Стяжательство — это вымогательство. Когда ты говоришь: «Пока вы мне 200 гривен не заплатите, мы с вами в кабинет УЗИ не пойдем». Или: «Вы знаете, у нас не работает ультразвуковой кабинет, у нас УЗИ не того уровня, давайте мы с вами подойдем на УЗИ в соседний кабинет, но надо 200 гривен сдать». Вот я этих вещей не понимаю, я с этим борюсь.
И если мы говорим о стяжательстве, о вымогательстве, то вопросы борьбы решаются достаточно просто: открывается кабинет УЗИ для всех. Не ставятся никакие препятствия для того, чтобы врач мог спокойно с пациентом посмотреть на УЗИ. Выставляется определенная планка профессионального уровня, если вы хотите смотреть на УЗИ как врач, хотите научиться — пожалуйста, мы вас научим, вы будете иметь доступ. Есть английский Фонд медицины плода. Вы там прослушаете лекции, ответите на тесты, потом три своих снимка отошлете. Если английский Фонд медицины плода эти снимки утвердил, у вас есть сертификат ID FMF. Это вполне реально осуществить. Женская консультация третьего роддома — единственное на сегодня в Украине государственное лечебное учреждение, где уже девять врачей сертифицированы FMF. И когда врач после такой сертификации смотрит пациентку на УЗИ, он уже смотрит ее правильно. Пациентка выходит, поблагодарила врача — это уже не вымогательство.
Ведь мы же понимаем, что наша система здравоохранения не европейская по отношению к медицинскому персоналу. Ведь это не секрет, что пациенты кормят семьи врачей, медсестер, акушерок, санитарок и регистраторов. Мы же это понимаем. Если бы мы хотели это поменять на корню, наверное, система организовывалась бы по-другому, но не мне вмешиваться в стратегию организации системы здоровья в Украине.
Со стяжательством и вымогательством справляться намного проще, для этого должны быть прозрачные взаимоотношения между врачами и администрацией, когда администрация не требует что-то с врачей. Не требует занести деньги, чтобы зайти в кабинет УЗИ. Это первое.
И второе — это создание для врачей условий, при которых они могут оказывать сервис. Пациенты ведь не всегда платят за качество лечения, они платят за разговоры, за стены, за комфорт, за прием.