Kyiv Food and Wine Festival. Шесть экспертов рассказывают, как это — работать с украинским вином

28 августа 2020, 14:23

В преддверие очередного Kyiv Food and Wine Festival, который состоится 29−30 августа в Киеве, представители ресторанной и барной индустрии, которые ежедневно занимаются продажей украинских вин и влияют на предпочтения потребителей, рассказали о том, почему выбрали украинское вино.

Как произошло знакомство с украинскими винами, чем они удивляют и как воспринимаются в Украине, что изменилось за последние несколько лет и чего им не хватает для большей популярности? Рассказывают специалисты.

Видео дня

Евгения Николайчук

Винный эксперт, преподаватель WSET, совладелица сети Like a Local’s Wine Bar

Евгения Николайчук считает, что виноделам нужно объединиться и вместе продвигать бренд украинского вина (Фото: Facebook Евгении Николайчук)
Евгения Николайчук считает, что виноделам нужно объединиться и вместе продвигать бренд украинского вина / Фото: Facebook Евгении Николайчук

Мой интерес к украинскому вину проснулся после поездки в Крым в 2011 году и знакомства с Игорем Самсоновым, собственником винодельни Эссе. К сожалению, связь с Крымом сегодня оборвана, а вот миссия продвигать локальное виноделие — жива как никогда.

Об украинском вине я пишу, рассказываю и продаю в рамках проекта Like a Local’s wine bar. Это такой себе challenge accepted, иногда борьба с ветряными мельницами, но есть ощущение, что все не зря. Для бара мы ищем самые интересные и достойные вина, которые только можем найти у отечественных производителей. В идеале — это вина, которые невозможно или сложно найти в рознице. Любим вина из нетрадиционных винодельческих регионов или вина от маленьких семейных виноделен.

За последние годы качество украинского вина значительно выросло (Фото: Facebook Kyiv Food and Wine Festival)
За последние годы качество украинского вина значительно выросло / Фото: Facebook Kyiv Food and Wine Festival

Отношение потребителя к украинским винам сильно изменилось. Мы видим меньше скепсиса и больше живого интереса. Видим, что сегодня, при равной цене с импортом, все чаще (хотя далеко не всегда) выбирают Украину. Видим большой спрос на дегустации локальных вин и посещение виноделен.

Я считаю, что виноделам нужно объединяться и работать над общей задачей — продвижением зонтичного бренда Wine of Ukraine, создавать больше поводов для сторителлинга и лоббировать интересы виноделов на уровне государства.

Олег Кравченко

Совладелец WIN Bar, член Ассоциации сомелье Украины

Олег Кравченко считает, что украинскому вину необходима поддержка государства (Фото: Inveria Flow Space)
Олег Кравченко считает, что украинскому вину необходима поддержка государства / Фото: Inveria Flow Space

Мое первое знакомство с украинским вином состоялось в 2008 году — тогда в ресторан, в котором я работал, принесли на пробу вина украинского бренда Колонист. Мне очень понравились Сухолиманское, Одесский Черный и Каберне Совиньон. Собственно, Колонист был для меня первооткрывателем в мире украинских вин. С тех пор я всегда включаю украинские вина в винную карту — и Shabo, и Beykush, и вина винодельческого хозяйства князя Трубецкого, и другие бренды — выбрать сейчас есть из чего. Когда появляются новые интересные вина, у меня есть возможность пробовать их чуть ли не первым, и я всегда с радостью беру лучшие позиции в карту и знакомлю с ними своих гостей. Мы постоянно проводим эногастрономические вечера, дегустации с виноделами, слепые дегустации и т. д.

Благодаря различным конкурсам и фестивалям, которых, к сожалению, пока не так много, украинский потребитель знакомится с отечественными винами. У инсайдеров индустрии также есть возможность хорошо ориентироваться в том, что происходит в украинском виноделии. Значительную роль в этом процессе играет, к примеру, Kyiv Food and Wine Festival, собирающий больше всего украинских виноделов. Это — отличный способ не только узнать больше о крупных производителях, но и познакомиться с продуктами крафтовых виноделен, а заодно и с самими виноделами.

Странно, но во многих заведениях страны до сих вообще пор не признают украинское вино (Фото: Facebook Kyiv Food and Wine Festival)
Странно, но во многих заведениях страны до сих вообще пор не признают украинское вино / Фото: Facebook Kyiv Food and Wine Festival

Качество и разнообразие украинских вин растет. Нам очень нужна государственная программа по развитию и продвижению украинских вин — например, как в Молдове, где есть Национальное бюро винограда и вина, которое поддерживается государством и взносами виноделов — таким образом их усилия объединяются, и бренд Wine of Moldova представлен как на внутреннем, так и на международном рынке.

Таня Олевска

Амбассадор ресторана киевской кухни Глек, создательница и владелица агентства винных путешествий Friends Wine Travel

Таня Олевска совместила любовь к вину и путешествиям в проекте Friends Wine Travel (Фото: Facebook Тани Олевской)
Таня Олевска совместила любовь к вину и путешествиям в проекте Friends Wine Travel / Фото: Facebook Тани Олевской

Первое знакомство с новой волной украинского виноделия для меня началось с бренда Колонист в 2007 году, запомнилось — отличное украинское вино. Потом был долгий перерыв в 10 лет, до того момента, когда я попала на Kyiv Food and Wine Festival. С тех пор я регулярно посещаю этот фестиваль и подобные мероприятия, дегустирую, слежу за развитием винной сферы.

