Золотая формула. Как правильно говорить об ошибках других

21 января 2020, 20:43
Цей матеріал також доступний українською

В любом сотрудничестве и партнерстве важно проговаривать как плюсы, так и минусы

Наша первая обратная связь приходит к нам в детстве, когда мы получаем оценки в школе. По ним мы понимаем, насколько хороши в том или ином предмете: 3 — «плохо, нужно работать и стараться больше», 4 — «молодец, но можно еще лучше», 5 — «наконец-то оценили все мои старания!».

Видео дня

Подрастая, мы продолжаем получать обратную связь от внешнего мира: от коллег, руководителей, подчиненных и родственников. Только теперь никто не ставит оценки, по которым можно определить, насколько мы хороши и талантливы.

Поделюсь своим опытом работы с обратной связью, который помогает принимать и свои, и чужие ошибки, не задевая ничьих чувств.

Прежде всего стоит принять важный факт: объективной обратной связи не существует. Если вы живой человек, а не робот, то у вас всегда есть свое видение, мнение и чувство прекрасного. Даже если вы руководитель, научитесь принимать обратную связь в свой адрес с вниманием и благодарностью.

Молчание — знак несогласия. В любом сотрудничестве и партнерстве важно не молчать и проговаривать как плюсы, так и минусы. Если что-то понравилось — похвалите, не понравилось — скажите. Обычно большинство конфликтов и несоответствий ожиданий и реальности происходит на фоне недомолвок. Вы можете промолчать, наивно полагая что подчиненный, коллега или партнер все сам поймет. Но они вряд ли обладают телепатическими способностями.

Объективной обратной связи не существует

Считается, что все мечтают о позитивной обратной связи. Но, например, для меня всегда важнее негативная обратная связь. И это нормально, если человек серьезно относится к своей работе и задает вопрос: «Что и как можно улучшить?».

Негативная обратная связь — настоящий источник вдохновения, знаний и точек роста. Ведь вы потратили время и энергию, чтобы ее подготовить. Только не путайте пустую критику в стиле «все плохо, мне не нравится, переделывай» и обратную связь. Укажите, что конкретно можно и нужно исправить. Подготовьте примеры, которые проиллюстрируют, что в вашем понимании «хорошо».

Чтобы в будущем проверить выполнение задачи, необходимо в самом начале поставить четкое ТЗ и описать те результаты, которые хотите получить. Только так вы сможете проверить, насколько реализованы ваши требования, и соответствие им будет объективным критерием успеха или провала.

Давайте обратную связь лично, а не через друзей, знакомых и коллег. Также не стоит для этого использовать общие чаты или собрания. Это может абсолютно демотивировать сотрудника, заставить его почувствовать себя неудачником. Многим людям очень сложно говорить о своих факапах, просить помощи или совета, когда в комнате находится больше двух человек.

После того, как вы предоставили обратную связь, спросите, все ли понятно и остались ли еще вопросы. Для меня порой плохой сигнал, если человек молчит, а в его глазах я читаю пустоту и полное непонимание. Задавать вопросы — не стыдно. Спрашивайте и слушайте собеседника, интересуйтесь его мнением о том, как можно улучшить результаты задачи, проекта или переговоров. Каждому человеку важно чувствовать свою значимость, даже если он допустил ошибку.

Не ограничивайтесь обсуждением того, что нужно поменять или исправить. Обязательно скажите и о том, что получилось хорошо и что стоит оставить. Есть золотая формула: две-три похвалы на одно негативное замечание.

И самое главное правило: нужно понимать, насколько человек готов услышать вашу обратную связь. Истина «не давай совета раньше, чем тебя о нем спросят» стара, как мир. Непрошенная, даже самая лояльная и мягкая, обратная связь может обидеть.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

poster
Подписаться на ежедневную email-рассылку
материалов раздела Life
Оставайтесь в курсе событий из жизни звезд,
новых рецептов, красоты и моды
Каждую среду
Показать ещё новости
Радіо НВ
X