Вызов игры. Как с помощью игр украинские дети обучаются и адаптируются за границей

8 октября, 08:11
Дети тестируют игру (Фото:пресс-служба)

Дети тестируют игру (Фото:пресс-служба)

С начала вторжения россии в Украину более 9 миллионов украинцев были вынуждены уехать за границу. Женщинам и детям приходится приспосабливаться к новым реалиям и другому образу жизни: искать жилище, работу, место обучения, овладевать иностранным языком и т. д. Иностранцы поддерживают украинцев в это сложное время и пытаются облегчить процесс адаптации. Особенно детям, дабы они не испытывали большого стресса.

Редакция НВ побеседовала с Франческо Каваллари, основателем Video Games Without Borders, одним из партнеров проекта Antura and the Letters. Это обучающая игра, теперь доступная и украинским детям, чтобы помочь им выучить иностранный язык страны, где они вынуждены временно проживать.

Видео дня

Франческо Каваллари

основатель Video Games Without Borders, один из партнеров проекта Antura and the Letters

Я основал Video Games Without Borders в 2015 году и тогда же у меня появилось много знакомств, особенно среди разработчиков игр. Одним из них стал мой бывший коллега Эммануэль Гвардиола, профессор Cologne Game Lab. У него были друзья из Сирии, и они рассказали Эммануэлю о конкурсе, организованном правительством Норвегии EduApp4Syria.

Идея этого конкурса заключалась в попытке помочь в обучении, с акцентом на грамотность, миллионам детей, которые были вынуждены покинуть Сирию и мигрировать в соседнюю страну, Европу или «застряли» где-то в лагере для беженцев. У большинства из них не было доступа к образованию. А поскольку война могла длиться несколько лет, сирийские дети полностью лишились бы возможности учиться. Во время войны люди в первую очередь думают о базовых потребностях: это жилье, еда, здоровье и т. д., а образование порой уходит на второй или третий план. И именно это стало стимулом к инновациям.

Я предложил решение проблемы путем создания мобильного приложения. Мы знали, что у большинства семей сирийских беженцев есть мобильный телефон (по крайней мере один на семью), но они могли не иметь подключения к Интернету. Наша идея заключалась в том, чтобы дать детям возможность научиться читать на родном языке (на арабском) без какой-либо связи или интернет-подключения и без контроля со стороны взрослых (иногда родители сами не умеют читать). Ранее подобного решения на рынке не было. Так и началась история Антуры.

У моего коллеги была концепция создания такого приложения. Он придумал идею, а затем мы подготовили всю документацию и маленький прототип игры, который нужен для участия в конкурсе. Нас отобрали на конкурсе, мы получили финансирование, благодаря чему за год смогли разработать полную версию игры. Ее протестировали в лагере для беженцев, дабы подтвердить эффективность избранного метода обучения грамотности детей. Затем мы усовершенствовали программу в соответствии с отзывами и выпустили окончательную версию в начале 2018 года. После двух лет работы над созданием Antura and the Letters, мы наконец-то запустили приложение, что можно считать настоящим началом Antura. С того времени мы ищем возможности для увеличения количества доступных языков, расширения охвата, чтобы помочь другим детям в разных уголках мира. Это было не так легко, поэтому потребовалось некоторое время для основания и поиска нужных партнеров. Благодаря этому мы получили возможность адаптировать игру под изучение иностранных языков, а не обучение родному. Игра очень похожа, но в целом педагогические потребности и содержание игры совсем иные, ведь она сфокусирована на изучении иностранной лексики, а не на грамматике родного языка.

пресс-служба
Фото: пресс-служба

Таким образом, мы создали игру по изучению английского языка для Министерства образования Уругвая. Затем адаптировали его по изучению французского языка для Французского института в Марокко, нашли хороших партнеров по созданию игры для Афганистана. Безусловно, у нас произошло некоторое замедление из-за пандемии Covid, но 2022 год и война в Украине потребовали от нас новый действий. Поэтому с Cologne Game Lab (это наш давний партнер) мы решили объединить усилия и попытаться помочь украинцам пережить кризис.