Винная карта ресторана Глек, амбассадром которого я являюсь, на 30% состоит из украинских вин. Мы постоянно общаемся с отечественными производителями, проводим дегустации. Сотрудничаем с такими производителями, как Shabo, Колонист, Chateau Chizay, Beykush Winery, Biologist, Винхол Оксамитне (бренд Villa Tinta). Собственники заведения Майя и Александр Степовые уже более 10 лет занимаются популяризацией украинских вин. Для нашей винной карты мы отбираем интересные позиции из разных уголков нашей страны — вина из таких локальных сортов, как Тельти-Курук, Одесский Черный, а также вина с именем, например, Саперави от Сергея Стаховского и Розе от Олега Скрипки. Мы будем постоянно обновлять карту, вводить новые позиции. Наша задача — познакомить и влюбить гостей в украинские вина.

Украинские вина удивляют. Есть гости, которые готовы пробовать, экспериментировать, а есть консерваторы. За последние 4−5 лет отношение потребителя к украинским винам трансформировалось от негативного, через настороженное, до признания. И это заслуга наших виноделов, в том числе — малых виноделен, так называемых «гаражников».

Винный туризм играет огромную роль, так как на винодельне получаешь впечатления, умноженные на три. Видишь кропотливый труд винодела, помещение, оборудование, узнаешь о его радостях и болях, и понимаешь, что за каждой бутылкой — история. Удовольствие от выпитого на винодельне вина бесценно! Страсть моей жизни — путешествия, поэтому я создала туристическое агентство Friends Wine Travel.

Во многих городах до сих пор есть заведения, где принципиально не продают украинские вина. Вы себе можете представить французский ресторан без французского вина? Это нонсенс!

Сергей Климов

Создатель и организатор Kyiv Food and Wine Festival, совладелец сети Like a Local’s Wine Bar

Сергей Климов говорит, что украиским производителям нужно изучать новые технологии, а также маркетинг (Фото: Facebook Сергея Климова)
Сергей Климов говорит, что украиским производителям нужно изучать новые технологии, а также маркетинг / Фото: Facebook Сергея Климова

Осознанное знакомство с украинским вином, которое изменило мою жизнь, произошло в 2014 году, на дне рождения подруги. Тогда я понял, что произошел какой-то качественный скачок, и начал более внимательно присматриваться к украинскому виноделию. В результате появился Kyiv Food and Wine Festival, фестиваль, собирающий самое большое количество украинских виноделов.

Украинское вино сейчас постоянно вокруг меня в Like a Local’s. Мы стараемся находить и отбирать лучшее, что есть в украинском вине. Выбираем вина, которые разные по стилю, разные по сортам, в том числе есть ряд местных сортов и автохтонов, с которыми наши виноделы учатся работать с каждым годом все лучше.

На фестивале можно будет попробовать вина от множества крафтовых украинских производителей (Фото: Facebook Kyiv Food and Wine Festival)
На фестивале можно будет попробовать вина от множества крафтовых украинских производителей / Фото: Facebook Kyiv Food and Wine Festival

С каждым годом качество украинского вина растет, у него появляются свои фанаты, которые ходят именно на определенные вина. Подтверждение этому — «охота» наших ритейлеров за некоторыми винодельнями, чтобы продавать их эксклюзивно только через свою сеть. Я думаю, это хороший знак для всего украинского виноделия, спрос на качественное местное вино будет только расти. Украина пока не готова в количественном показателе соревноваться со всем миром, но есть звезды, вина которых в слепых дегустациях кладут на лопатки мастодонтов Италию и Францию. Много раз проверяли.

Если бы у наших виноделов было больше знаний в маркетинге, а также — больше времени и возможности заниматься продвижением, то так называемые «натуральные вина» из Украины уже были бы на слуху в мировых винных кругах, ведь дедовские методы производства — это именно то, за что украинское вино не любил потребитель, и, тем не менее, сегодня это мировой тренд.

По словам экспертов, люди начали чаще
По словам экспертов, люди начали чаще "давать шанс" украинским винным производителям / Фото: Facebook Kyiv Food and Wine Festival

Нашим виноделам однозначно нужно многому учиться, и в первую очередь — технологиям производства. Хороший продукт всегда сам себя продает. Но и маркетинг с рекламной никто не отменял. Это новая реальность в 21 веке. Многие годами продают вино по 100 -150 грн и боятся поднять цену, при этом делая достойное вино. А кто-то с первого же релиза продает свои вина по 300, 500, 700 грн, и делает это весьма успешно. Разница лишь в маркетинговом подходе и позиционировании.

