«Музыка не существует вне политики». Обозреватель Игорь Панасов — о победе в Евровидении и украинском музыкальном фронте во время войны

17 мая, 13:19
Игорь Панасов подвел итоги Евровидения 2022 (Фото:REUTERS/Yara Nardi)

Игорь Панасов подвел итоги Евровидения 2022 (Фото:REUTERS/Yara Nardi)

В субботу, 14 мая, Украина в третий раз выиграла Евровидение. Победу принесла группа Kalush Orchestra с песней Stefania. Музыкальный обозреватель Игорь Панасов подвел итог Евровидения и поговорил о музыкальных трендах во время войны.

Война России против Украины — главные события 3 июня

Музыкальный обозреватель и директор по развитию музыкальной премии YUNA Игорь Панасов подвел в интервью Радио НВ итоги Евровидения 2022, в котором Украина одержала такую важную победу, а также поговорил об изменениях в украинской музыке — настоящем музыкальном фронте, «открывшемся» после начала войны, которую Россия развязала против Украины.

Видео дня

Евровидение 2022: Как прошел гранд-финал

— Мы долгое время склонны были считать, что Евровидение — это конкурс для европейских домохозяек. Тем не менее Борис Джонсон поздравил Украину с победой в Евровидении.

— На мой взгляд, Евровидение уже давно превратилось из песенного в большое медийное событие. Я лично это почувствовал, когда в 2017 году конкурс проходил в Киеве. Я общался с западными европейскими журналистами, которые приехали сюда. Почувствовал атмосферу всего конкурса. И для меня стало понятно, что музыка — это лишь повод для того, чтобы встретиться очень большому количеству людей, которые потом еще большему числу людей будут рассказывать об этом в своих статьях, эфирах и так далее. Этот баланс для меня уже давно ясен.

К тому же Евровидение — это лучшая платформа, по которой можно сказать, что музыка не существует вне политики, социальной жизни, социальных событий. И понятно, что Борис Джонсон, человек, который помогает Украине в нашей войне, он тоже реагирует на это. И это не унизительно для Великобритании и британского премьер-министра реагировать на это. Это большое медийное событие, которое достаточно важно, а в ситуации, когда мы решаем вопросы жизни и смерти, она приобретает действительно новое значение.

REUTERS/Yara Nardi
Фото: REUTERS/Yara Nardi

— На кого из конкурсантов стоит обратить внимание, кроме Kalush Orchestra?

— Последние шесть-семь лет мне очень нравится тренд, который я чувствую в том, какой пул исполнителей приезжает на конкурс из разных стран. Средний уровень исполнителей на Евровидении растет. Все больше артистов и продюсеров, работающих над песнями, учитывают, что происходит в музыкальной прогрессивной индустрии, поп-индустрии прежде всего. И это находит отражение и в песнях, и в номерах.

Что касается конкретных исполнителей, то на мой взгляд интересные были песни нидерландки, певицы из Греции, парня из Польши, певицы из Литвы. Но я даже скажу, что голозадое выступление певицы из Испании было очень профессиональным. Хореограф, ставивший номер этой девушке, работал с Бритни Спирс и Джей Ло, например. Если такие люди присоединяются к созданию номеров, то можно сказать, что Евровидение — не совсем проходное событие низового уровня.

Представитель Польши Ochman (Фото: REUTERS/Yara Nardi)
Представитель Польши Ochman / Фото: REUTERS/Yara Nardi

Относительно британского исполнителя, действительно, в этом году это большой сюрприз, что с британских островов приехал наконец нормальный певец, еще и с мощным образом и мощным месседжем в песне. В ней важный социальный текст для всех жителей Земли. И я думаю, что британцы в этом году решили привлечь больше внимания к этому конкурсу, и это реализовалось в их второе место. Это такой мощный олдскул. Это не музыка и не номер, который гонится за современными трендами.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Еще мне очень понравилось артистичное исполнение певицы из Швеции. Поэтому я не был удивлен ее высоким местом. Германия и Франция показали интересные номера. Но их в этом году не оценили — Германия заняла самое низкое место.

Представитель Великобритании Сэм Райдер (Фото: REUTERS/Yara Nardi)
Представитель Великобритании Сэм Райдер / Фото: REUTERS/Yara Nardi

— А сколько политики в победе Калуша? Мы же понимаем, что часть иностранных граждан голосовала именно потому, что поддерживают Украину. Но ведь их выступление тоже было на уровне.

— Абсолютно. Еще в феврале, когда прошел нацотбор, до того, как разгорелся скандал, я говорил, что песня Алины Паш великолепна больше для внутреннего пользования, а песня и номер Kalush больше подходят для презентации Украины во вне. И потому я был за то, чтобы именно Kalush ехал на Евровидение. И именно так и вышло.

