Время нелепых историй. Опыт, который стоил мне $10 000

14 марта 2021, 11:50

Надолго в бизнес приходят те, кто идет к успеху постепенно

Я 15 лет занимаюсь предпринимательством. Эти 15 лет были наполнены разным опытом.

Мотивация начать бизнес всегда одна, и это не деньги. Это что-то, чего ты не можешь себе позволить и на что эти самые деньги нужны. Все как в детстве: ты хотел себе классные штаны, а родители говорили «нет денег». И тогда ты искал способ заработать на то, что тебе нужно. Так оно и начинается. А потом к этому добавляется какой-нибудь разговор с боссом, у которого работаешь в найме, и который любит хамить, а тебе не очень приятно все это слушать, что подливает масла в огонь твоих предпринимательских амбиций. Затем возникает вопрос: «А если вдруг компания, на которую я работаю, обанкротится? А если попаду под сокращение? А у меня уже семья и двое детей! Что делать?» Комбинация всех этих факторов и приводит к желанию заняться предпринимательством.

Видео дня

И сейчас, и 15 лет назад я очень сильно осторожничаю и считаю, что чаще это хорошо, чем плохо. Во всех своих предпринимательских проектах я не рискую, если не считать риск исключительно своими деньгами. Бывает ведь, что люди действуют по всеми любимой схеме «Кто не рискует, тот не пьет шампанского», и у них получается. Бывает, открыл человек кофейню, она взлетает, и он вслед за ней открывает еще 20 кофеен, вот только для этого продает машину и закладывает квартиру. Но ему все удается, так что теперь он спикер всех мотивационных курсов. А бывает и ровно наоборот.

Я никогда не хотел быть спящим инвестором

Поскольку я всегда работал только собственными деньгами, при этом каждый раз ввязываясь в новые для себя сферы, опыта в которых у меня было ноль, то и развитие проектов шло и идет поступательно. Но мне такой сценарий нравится. Ты открываешь сначала одну кофейню, когда она начинает окупать себя — открываешь вторую, а за ней третью. Единственное слабое место в этом сценарии — медленный рост. Ты открываешь за год не 20 кофеен, а всего три, и это не настолько заметно окружающим, чтобы назвать тебя успешным успехом или прорывным прорывом. При таком подходе к открытию следующего объекта переходишь только тогда, когда с работающими все хорошо. Не так важно, сколько у тебя локаций, важно, чтобы каждая приносила прибыль.

Как я и сказал, поступательный рост не приводит к головокружительному успеху. Но, как правило, надолго в бизнес приходят именно те, кто к успеху идет постепенно. Они остаются в бизнесе и через 10, и через 15 лет.

Часто те, кто быстро взлетает, очень быстро падают и вообще бросают предпринимательство или на время, или навсегда.

К любому росту бизнеса нужно быть готовым так же, как и к любым деньгам, которые у вас появляются.

Уверен, вы не слышали историй про людей, которые выиграли сумасшедшие суммы в лотерею и затем построили успешные бизнес-империи? Вот и я таких не знаю. Объяснение тут простое: эти люди просто не были готовы к таким большим деньгам. Соответственно, не зная на что их потратить, тратят их на несусветную чушь. Переезжают жить в дорогой отель, начинают летать по миру, пробуют вкус новой для них богатой жизни, а когда деньги заканчиваются, возвращаются назад в свою хрущевку и впадают в депрессию.

Вдобавок, если вы двигаетесь семимильными шагами и открываете локацию за локацией, потому что хочется много и сразу, то может настать тот неловкий момент, когда вы не сумеете всеми ими управлять. Вы умели управлять одной, двумя или тремя, но теперь их 20, и вы начинаете совершать ошибки, которые выливаются для вас в убытки.

Повторюсь, я всегда искал проекты на свой кошелек, а не наоборот, и именно поэтому головокружительный успех со мной не случался. Однако, смею сказать, что все проекты становились прибыльными.

Мультипроектность

Когда я открываю новый бизнес или новое направление в бизнесе, то, принимая решение, учитываю несколько факторов.

