«Я никогда не примирюсь с хамством и стяжательством в медицине». Разговор НВ Life с акушером-гинекологом Сергеем Бакшеевым об отношениях «врач-пациент»
СЕРГЕЙ БАКШЕЕВ
Известный украинский врач, акушер-гинеколог, репродуктолог, заведующий женской консультацией КГРД 3, основатель клиники Кабинет доктора Бакшеева и Ко в Вишневом, к.м.н., врач высшей категории
Есть такая пословица: «Старую собаку новым трюкам не научишь». Две позиции, которые срывают мне крышу, и я не могу себя сдержать: хамство по отношению к пациентам (мы говорим о регистратуре, о санитарках, медсестрах, уставших во время пандемии — здесь человеческий фактор играет роль) и стяжательство.
Лекарств от хамства ­— побольше и побыстрее!
В частных клиниках очень просто: два раза нахамил — ты вылетел с работы, все. Но от хамства в государственных лечебных учреждениях невозможно избавиться. Я не люблю слово «совок», с одной стороны, а с другой стороны — все-таки это традиция Советского Союза: «Что вы там открыли двери в туалет? Закройте, пожалуйста!», «Женщина, снимите пальто!» Хамство, крики на весь коридор.

Почему нельзя с этим бороться в государственном учреждении? Потому что существует Трудовой кодекс, по которому уволить человека за хамство невозможно. И есть понимание того, что на сегодняшний день, сколько бы нам ни рассказывали о росте зарплаты врачей и медицинского персонала, удержать медицинский персонал практически нереально.

Медицинский персонал, особенно средний и младший, работает на энтузиазме и на том, что они получают темным кэшем со стороны врачей, которые так же зарабатывают деньги.

Вот на этом держится вся система, поэтому реформа, безусловно, происходит, но если мы хотим иметь медицинскую систему с человеческим лицом, то начинать бороться нужно с того, что люди будут держаться за свое место. А это только зарплата. И мы будем убирать хамов из лечебных учреждений. Вот как бы я ни устал, как бы мне ни хотелось сказать «не звоните мне больше», я должен ради того, что я заработаю завтра, сказать: «Милая, вы можете мне перезвонить через полчаса?» Мы с хамством в женской консультации боремся на протяжении четырех лет. Это отдельная стратегия доброжелательности (и врачей, и акушерок, и медицинских сестер).
Сколько я вам должен?
Стяжательство — это вымогательство. Когда ты говоришь: «Пока вы мне 200 гривен не заплатите, мы с вами в кабинет УЗИ не пойдем». Или: «Вы знаете, у нас не работает ультразвуковой кабинет, у нас УЗИ не того уровня, давайте мы с вами подойдем на УЗИ в соседний кабинет, но надо 200 гривен сдать». Вот я этих вещей не понимаю, я с этим борюсь.

И если мы говорим о стяжательстве, о вымогательстве, то вопросы борьбы решаются достаточно просто: открывается кабинет УЗИ для всех. Не ставятся никакие препятствия для того, чтобы врач мог спокойно с пациентом посмотреть на УЗИ. Выставляется определенная планка профессионального уровня, если вы хотите смотреть на УЗИ как врач, хотите научиться — пожалуйста, мы вас научим, вы будете иметь доступ. Есть английский Фонд медицины плода. Вы там прослушаете лекции, ответите на тесты, потом три своих снимка отошлете. Если английский Фонд медицины плода эти снимки утвердил, у вас есть сертификат ID FMF. Это вполне реально осуществить. Женская консультация третьего роддома — единственное на сегодня в Украине государственное лечебное учреждение, где уже девять врачей сертифицированы FMF. И когда врач после такой сертификации смотрит пациентку на УЗИ, он уже смотрит ее правильно. Пациентка выходит, поблагодарила врача — это уже не вымогательство.

Ведь мы же понимаем, что наша система здравоохранения не европейская по отношению к медицинскому персоналу. Ведь это не секрет, что пациенты кормят семьи врачей, медсестер, акушерок, санитарок и регистраторов. Мы же это понимаем. Если бы мы хотели это поменять на корню, наверное, система организовывалась бы по-другому, но не мне вмешиваться в стратегию организации системы здоровья в Украине.

Со стяжательством и вымогательством справляться намного проще, для этого должны быть прозрачные взаимоотношения между врачами и администрацией, когда администрация не требует что-то с врачей. Не требует занести деньги, чтобы зайти в кабинет УЗИ. Это первое.

И второе — это создание для врачей условий, при которых они могут оказывать сервис. Пациенты ведь не всегда платят за качество лечения, они платят за разговоры, за стены, за комфорт, за прием.
УРОКИ КОРОНАВИРУСА
С хамством бороться нужно только кардинально жесткими мерами увольнений, наказаний и воспитания параллельно с этим. Но воспитывать человека можно тогда, когда он понимает, за что он работает. Хамство, пренебрежение, внутрибольничные разборки — вот все, что бы у нас ни происходило, отражается на пациентах. И поэтому грубое «не ходите к нам» — это не просто состояние врача, это состояние и отражение той системы, в которой он работает.
УРОКИ КОРОНАВИРУСА