Действительно, я не могу сказать, что номер Stefania был на голову выше других. Нет, были интересные номера. Но это точно был один из топовых номеров, и в целом жюри поставило Украину на четвертое место — это неплохое место согласно профессиональной оценке (мы сейчас не принимаем ко вниманию какие-либо факторы, которые подразумевали жюри: околомузыкальные и социально-политические). Это действительно было хорошее выступление. Если бы не война в Украине, я думаю, что Kalush бы точно занял места с третьего по пятое. Конечно, такой большой разрыв в голосовании зрителей был прогнозируемым. Это было ясно. Кого же еще сейчас поддерживать, как не Украину?

— Можно ли выделить тренды в украинском музыкальном творчестве во время этой войны?

— Конечно, такие великие события, как война, вызывают новую волну творчества у художников разных жанров и фольклорного творчества. Я могу только здесь сказать, что удивительные в классном понимании вещи происходят. Все настолько очистилось в украинском шоу-бизнесе, что даже Макс Барских запел на украинском языке.

С другой стороны мы уже начинаем привыкать, что Pink Floyd делает общую песню с Андреем Хлывнюком, а Эд Ширан — с Антителами. И эти песни не просто появляются и где-то там исчезают. А они заходят на первые строчки мировых хит-парадов. Это, наверное, тренд.

Еще один тренд — фразы, ставшие крылатыми. Лучший пример песня Доброго вечора, ми з України. Это работа диджея Probass, замиксировавшего фразу, которую один из участников группы ДахаБраха Марко Галаневич сказал в интервью канадскому радио (если я ничего не путаю), и сделал из этого хит. Он выпустил ее еще в ноябре прошлого года, а когда началась большая война у нас, эта песня обрела совсем другой смысл. И Катя Павленко (GO_A), представляя Украину и балы от Украины на Евровидении, начала свою речь со слов: Доброго вечора, ми з України. Это действительно работает уже как мэм, понятный во всем мире.

Сами тренды можно будет подчеркнуть несколько позже, когда это обретет какие-то формы. Jerry Heil например выпустила песню Геть з України, москаль нєкрасівий. Очень классную повстанческую песню Журавлі записали Ivan Navi с Мариной Круть. Alina Pash сделала более молодую версию песню Україно, которую мы все знаем в исполнении Тараса Петриненко.

Очень много появилось песен с обсценной лексикой, а сейчас мы живем в то время когда это воспринимается проще. Это отражает очень мощные эмоции, которые испытываем и мы, и артисты, которые тоже резонируют с происходящим. Действительно обсценной лексики в песнях стало больше, но думаю, что это не революция, а эмоциональная вспышка, которая проявляет себя. Потом все вернется к более понятной нам конъюнктуре, если можно так сказать. Этого будет меньше, потому что после победы мы будем заниматься больше созиданием, а не разрушением.

— Для многих песня Один в каное У мене немає дому, стала печальным отражением этой войны.

— Да, это нормально, когда большие, мощные и трогательные события находят в песнях, написанных до этого, какие-то новые смыслы. Вспомним 2014 год, когда некоторые песни Океана Ельзи приобрели совершенно новые значения. Я имею в виду песню Стіна, которая была о личных отношениях, но для многих она стала песней, которая показывает важность общения между близкими людьми.

У мене немає дому — это очень мощная песня, которая, к счастью, обратила на себя внимание еще до войны, а сейчас ее слушают миллионы украинцев, которые вынуждены или переехать, или остались без дома. Они слушают ее и испытывают совершенно новые эмоции. И прошлогодний хит Kalush Додому, песня, которая стала популярна благодаря тому архетипу переживания дома, важности этого места для каждого украинца, тоже сегодня по-другому звучит. Потому что теперь совсем другие обстоятельства и новые переживания.

Напомним, группа Kalush Orchestra принесла Украине третью победу в международном песенном конкурсе Евровидение. Украинская группа получила 192 балла от жюри и самый высокий балл от зрителей — 439 (всего 631). Второе место заняла Великобритания (466 голосов), третье — Испания (459 голосов).

В конце своего выступления Kalush Orchestra призвали мир немедленно спасти украинский Мариуполь и находящихся в окружении на Азовстали военных. Со сцены Евровидения Украину поддержали представители Исландии и Германии, призвав к миру в Украине. Получая награду лидер группы Олег Псюк со сцены Евровидения поблагодарил всех, кто поддерживает Украину.

На следующий день после Евровидения 2022 Kalush Orchestra представили клип на песню Stefania, снятый в разрушенных российскими оккупантами Ирпене, Буче и Гостомеле. Менее чем через сутки после премьеры клип набрал почти 6 млн просмотров и попал в тренды YouTube.

Сразу же после гранд-финала в Сети разразился скандал из-за того, что украинское жюри поставило ноль баллов представителю Польши певцу Ochman. Члены украинского жюри извинились и пожаловались на хейт в Сети. Ситуацию прокомментировал посол Украины в Польше Андрей Дещица и министр культуры и информационной политики Александр Ткаченко.

https://www.youtube.com/watch?v=ppmrH2T41lI&feature=emb_title
Показать ещё новости
Радіо НВ
X