Женщина ни в чем не виновата. Пора нам кое-что признать  

10 апреля 2019, 08:43

Гордон Рамзи заявлял, что "женщина готовить не сможет даже под угрозой смерти" — теперь кухней его главного ресторана в Лондоне руководит женщина по имени Клэр Смит

Наверное, имело бы смысл написать этот текст где-то в начале весны, когда приближался день солидарности женщин в борьбе за равные права и эмансипацию. 

Написать от имени мужчины, мужа, отца пяти дочерей и начальника сотен женщин. Написать о феминитивах, а не о нюансах грамматики и суффиксов. Написать, чтобы признать настоящее и отдать должное, где-то в глубине души попрощавшись с патриархальными стереотипами и переданным по наследству предубеждением.

Видео дня

Kirche, kinder, küche. Это устойчивое выражение на немецком языке в переводе звучит как "дети, кухня, церковь" и очень емко отображает социальную и психологическую составляющую восприятия женщины в мире мужчин. Эта составляющая может меняться (опять же, мужчинами) в зависимости от тех или иных событий в мире. 

Женщин зазывали в публичное пространство, клеймя патриархальные постулаты о хранительнице домашнего очага, именно тогда, когда экономика нуждалась в рабочих руках в годы ускоренной индустриализации. Но уже в 30-е, когда дело шло к войне, которая требовала много пушечного мяса, быстро запретили аборты и начали прославлять добродетели многодетных матерей.‎

Таких примеров с избытком в каждой стране. И если кто-то скажет, что это не о современной Украине, что это история и западная блажь, что мы женщин любим, вон сколько стихов мы им посвятили – я готов с этим поспорить. Стихи стихами, но они не решают проблемы никем не оплаченного домашнего труда женщин.‎

Так где же место женщины? На кухне? А что если это кухня ресторана? Неужели граница в отношении к женщине на кухне определяется непосредственно территориальным расположением кухни в тех или иных стенах?

Повар – это работа. Оплачиваемая и с графиком. Повариха – это тоже работа, но зачастую домашняя, без выходных и бесплатная. Повар звучит даже как-то солиднее. "Повариха" имеет оттенок пренебрежения, равно как и "докторша", "парикмахерша" и "кассирша". Ввиду нюансов русской грамматики словообразование может быть разным. То есть "студентка" есть, но "президентшей" ей не стать. 

Исторически некоторые феминитивы обозначают даже не женщину определенной профессии, а жену занятого этой профессией мужчины. "Профессорша" и "генеральша" – это все жены. "Чтобы стать генеральшей, нужно выйти замуж за лейтенанта и помотаться с ним по гарнизонам" – помните? 

По мнению Бетти Фридан, лидера американского феминизма, женщине слишком долго и тщательно внушали так называемую "загадку женственности". Внушали, что обладательницам истинной женственности не нужны карьера, высшее образование и политические права, а все, что от них требуется – это с раннего девичества посвятить себя поискам мужа и рождению детей.

Возможно, подобное внушение и есть одна из причин, по которой суффикс -ш-, отвечающий за образование феминитива, увы, не сделал чуда. Феминитив не стал ровней слову в мужском роде, а значит, и не распространился, и не закрепился в современном языке. А стала ли женщина ровней мужчине? Далеко ли ушла женщина-повар от поварихи? 

"Повариха" имеет оттенок пренебрежения, равно как и "докторша", "парикмахерша" и "кассирша"

Мир ресторанного бизнеса знает обладательниц трех звезд Мишлен, знает "лионских матерей", знает женщин телеповаров и женщин-авторов кулинарных книг. Но даже с учетом таких весомых аргументов, закулисье этого бизнеса в мужских руках. Гордон Рамзи заявлял, что "женщина готовить не сможет даже под угрозой смерти".

Теперь кухней его главного ресторана в Лондоне руководит женщина – Клэр Смит.

Еще одной его кухней в ресторане Verre в Дубаи до недавнего времени руководила Анджела Хартнетт. Сейчас она живет в Лондоне, руководит гостиничными ресторанами Connaught Grill Room и за это получила свою первую мишленовскую звезду.

Анн Софи Пик – внучка хозяина Maison Ріс в Ницце. Ее дед обладал тремя мишленовскими звездами. В 2007 году Анн Софи получила свою собственную третью мишленовскую звезду и стала единственной во Франции "трехзвездной" женщиной-шефом, а также вошла в двадцатку самых богатых шеф-поваров Франции.

Элен Дарроз – отличница бизнес-школы, в прошлом PR-менеджер Алана Дюкасса, наследница отеля и ресторана. Однажды решила стать поваром и спустя пару лет вернула мишленовскую звезду, потерянную отцом.

Елена Арзак – владелица и шеф ресторана Арзак в городе Сан-Себастьян. Она выросла в обстановке матриархата и училась готовить в ресторане у своих мамы и бабушки. Семейный ресторан был основан в 1897 году, и Елена начала работать там еще школьницей, чистя овощи и моя салаты. На звездной кухне Арзак шесть из девяти главных поваров — женщины.

Эйприл Блумфилд – одна из немногих женщин-поваров, обладающая мишленовской звездой на протяжении 10 лет.

Джоан Чанг – окончила Гарвард со степенью в области прикладной математики и экономики, заработала деньги на фондовых рынках и открыла пекарню. Соединила кулинарию с математикой, положила начало точным измерениям в приготовлении выпечки. Регулярно читает лекции в Гарварде и отлично готовит.

Николь Красински – в прошлом фотограф. В 2015 получила премию Джеймса Берда как лучший повар Западного мира.

Жизнь меняется, и правила ее тоже.

Еще Симона де Бовуар, гендерный философ, в своей работе Второй пол написала, что раньше мужчина побеждал и подчинял женщину ибо обладал более развитыми мышцами и развитыми легкими, что было необходимо для ловли мамонта. Но с появлением машинного производства (что уж говорить о современных технологиях!) это отличие нивелировалось, и шансы сравнялись.
И только женщина теперь решает, хочет ли она, чтобы решение за нее принимал мужчина.

P.S. Бовуар оспаривает цитату из British Medical Journal 1878 года, в котором член Британской медицинской ассоциации пишет: "Не вызывает сомнений, что мясо портится, если к нему прикасаются женщины, имеющие в это время менструацию". Эта статья также опровергает утверждение журнала British Medical Journal.

*"Женщина ни в чем не виновата" — Писарев Дмитрий Иванович, автор работы Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова, 1861 год.

Оригинал

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени

Больше блогов здесь

 

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X