Перспектив у нашего вина много как внутри страны так и за рубежом. Если 5 лет назад об экспорте за границу говорили лишь единицы, и то львиная доля этого экспорта приходилась на страны СНГ, то сегодня все кардинально изменилось. Экспорт в Китай, США, Британию стал уже нормой для некоторых виноделен. Shabo, к примеру, открыли уже 3 магазина в Китае. Спрос на наше вино растет и это хороший показатель. Чем раньше наши виноделы поймут, что винный мир не заканчивается на паре городов Украины, тем больше шансов у украинского вина завоевать сердца потребителей в за рубежом.

Я стараюсь как можно больше ездить по украинским винодельням и винным регионам. Недавно с друзьями побывали на виноградниках Chateau Chizay, и там я заново открыл для себя их выдержанный Фурминт, наверное, сейчас это мой фаворит среди украинских вин. Люблю пить Тельти-Курук, причем сейчас его уже представляют две компании: Shabo и Бейкуш, у них он недавно появился, очень советую продегустировать это достойное вино. Из красных очень неплохо заходит Одесский черный от Villa Tinta. Все эти вина вы сможете продегустировать на ближайшем Kyiv Food and Wine Festival. Приходите, будет круто.

Иван Перчеклий

Сомелье киевского ресторана Прага, вице-президент Ассоциации сомелье Украины

Иван Перчеклий познакомился с качественным украинским вином в 2008 году (Фото: Facebook Ивана Перчеклия)
Иван Перчеклий познакомился с качественным украинским вином в 2008 году / Фото: Facebook Ивана Перчеклия

Близкое знакомство с качественным украинским вином у меня произошло в 2008 году, тогда на рынок выводил свои вина Роберт Гулиев. За время работы в ресторанах я продавал много украинских вин. Самыми продаваемыми считаю вина Колонист. Мне нравится их качество, позиционирование на рынке и узнаваемость среди гостей ресторана.

В винной карте Праги украинские вина представлены с 2012 года, хотя в структуре продаж они занимают не более пары процентов. Особого повышения спроса на украинские вина среди наших клиентов мы пока не наблюдаем. Что нужно сделать, чтобы спрос был?

Необходимо продвижение украинского вина и создание узнаваемого бренда. Я считаю, что это в первую очередь зона ответственности государства. Я как сомелье ищу, дегустирую и представляю наши вина потребителю. Но важно делать это более глобально, на государственном уровне. Первоочередной задачей считаю создание организации, которая занималась бы продвижением украинских вин не только на внутреннем, но и на внешнем рынках, и, конечно же создание и продвижение винного туризма.

Специалист-сомелье, который работает в Украине, обязан разбираться в местных винах. В последнее время я активно их дегустирую. Игристое предпочитаю от винодельческого хозяйства Князя Трубецкого, среди белых мне импонирует Сухолиманский и Иршаи Оливер от Villa Tinta и выдержанный Шардоне от Beykush Winery. Сейчас активно дегустирую локальный сорт Одесский черный от разных производителей, по моему мнению за ним будущее. Из международных сортов рекомендую попробовать топовые линейки от Shabo и Колонист. Если хотите удивить друзей, обратите внимание на вина от крафтовой винодельни Don Alejandro.

Евгений Зиневич

Сомелье винного бара Vinsanto, создатель проекта TravelSomm, член АСУ

Евгений Зиневич хочет, чтобы отменили требование клеить уродливые акцизные марки на вино (Фото: Facebook Евгения Зиневича)
Евгений Зиневич хочет, чтобы отменили требование клеить уродливые акцизные марки на вино / Фото: Facebook Евгения Зиневича

Украинские вина я начал открывать для себя в 2007—2008 годах. Мониторил все, что производили в Украине, в том числе крафт (в те годы этого было совсем мало). Большую долю в те времена составляли вина Крыма. Но первая винодельня, на которую мне удалось попасть, это Вина Гулиевых. Впечатлило.

Сейчас в винной карте нашего бара представлены такие производители, как Beykush Winery, Don Alejandro, Колонист, Стаховский, и этот список будет расти. Берем в основном выдержанные вина, постарше и подороже. Такими винами легче удивлять. В общей сложности на данный момент в винной карте Vinsanto — 15 вин Украины.

Сложно ли работать с украинскими винами, и как на них реагирует потребитель? Довольно часто первая реакция: нет. Только не Украина. Но в целом потребитель стал лояльнее, в первую очередь благодаря тому, что за последние несколько лет качество украинских вин сильно выросло. Со своей стороны, прилагаю все усилия, чтобы сформировать симпатию потребителя к нашим винам.

Украинские вина наконец-то экспортируются не только в страны СНГ (Фото: Facebook Kyiv Food and Wine Festival)
Украинские вина наконец-то экспортируются не только в страны СНГ / Фото: Facebook Kyiv Food and Wine Festival

Достаточно ли делается для продвижения украинских вин? Наверное, немало. Фестивали, винные гиды, конкурсы, изменения в законодательстве — все это работает в плюс. Тенденцию вижу позитивную. Мое личное желание, чтобы отменили эту уродливую акцизную марку, которую производители и импортеры вынуждены клеить на бутылки. Это уродливо. Ну и по-прежнему требуются усилия виноделов и сомелье. Короче, работать нужно!

Редактор: Лилия Витюк

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X