«Мы боремся с естественным отбором». Акушер-гинеколог Сергей Бакшеев о родах во время пандемии
СЕРГЕЙ БАКШЕЕВ
Известный украинский врач, акушер-гинеколог, репродуктолог, заведующий женской консультацией КГРД 3, основатель клиники Кабинет доктора Бакшеева и Ко в Вишневом, к.м.н., врач высшей категории
НВ Life выяснил у акушера-гинеколога Сергея Бакшеева, как принимают роды во время эпидемии коронавируса и есть ли шанс организовать партнерские роды в этих сложных условиях.

Начнем с того, что роды — это естественный процесс. Беременность — это не заболевание, это не болезнь, беременные — не больные. Это уникальное состояние в жизни, которое подчинено двум законам, это законы природы, которые неизменны на протяжении веков, тысячелетий существования человеческой расы как высшего вида млекопитающих. А по законам природы 100% беременностей не заканчиваются рождением 100% детей. По законам естественного отбора в живой природе беременности прерываются, рождаются дети с пороками развития, мамы после родов умирают. И тогда, когда мы говорим, что мы должны рожать так же, как 250 лет назад наши бабушки, мы забываем, что современное достояние медицины — это борьба с законами естественного отбора. Мы сохраняем беременности, которые должны прерываться, мы в результате вспомогательных репродуктивных технологий даем возможность стать мамой женщине, которая никогда в природной среде не забеременеет и не родит.

То есть современное состояние акушерства и медицины в целом, тот же самый COVID-19, та же вакцинация — это борьба с законами природы. Но при этом человек остается частью этих законов. Есть вещи, которые мы медициной изменяем, а есть вещи, которые на протяжении веков неизменны. Неизменна беременность: беременеют, вынашивают, рожают детей.
Беременная женщина — центр Вселенной.
Смиритесь уже
Первый закон: «Мир должен крутиться вокруг беременной женщины и ее внутриутробного ребенка». Беременная женщина не должна подстраиваться под кого-то, весь мир должен подстраиваться под нее. Это уникальная возможность прожить восемь-девять месяцев так, как хочется, так, как нравится. Нравится вам спать — не надо идти на работу, нужно лечь и уснуть. Хотите вы есть? Никто не имеет права запретить вам это. Хотите заняться сексом сейчас — пожалуйста. То есть женщина сама должна выстраивать вокруг себя зону комфорта, ей должно быть хорошо. Нужно понимать, что ее зона комфорта — это дискомфорт для всех окружающих, это нормально, это природный закон.

И поэтому второй природный закон: «Когда жена беременна, для мужа год идет как за три, как на морфлоте». Потому что беременность иногда сопровождается эмоциональными всплесками, плаксивостью, гормонально это больше прогестероновое влияние, и мужчина должен понимать, что этот образ, в который он влюбился, к которому привык, изменится на какое-то время, и ребенок внесет свои коррективы. Поэтому общение между мужьями и врачами, которые ведут беременность, крайне важно, и присутствие на родах крайне важно. И во время пандемии COVID-19 нас природа подколола именно вот в этих вопросах, потому что сложно устраивать семейные приемы в консультациях, очень сложно в большой консультации организовать правильную логистику.
Партнерские роды: нельзя, но если очень хочется, то…
Наш роддом был первым, кто запретил партнерские роды во время эпидемии COVID-19, и очень долго мы держали марку запрета партнерских родов. Потом, когда мы смогли понять логистику, мы разрешили партнерские роды с двумя условиями: партнер заходит с ПЦР или флюорографией, или рентгеном легких, он зашел в роддом — и он даже за сигаретами на улицу уже не выходит. Теперь у нас партнер находится на родах обследованный, и после родов два часа он рядом с ребенком и мамой, потом уходит и приходит уже на выписку.
«Как видно? Прием!»
УРОКИ КОРОНАВИРУСА
Самое большое наше достижение — это дистанционные партнерские роды, когда ставится мобильный телефон, включается вайбер, WhatsApp, и вся семья по ту сторону экрана следит за родами, за мамой и за ребенком. Прекрасная идея, прекрасная…
О доулах отдельный разговор
Украинская Ассоциация ФПБ и Юлия Шушайло в последнее время позволяют себе делать выпады в сторону врачей, обвиняя их в незнании английского, современных стандартов, в насилии… А на самом деле это не противостояние, это забирание определенной клиентуры на себя. И несколько эфиров, которые в последнее время были, позволяют говорить о том, что движение доул на сегодняшний день — это не столько идейное движение, сколько способ зарабатывания денег вот в такой грязной борьбе. Хотя я к доулам относился и отношусь очень хорошо.

COVID-19 на самом деле заставил нас решить очень много организационных вопросов, о которых мы раньше не думали. Но роды не прекратились, а мы смогли создать для пациентов более подходящие условия.
«У нас безопасные роды» — это просто маркетинг
Мы так старались, что некоторые государственные учреждения начали перебивать частные клиники. Не только наш родильный дом, но и другие родильные дома начали (по крайней мере в Киеве) конкурировать с частными клиниками по двум пунктам: комфорт пациента и понимание безопасности.

Частные родильные дома всегда говорили о том, что у них безопасно, а в государственных непонятно, на кого вы попадете, опасно. Но не могут роды быть безопасными. Вот не могут роды быть безопасными! Безопасным в современном мире не может быть вообще ничего в акушерстве, потому что есть коронавирус, а есть постковидный синдром, который отражается не столько на самом течении болезни во время беременности, сколько на том, что будет через две недели, когда женщина еще вынашивает и рожает. И ведь мы боремся с естественным отбором! Безопасность и борьба с естественным отбором — это взаимоисключающие вещи, поэтому безопасные роды — это маркетинговый ход, который не соответствует действительности.

И вот в плане снижения рисков государственные учреждения стали конкурировать с частными родильными домами.
УРОКИ КОРОНАВИРУСА