Отдать домашку и всегда поддерживать. Как грамотно организовать жизнь первоклассника

4 сентября 2021, 22:33

Можно приобрести удобный рюкзак и канцелярию, выбрать лучшую школу и найти душевную учительницу, но достаточно ли этого? Журналисты проекта Учимся вместе: дружеская школа рассказали, как правильно организовать жизнь первоклассника.

Дети обожают учиться — процесс познания мира заложен в нас естественным образом. А 6−7-летки уже готовы изменить игровые активности на учебные. Родителям важно разобраться и понять, готов ли к этим изменениям именно ваш ребенок.

Видео дня

Определить готовность

Умеет ли дошкольник дотянуться правой рукой к левому уху через макушку головы? Пройти 10 шагов по бровке тротуара без поддержки? Рассказать о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем так, чтобы получились три истории? Тест о готовности к школе от детского психолога Екатерины Гольцберг позволит более конкретно оценить это.

Детский и семейный психолог Светлана Ройз ставит родителям 11 вопросов о «неочевидной готовности»: «Готовность ребенка к школе — это не один признак, не просто желание/умение читать и считать. Это совокупность большого количества эмоциональных, моторных, социальных, интеллектуальных признаков и компетенций». А еще нужно учитывать прочность иммунитета ребенка и развитие ряда самостоятельных навыков (например, умение мыть руки и одеваться)".

Как развивать самостоятельность

Майя Плющева (Фото: Предоставлено експертом)
Майя Плющева / Фото: Предоставлено експертом

«Дети прекрасно умеют выживать, прекрасно умеют быть самостоятельными, поэтому степень этого навыка будет зависеть от конкретной семейной ситуации», — уверяет детский психологя, психотерапевт, кандидат философских наук Майя Плющева.

«Приучение к самостоятельности очень зависит от семейной системы в целом. Если кто-то из родителей привязывает свою самоценность и самооценку к домашнему хозяйству, то очень неохотно будет отдавать зоны своего влияния — на бессознательном уровне. И все, что ребенок будет делать в ущерб себе или семье — это его просьба о помощи, способ привлечь внимание к тому, что ей по-настоящему важно сейчас. Приучать к самостоятельности нужно путем введения правил. Но прежде всего, лучше понять те, которые уже действуют в вашей семье — неявно. Для этого можно взять 2−3 сессии у семейного психолога».

«Самостоятельность ребенка начинается с заботы о родителях», — высказывается Светлана Ройз. И советует наблюдать за возможностями и интересами ребенка, потихоньку избегая соблазна делать за него то, что он может сделать сам.

Повышайте уровень ответственности и личной свободы ребенка постепенно — и следите за собой: выполняйте обещания, даже самые мелкие. Признавайте свои ошибки, если пообещали и не выполнили. Просите прощения. Позволяйте ребенку чуть больше, чем позволяли вчера: игры до вечера или ночевки у друзей семьи.

Развиваем играя

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

До 7 лет дети имеют игровую мотивацию. Концепция НУШ учитывает эту возрастную особенность благодаря деятельностного подхода и предусматривает создание в школе игровой среды и возможности учиться в процессе. Так самостоятельность, как и остальные полезные навыки, можно тренировать легко и непринужденно, вплетая игровые элементы в реальные дела.

Предложите малышу подумать и спланировать, что нужно купить для ужина, и вместе составьте список — так вы потренируете детскую память, внимание, концентрацию.

Вручите список ребенку, предложите ему вспомнить дорогу в магазин, отвести вас туда возглавить закупки — здесь и ответственность тренируется, и навык разумно тратить деньги.

А на внезапное требование купить что-то, попросите аргументированно объяснить, зачем ребенку это нужно. Если аргументы будут недостаточно весомыми — не беда: ваш первоклассник потренирует терпение и уважение к позиции собеседника.

Как организовать жизнь первоклассника?

1

Дайте время на отдых

«Для полноценного отдыха детской психике необходимо иметь минимум 2 часа в день свободного времени, в течение которого ребенок совсем ничего не делает», — советует Майя Плющева.

