Дети стали меньше играть в игрушки. Почему это проблема?

23 февраля 2021, 21:56

В эфире Радио НВ детский и семейный психолог Екатерина Гольцберг рассказывает, почему детям важно играть в «настоящие» игры и каким игрушкам стоит отдать предпочтение.

Наши дети стали меньше играть в машинки, куклы, прятки, предпочитая игры на смартфонах или планшетах. В Ikea даже появилась должность директора по играм — ее занял пятилетний Тебе Оутс, главной задачей которого станет тестирование новых игрушек компании. Должность ввели по результатам исследований: оказалось, что сейчас дети играют на 254 часов меньше, чем родители в их возрасте. Негативную роль сыграла и пандемия — сейчас половина детей играет меньше, чем до ее начала. Почему это проблема и как это может отразиться на детях в будущем — об этом ведущая программы Що відбувається Ирина Лопатина поговорила с экспертом.

Видео дня

Екатерина Гольцберг

Семейный и детский психолог

Почему дети сейчас стали меньше играть?

Мне кажется, что это не совсем детский выбор, это выбор родителей. К сожалению, у родителей недостаточно времени для игр с детьми. По сути, у каждого возрастного периода есть такие обязательные игры: ребенок до трех лет играет в манипулятивные игры, то есть игрушки: пирамидки, конструкторы, которые можно выстраивать, кубики, которые можно строить… И это очень важный период для развития пространственного мышления. И есть такая очень важная проприоцептивная функция, она отвечает за понимание, как мое тело двигается в пространстве, как я могу двигать, чем я могу двигать. То есть управление своим телом и управление предметным миром вокруг себя. И вот это происходит при помощи игр и разных игровых предметов. Затем наступает период появления ролевой игры, когда дети играют куклами и улавливают какие-то ролевые модели: как с кем говорить, здороваться, прощаться… К сожалению, родители часто не знают, как играть с собственным ребенком, просто теряются иногда перед детьми.

Влияет ли на ребенка и его желание играть большой выбор игрушек?

Иногда ребенку большое количество игрушек просто сложно уловить. У него мозг развивается постепенно, и даже есть такая особенность у маленьких детей, они привязываются к какой-то одной игрушке и играют только ею, то есть им так комфортно. Теория привязанности как раз говорит, что нам иногда важен какой-то значимый объект, даже иногда игрушка может быть значимым объектом, это такой переходный объект от мамы к миру. Когда у нас много таких объектов, у ребенка рассредоточивается внимание, ему сложно совершать действия, все время нужно фантазировать на какую-то новую тему. Огромное количество игрушек не всегда говорит о том, что ребенок будет более развит, иногда нужен набор важных игрушек — такой важной игрушкой является пирамидка. Есть игрушки, которые развлекают, а есть — которые развивают. Плюс есть очень одинаковые игрушки, ребенок тоже может теряться, что выбрать. Тут еще вопрос выбора, чем больше выбор, тем сложнее сделать выбор.

Каким игрушкам отдавать предпочтение, развивающим или развлекательным?

Вы знаете, развлекательные тоже развивают, но, может быть, не так интенсивно. Развивающие игрушки — это не обязательно игрушки интеллектуально «прокачанные». Иногда развлекательной игрушкой может даже молоточек быть. Из всего можно сделать развивающую игрушку по большому счету. Разнообразие должно быть в формах взаимодействия с игрушками.

Могут ли заменить ребенку игру с обычными игрушками компьютерные игры?

Проблема в том, что игрушки компьютерные не способствуют развитию функции проприоцептивной, понимания, как движется тело. То есть движется какой-то предмет на экране, он кажется объемным, но он объемным не является. Дошкольникам и младшим школьникам очень важно двигаться в процессе игры, взаимодействовать, и эстетичность эта мешает развитию пространственной функции, координации и прочих вещей. Знаете, даже иногда ребенок на планшете отличает корову, а увидев реальную корову, не может понять, что это то же самое. То есть немножко искажается представление о мире. Сначала нужно научить ребенка взаимодействовать с реальными объектами, на реальной местности, где он понимает, куда и как он двигается.

Игрушки могут разрушить психику ребенка?

Есть игрушки пугающие. Например, пугать могут резкие звуки, неприятное изображение. Но есть и пугающие игрушки, которые детям нравятся. Например, был такой период кукол Монстр Хай, детям очень нравилось. Потому что детям нужно иногда и побояться немножко. То есть совершенно таких вредных игрушек, наверное, именно для психики не существует. Но есть вредные для здоровья игрушки. И надо опираться на эти возрастные особенности, которые указаны на упаковке. И брать все-таки игрушки от производителей, которые понимают эти возрастные особенности. И я бы еще про игры сказала. Есть очень много хороших развивающих игр, в которые чудесно можно вместе с родителями играть. Например, те же шахматы могут быть в компьютере, могут быть реальные шахматы. Это все равно по-разному воспринимается ребенком. Там есть пространство, которое ты видишь, а там чисто математическая модель.

Если ребенок не наиграется, каким он может стать во взрослом возрасте?

Надо наиграться ему. Я думаю, что можно играть в игры всю жизнь. Нет каких-то возрастных вещей, которые жестко ограничены. И многие родители, кстати, я замечаю, покупают игры больше для себя, нежели для своих детей, и сами с удовольствием играют. Поэтому если не наигрались, можно это сделать во взрослом возрасте. Мак-Вильямс говорила, что есть обязательные признаки психического здоровья. Вот к признакам психического здоровья относится и способность взрослого человека играть.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X