Мы решили, что основная потребность в применении совершенно иная, потому что детям не нужно учиться читать на родном языке, поскольку Украина не является развивающейся страной. Разумеется, некоторые школы закрылись, но не по всей стране. Однако самым большим кризисом оказались миллионы мигрантов (преимущественно женщин и детей), которым пришлось уехать в другую страну, и детям нужно было учиться по новой системе в новом месте, не зная языка. А если мы можем предложить детям инструмент для изучения базы нового языка и помочь их интеграции в новых странах? В этом и заключается главная идея Antura для Украины, именно так мы называем этот проект.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

К лючевыми партнерами проекта являются Video Game Without Borders (мы некоммерческая организация, зарегистрированная в Испании) и Cologne Game Lab (входит в TH Köln, Университет прикладных наук в Кельне; это государственный университет в Германии). Но для каждого проекта мы определяем дополнительных партнеров. Нам нужны сильные партнеры, которые могут помочь нам с языком, с одной стороны, и с продвижением — с другой. Итак, наш опыт состоит в основном в том, как создавать игры, как делать их привлекательными, мотивационными и веселыми. Но при этом мы не общаемся на арабском или украинском. Поэтому у нас нет всех ресурсов для создания. Для афганского проекта мы ищем людей в Афганистане или за рубежом, с Украиной — то же самое. Для всех языков нам необходимо заниматься поиском переводчиков; также людей, которые могли бы помочь нам с педагогическими вопросами. Игра разработана таким образом, что ее легко адаптировать к любому другому языку, но каждый язык обладает своей спецификой. Мы всегда сотрудничаем с местными партнерами, и для нас это крайне важно. У нас нет офисов, все разрабатывается онлайн. Так, оригинальная игра Antura была разработана командой по всему Средиземноморью: Ливан, Сирия, Италия, Франция, Испания, Марокко, а также Украина (в то время у нас были разработчики из Украины), и сейчас мы расширяем нашу сеть. Поэтому всякий раз, когда у нас есть новый проект, к нам приобщаются новые люди. Максимальное количество людей в проекте было примерно 60, это довольно большая команда. Пока к этому проекту (Antura and the Letters for Ukraine) привлечены около 30 переводчиков и актеров озвучивания, и каждый работает из дома или университета.

Концепция игры состоит в том, что в фантастическом мире буквы оживают. Представим, что это бегающие овцы и должен быть пастух, который «ухаживал» бы за всеми буквами. И вдруг все буквы сходят с ума и начинают делать всякую всячину. Поэтому их пастух просит помощи игрока, чтобы навести порядок. Вам в помощь он предлагает волшебного пса Антуру. Поэтому вы отправляетесь в путешествие с Антурой по разным мирам: через горы, пустыни, острова, города, села и так далее. Каждый мир включает в себя разный контент: учебные блоки, разделенные по этапам.

пресс-служба
Фото: пресс-служба

Один обучающий блок с педагогической точки зрения может быть рассмотрен как один уровень, состоящий из нескольких игр. Каждый обучающий блок в приложении состоит из нескольких мини-игр и одной финальной в конце, которая является своеобразной оценкой или тестом. Это как контрольная работа, но не для того, чтобы задать вам оценку, а чтобы закрепить ваши знания. Итак, это своеобразная практика изученного, дабы убедиться, что вы усвоили материал и можете продвигаться дальше. Каждый раз, когда заканчиваете обучающий блок, вы получаете награду, являющуюся активом. Его вы можете использовать для персонализации своей собаки. В конце концов, каждый ребенок получит свою уникальную собаку с индивидуальными расцветками и предметами (шляпы, гитары, серьги и т. п.). В ходе игры вы получаете печенье в форме кости, которое можете использовать для того, чтобы играть со своей собакой или покупать предметы. В приложении также есть комната, которую вы можете обустраивать разными типами предметов и где можно играть отдельно со своей Антурой. Это помогает поддерживать мотивацию. Это путешествие по шести разным мирам, и в каждом мире вы узнаете что-то новое, применяете это на практике. Желание получить новые награды и усовершенствовать свою собаку дает постоянную мотивацию.

пресс-служба
Фото: пресс-служба

В центре внимания оригинальной игры, грамотность, то есть усовершенствование способности детей читать и, возможно, писать на собственном языке. Проводилась независимая оценка в лагере для беженцев в Иордании с участием 300 детей, игравших в игру Antura, и 300 детей, ни разу не задействованных в играх. Были также и другие дети, игравшие в другую игру. Этот независимый тест показал, что игра оказалась очень эффективной как для грамотности, так и для психосоциального развития. Дети прошли тест, перед тем как обучаться игре, в течение 1,5 месяца летом 2017 года. Они играли в контролируемой среде, в лагере для беженцев в Азраке (Иордания). Мы предоставили им планшеты для игры, чтобы могли наблюдать за их прогрессом. Кроме того, они проходили два разных типа тестов: один — на грамотность (EGRA, оценка чтения в начальных классах, проверяющий несколько ключевых показателей), а другой — на психосоциальный уровень. Полный отчет вы можете найти на сайте Antura и Letters.

