылку
материалов раздела Life
Оставайтесь в курсе событий из жизни звезд,
новых рецептов, красоты и моды
Каждую среду
Показать ещё новости
Радіо НВ
X