Не скрывать правду. Как поддержать потерявшего родителей ребенка — психолог

14 апреля, 22:43
Дети войны (Фото:instagram.com/alexlourie.photo)

Дети войны (Фото:instagram.com/alexlourie.photo)

Автор: Лилия Витюк

НВ пообщался с психологом и рассказывает, как поддержать малышей во время войны и как помочь ребенку, потерявшему родителей или кого-то из родных.

Война России против Украины — главные события 3 июня

Психолог и гештальт-терапевт Наталья Шпаченко поделилась рядом рекомендаций, как говорить с детьми о войне и как помочь им пережить горе от потери родного человека.

Видео дня

Наталья Шпаченко

Психолог, гештальт-терапевт

Детям во время войны труднее, чем взрослым. Взрослые имеют сложившуюся картинку восприятия мира, доступ к разным источникам информации, они могут пробовать влиять на ситуацию (выехать или найти безопасное место). У ребенка такой возможности нет и единственным источником информации для него становятся окружающие взрослые. Поэтому то, как он будет воспринимать войну, зависит от того, что он слышит от родителей и близких.

Как говорить с детьми о войне?

Говорить о войне с детьми мы должны не с позиции происходящего катастрофического и ужасного события, а в контексте безопасности и того, как нужно вести себя в той или иной ситуации. Например: «Если ты слышишь сигнал воздушной тревоги, значит, нужно спрятаться в безопасное место». И объяснить, какое место безопасно.

Обязательно следует рассказать, что происходит война, но не говорить об этом с точки зрения собственной тревоги. Ребенку нельзя транслировать, что «все плохо, жизнь кончилась». Детям сознательного возраста следует рассказать, что «война — это конфликт двух государств, многих людей между собой, поэтому сейчас нужно быть особенно осторожным и соблюдать определенные правила». Если ребенок маленький, то можно говорить о войне в формате сказок. К примеру, придумать историю о монстре, напавшем на свободную страну, где люди объединились и оказывают ему сопротивление.

Как поддержать ребенка во время войны?

  • Лучшая поддержка для ребенка – присутствие рядом родителей. Также ребенку нужно объяснить, что если ему страшно или он зол — это нормально. Это нормальная реакция на ненормальные события.
  • Нельзя запрещать ребенку выражать свои чувства или высмеивать их. Случается, что ребенок стесняется говорить о своих переживаниях только потому, что встречает неприветливую реакцию со стороны родителей, братьев/сестер, окружающих. В результате этого ребенок закрывается и начинает самостоятельно искать пути выхода тревоги и страха. Фразы вроде «Ха -ха, ты боишься! Трус!» или «Мальчики не должны бояться, парни не плачут» должны исчезнуть из инфополя малыша.
  • Нельзя скрывать собственные чувства. Часто родители, пытаясь уберечь ребенка от стресса, стараются скрыть собственные страхи, тревоги, говорят, что все хорошо. Но такое поведение делает только хуже, ведь ребенок подсознательно считывает мимику мамы, и понимает – происходит что-то страшное. В результате этого ребенок выплескивает свои чувства в форме агрессии, гиперактивности, детских регрессивных состояний. Дети могут регрессировать по-разному: сосать палец, быть неряшливыми, гиперактивными, непослушными. Родители должны относиться к этому с пониманием и не агрессировать в ответ.
  • Быть честным. Не пытайтесь скрыть свою растерянность. Лучше честно сказать: «Да, мне страшно, я тревожусь. Но я буду делать все для того, чтобы мы с тобой были в безопасности и нам ничего не угрожало».
  • Создать условия для откровенности. Главная задача взрослых – родителей, родных, опекунов – создать поле для открытого разговора, без осуждения и с безусловным принятием. Если сложилось так, что у ответственных за ребенка взрослых нет на это ресурса, — стоит обратиться к детскому психологу.
  • Помогайте выражать чувства. Если ребенок еще маленький, можно воспользоваться арт-терапией – нарисовать или слепить из пластилина страх, а затем придумать, как с ним бороться. Выразить агрессию можно с помощью псевдоагрессивных игр: попросите ребенка изобразить злобу, поклацать зубами, будто она готовится на кого-то напасть и т.д. Сделайте это вместе – покажите пример.
  • Следуйте графику. Пусть день ребенка будет спланирован, даже если он в большинстве случаев проходит в бомбоубежище. Например, с утра читаем, потом смотрим мультик, обедаем, играем. Если детей несколько, следует подобрать для них командные виды игр.
  • Подавать пример. Родители должны разобраться с собственными переживаниями и чувствами. Взрослым стоит быть для малышей опорой и примером, как следует обходиться страхом и тревогой.