Во-первых, идея должна мне нравиться и драйвить меня. Я никогда не хотел быть спящим инвестором, мне всегда нужен был проект, в котором мне хотелось бы проводить время. Идея и сфера обязательно должны быть мне интересны.

Во-вторых, почему постоянно разные сферы? Все яйца в разные корзины. Есть такое понятие, как диверсификация, и оно для любого предпринимателя играет важную роль. Когда проект запущен и генерит прибыль, ты можешь делегировать его управление и заняться чем-то новым, либо расширять данный проект, либо запускать новый. Иными словами, диверсифицироваться можно как по бизнес-направлениям, уходя в новые сферы, так и по территориям, охватывая новые рынки.

Для чего это нужно? Для уменьшения рисков. Просто представьте, что ваш бизнес — это сеть мафов, которые что-то продают в Чернигове. И вот вдруг мэрия Чернигова принимает решение снести все мафы, согласно новой концепции благоустройства города. Вот вы и лишились своего бизнеса. Но если у вас есть аналогичный бизнес в другом городе (регионе), вы не останетесь без денег. Пострадаете, конечно, приятного мало, но устоите на ногах. Это называется территориальная диверсификация.

А форматная диверсификация предполагает расширение бизнеса в абсолютно разных сферах. К примеру, кофейный и производство мебели или продажа автозапчастей. В общем, диверсификация — это своего рода страховка.

Чем старше становишься, тем меньше времени на реализацию. Поэтому перед тем как ввязаться в новый проект, взвешиваешь все чуть ли не лабораторным методом. Число попыток бросить, если не получится, и начать все с начала гораздо меньше, чем 15 лет назад. Сейчас мне 45, а в 30 сил было значительно больше и ум был более гибким. Тогда любая нелепая идея казалась шедевральной, хоть подготовка и отнимала больше времени.

Незабываемое и, к сожалению, неповторимое ощущение при запуске первого бизнеса — увидеть то, как твои мысли превратились во что-то физически ощутимое. И люди приходят в место, которое ты придумал и создал, и тратят в этом месте свои деньги. Во всех последующих проектах эти эмоции становятся все слабее и слабее, уже приходится искать какой-то другой драйв. И с каждым разом находить его все сложнее.

Я точно знаю, что горю проектом 6−12 месяцев — это именно то время, за которое мне нужно раскачать проект, чтобы дальше он мог существовать с минимальным моим участием. Если не горю проектом на старте — не стану в него ввязываться.

Время нелепых историй!

Однажды я решил открыть ресторан в Одессе. Я тогда жил на два города — Киев и Одессу. Два дня в неделю я стабильно проводил в Одессе, остальное время вел шоу на телевидении и радио в Киеве.

И вот в один из визитов в Одессу знакомый предлагает мне помещение, которое находится на стадионе Черноморец. Я смотрю эту локацию и понимаю, что открою там ресторан в рок-стилистике. Мне казалось, что это знак свыше и все будет просто идеально.

Я тут же подписываю договор аренды, получаю четырехмесячные ремонтные каникулы и начинаю придумывать концепцию, не имея на тот момент никакого ресторанного опыта и находясь в Одессе аж 2 дня в неделю и то на выходных.

Я обращаюсь к архитекторам за проектом, плачу за него 5 000 долларов, но когда до конца моих арендных каникул остается три недели, а мы только 20 мешков цемента купить успели, у меня начинают открываться глаза. Аренду нужно платить уже со следующего месяца, выясняется, что денег на реализацию нужно больше, чем у меня есть, но, даже если я их найду и мы запустимся, то сначала будут операционные убытки, потому как не факт, что проект с первого месяца станет прибыльным. И тут, скрипя зубами, я признаю, что погорячился и нужно отступать! Приходится заплатить неустойку из-за разрыва договора аренды помещения. Потерять деньги, потраченные на проект. Но оно того стоило, ведь потерять $10 000 лучше, чем $100 000. Такого облегчения за последние 10 лет я не испытывал.

А урок таков: правильно оценивайте свое время, силы и финансовые ресурсы. И да, успешного заведения на том месте так и не случилось.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X