Со своей стороны, я всегда отмечаю, что мы получили результаты несколько неожиданные как для обучающей игры. Antura and the Letters действительно сосредоточена на грамотности, но все же игра оказывает большее влияние на психосоциальное развитие. Это не потому, что она влияет на это непосредственно, а дело в том, что отсутствие какого-либо вмешательства в развитие ребенка-беженца лишь усугубляет ситуацию. Следовательно, если ребенок останется со своей семьей в лагере для беженцев без какого-либо вмешательства, его уровень грамотности останется на прежнем уровне, но психосоциальное состояние ухудшится. Поэтому положительное вмешательство оказывает двойное влияние, поскольку это не только улучшает состояние ребенка, но и позволяет избежать ухудшения ситуации. Вот почему я был удивлен в начале, и это действительно важно.

Это исследование помогло нам улучшить игру. Также мы адаптировали игру для изучения иностранного языка (именно такой пользуются в Украине). Подход остается одинаковым, даже если языки отличаются. Мы считаем, что обнаруженное положительное влияние и его показатели отражаются на изучении любого языка. Так что это решение действительно проверено и будет полезным для украинских семей в частности.

Все мы с рождения учимся играть. Это то состояние, когда вы действительно открыты для обучения. И гораздо легче оказаться в этом состоянии (если игра хорошо разработана и проверена), когда игра не слишком легкая, потому что становится скучно, и не слишком сложная, потому что может разочаровать и ты захочешь забросить ее. Если вы поймали азарт, вы всегда готовы принять вызов игры, но не слишком сложный, и всегда мотивированы идти дальше.

Мы предпочитаем называть Antura игрой, а не обучающим приложением, поскольку образовательные приложения, как правило, не всегда качественно созданы. Они сосредоточены на учебной части, обработанной в цифровом формате, но они не слишком интересны или веселые. Так что в нашем случае это действительно игра. Сначала мы разрабатываем игру, прежде чем сделать ее обучающей. Идея состоит в том, чтобы детям было действительно весело и они были реально мотивированы продолжать в нее играть. Как я уже отмечал, собака Антура является ключевым мотиватором, потому что благодаря игре создается сильная эмоциональная связь с кастомизированной собакой. Вас спрашивают каждый день о том, что вы чувствуете. Это важно, поскольку помогает отслеживать настроение ребенка, его чувство. И напоследок это обучение через приложение — это разнообразные челленджи и игры (у нас есть более 20 мини-игр в зависимости от языка, который вы изучаете). Лучшим является то, что игра располагает действительно большим количеством контента для обучения.

пресс-служба
Фото: пресс-служба

С началом внедрения этого проекта мы делаем огромный шаг. Прежде всего для изучения арабского и английского языка как иностранного были разные приложения. Тогда было сложно управлять такой схемой, а игрокам приходилось искать и загружать разные программы, что тоже крайне неудобно. Но в итоге игры оказались похожими. Теперь мы попытались объединить все вместе: в одном приложении вы просто выбираете родной язык и тот, который хотите изучать. Я надеюсь, очень скоро мы разработаем версию, в которой можно научиться читать на украинском. Пока этого еще нет в приложении, но вскоре мы это реализуем. Ведь это только вопрос логического содержания и обучающей программы. А это будет еще одна функция в том же приложении.

Также появятся новые языки. Сейчас у нас доступны пять основных европейских языков: английский, французский, итальянский, испанский и немецкий. А в перспективе мы сосредоточимся на странах-соседях Украины, принявших наибольшее количество беженцев (Польша, Венгрия и Румыния). Это все языки, которые мы предлагаем с возможностью изучения иностранного языка как на украинском, так и русском. Если украинские дети — выходцы из семьи, где родным языком был русский, они все равно могут на нем обучаться (поскольку несколько тестов уже доказало то, что обучаться на родном языке гораздо легче). Недавно мы также узнали, что многие украинские беженцы пребывают в Турции, так почему бы не добавить турецкий? Сейчас многие находятся в Чехии, так, может, стоит добавить и чешский язык. Поэтому, безусловно, мы ищем способы расширить наше предложение, учитывая не только украинских беженцев, но и всех переселенцев, кому можем предоставить помощь. В Турции, например, все еще проживают миллионы сирийцев, поэтому изучение турецкого было бы весьма полезно и для них.

Редактор: Кира Гиржева
Показать ещё новости
Радіо НВ
X