2

Интересуйтесь школьной жизнью и детскими чувствами

Искренне спрашивайте, что ребенок узнал (не выучила, а именно узнал) нового в школе, что его удивило, что порадовало, что заинтересовало, что возмутило и тому подобное.

jessica lewis / unsplash
Фото: jessica lewis / unsplash

3

Встаньте на сторону ребенка

Расскажите детям о своих собственных школьных временах, вспоминайте, как преодолевали трудности. Вместе обсуждайте ваши страхи и неудачи. Продемонстрируйте свою готовность быть опорой и поддержкой.

Алгоритм работы со сложностями такой: сначала мы решаем проблему, а только потом проводим работу над ошибками и рассуждаем, как избежать этой проблемы в будущем.

«Ребенка нужно насытить убеждением, что родители всегда на его стороне, что на них можно положиться, к ним можно обратиться с любым вопросом. Вы должны поддерживать ребенка, даже если не поддерживаете какие-то его поступки или решения. Научитесь разделять это в своем сознании: если ребенок пришел с идеей сделать себе пирсинг или покрасить волосы, спокойно узнайте, зачем это ему, и поддержите это зачем, а затем предложите, как еще можно реализовать его замысел. Конечно, вы имеете полное право что-то запретить, но ни в коем случае не обесценивайте личность ребенка. И обязательно искренне напомните ребенку, что любите и цените его», — советует психолог Майя Плющева.

4

Отдайте домашку школьнику

«Сразу договоритесь с ребенком, домашнее задание — зона ответственности только ребенка. Если он не может справиться с определенным предметом, родители организуют репетитора и/или на родительском собрании поднимают вопрос о квалификации учителя или степени сложности домашних заданий», — говорит психолог Майя Плющева и советует никогда не поощрять оценки, уроки или выполнения нормативных домашних обязанностей денежными выплатами, чтобы не исказить мотивацию ребенка.

5

Организуйте пространство и время для школы

6−7 лет — оптимальный возраст для организации своей комнаты или своего рабочего места (стола, стула, полки для учебников, места для портфеля), а также установки правил.

«Продумайте правила так, чтобы не отменять их и не корректировать. Договорились ложиться спать в 21:00? А оказывается, что папа возвращается домой в 21:15, и ребенку важно обнять его перед сном. Уроки делаем с 17 до 19? Но этот период частично перекрывает время совместного ужина… Сделайте удобно всем», — советует експерт.

6

Создайте общее расписание уроков и обязанностей

Хорошо вместе нарисовать расписание дня, вписав туда и уроки в школе, и кружки, и домашние обязанности (например, выносить мусор, выгуливать собаку, кормить рыбок, чистить клетку хомяка или лоток кота, поливать цветы, покупать хлеб, вытирать пыль с мебели, мыть пол и т. д.).

«Учить хлопотать по хозяйству нужно и девочек, и мальчиков! Это жизненные навыки человека, у них нет половой сегрегации», — отмечает Майя Плющева.

felipe furtado / unsplash
Фото: felipe furtado / unsplash

Если что-то пошло не так…

Если после начала школы у ребенка появляются:

  • явные изменения поведения (агрессия, замкнутость, слезливость, новые необычные реакции на события и людей);
  • изменения сна (плохо засыпает, меньше или больше спит в целом, видит ночные кошмары или испытывает тревогу перед сном)
  • новые страхи или фобии;
  • новые физические симптомы (энурез, аллергия или другие кожные симптомы и синдромы, расстройства пищеварения, нервные тики, проблемы с дыханием, частые простуды, частые травмы)

— причиной может быть стресс от школы.

«Детский психолог всегда на стороне ребенка. Да, конечно, есть разные обстоятельства, бывает так, что вы уже и договорились со школой, и построили новые жизненные планы… Но заставлять ребенка — это насилие. Насилие над естественным течением времени, над процессом взросления. Неужели важнее сдать ребенка в школу, когда родителям удобно, а не когда ребенок готов?..», — риторически спрашивает психолог Майя Плющева.

Если вы чувствуете, что ваш дошкольник еще не первоклассник, и ему надо «созреть», заверяем: ребенок обязательно всему научится. Просто ему нужно немножко больше времени.

Этот материал был создан при финансовой поддержке Европейского Союза и Министерства иностранных дел Финляндии. Его содержание является исключительной ответственностью партнера и не обязательно отражает позицию Европейского Союза и Министерства иностранных дел Финляндии.

Интерньюз-Украина
Фото: Интерньюз-Украина
Показать ещё новости
Радіо НВ
X