Как сообщить ребенку о смерти близкого человека?

О смерти близкого человека нужно говорить прямо. Вы должны привести ребенка в спокойное, защищенное место. Далее, глядя ему в глаза, проговорить: «Я должен сообщить тебе грустную новость. *Имя* умер. Его больше с нами физически нет».

Дальше реакция может быть совершенно непредсказуемой. Следует заметить, что не бывает правильного или не правильного переживания горя. В зависимости от возраста, реакция на новость о гибели близкого человека будет разной:

  • Дети до 5-6 лет еще не имеют представления о смерти и потере, поэтому могут воспринимать это как временное событие (мама/папа скоро вернется).
  • Дети в возрасте 6-11 лет начинают осознавать, что смерть - это навсегда, и могут прибегать к дополнительным вопросам и уточнениям. Они могут реагировать гневом и агрессией, впадать в тоску и апатию.
  • Дети подросткового возраста будут пытаться узнать причины и осознать последствия. Как и взрослые, они понимают конечность жизни и начинают осознавать свою смертность.

Что нельзя говорить ребенку, потерявшему родителей или родных

Нельзя искажать факт смерти или подавать его как-то завуалировано («Кто-то из твоих близких умер»):

  • во-первых, ребенок будет дезориентирован;
  • во-вторых, она будет подсознательно испытывать неискренность и у нее может сформироваться базовое недоверие к миру.

Может ли ребенку понадобиться медикаментозная помощь

В зависимости от реакции психики, ребенку действительно может понадобиться прием медикаментов, чтобы справиться с горем. Назначение любого лекарства для детей следует согласовывать с психиатром. Может быть два типа реакции:

  • гиперактивная, когда ребенок возбужден, плачет, не может успокоиться. В таких случаях следует применять седативные или успокаивающие средства.
  • апатичная. Если ее симптомы не проходят длительное время (полгода-год), следует обратиться к детскому психиатру, поскольку речь может идти об осложненном горе и лечении антидепрессантами.

Как помочь ребенку справиться с горем

Проживание горя утраты длится от 6 месяцев до 1,5 года. Если процесс принятия и формирования новой опоры и нового видения мира без умершего не происходит за это время, то горе приобретает патологический характер.

Я бы не советовала первое время отвлекать ребенка от оплакивания. Возможно, следует проявлять собственные эмоции в присутствии: «Да, я плачу. Да, мне больно, но проявлять свои чувства это нормально».

Чтобы помочь ребенку в этот период, стоит позаботиться о формировании безопасной среды для него – когда все его чувства будут приняты. Например, часто ребенок может регрессировать (сосание пальца, энурез, нечистоплотность) — в таких случаях следует отнестись к этому с пониманием и не ругать его. Это ее способ испытать потерю, выразить те чувства, которые она еще не умеет выражать.

Кроме того, следует позаботиться о ее окружении. Если ребенок возвращается в школу, желательно сообщить родителям одноклассников о трагедии и проинформировать их о состоянии ребенка.

Опорой также может стать религиозная привязанность к умершему («Хотя мамы с нами уже нет, она наблюдает за тобой и всегда рядом в твоих мыслях»).

Когда после смерти близкого человека пройдет определенное время, следует помочь ребенку постепенно возвращаться к ритуалам его привычной жизни — ходить снова в школу, общаться с друзьями, то есть пытаться вернуть его в привычную социальную среду.

Напомним, ранее мы рассказывали о том, чему научить детей во время войны и рассказали о правилах поведения во время воздушной тревоги, артобстрелов и в общественном месте.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X