Wi-Fi в самолете: сколько стоит и как использовать правильно. Блог Александра Чебана

24 ноября 2017, 08:21
Мобильный интернет в воздухе — это не прихоть, а насущная потребность для большинства авиапутешественников. Но одно неосторожное подключение может с легкостью опустошить ваш кошелек на $20-30, и вы при этом не успеете даже никуда зайти

В последние пару лет ситуация на рынке беспроводного доступа к интернету на борту самолета значительно улучшилась. Все больше авиакомпаний предлагают доступ к интернету по вполне доступной тарифной сетке, опции динамично меняются и становятся более гибкими, а некоторые авиакомпании вовсе предлагают мобильный интернет бесплатно и для всех.

Видео дня

Сегодня поговорим о Wi-Fi на борту самолета, о ценах и, главное, о правилах использования и разумном потреблении трафика!

Как работает Wi-Fi на борту

Air-to-Ground. Нельзя просто так взять и установить Wi-Fi — это сложно и дорого. Первый способ организации магистрального канала называется Air-to-Ground, то есть, «с воздуха на землю». На земле установлены базовые станции, направленные вверх — причем можно использовать уже существующие вышки сотовых операторов. На самолете снизу располагается антенна, внутри — модем. И все.

Среди авиакомпаний, которые предлагают бесплатный Wi-Fi на борту, лидирует Norwegian

Крупнейшая в мире сеть Air-to-Ground работает в Северной Америке, называется она GoGo (она же AirCell). Всего двухсот базовых станций достаточно для покрытия всей территории США и Канады, ведь распространению сигнала в воздухе практически ничего не мешает.

Поскольку базовые станции расположены на расстоянии 10-12 км, скорость летящего самолета относительно базовой станции невелика, а эффективная зона охвата одной соты составляет несколько тысяч квадратных километров.

Минус у технологии ровно один — она работает только при полетах над сушей, в то время как на долгих, трансконтинентальных маршрутах значительная часть пути пролегает над океаном, где базовые станции установить нельзя. Именно поэтому наибольшее распространения эта технология получила в США.

Спутниковый интернет. Второй способ — спутниковый интернет. Существует несколько различных спутниковых провайдеров, предоставляющих доступ в интернет для пассажиров воздушных судов. Технология у всех в целом одинаковая, отличаются только используемые спутники и диапазоны частот.

Чем выше частота, тем меньше может быть антенна и тем выше может быть мощность сигнала и скорость передачи данных. Работает она по очень простому принципу: на геостационарной орбите (то есть условно неподвижной относительно Земли) летают спутники-ретрансляторы, которые одновременно связаны с наземной станцией и самолетами. Зона покрытия каждого спутника может измеряться сотнями тысяч квадратных километров. Сейчас непосредственные поставщики услуги интернета на борту, как правило, арендуют емкость у спутниковых операторов, работая, например, дистрибьюторами Inmarsat Global Xpress и других существующих сервисов спутниковой связи.

Вполне логично, что в существующих условиях мобильный доступ к сети интернет на борту не может стоить так же, как дома. И мы с вами не можем ожидать аналогичных скоростей такого интернета, однако некоторые авиакомпании предлагают доступ к Wi-Fi на борту бесплатно. Из маркетинговых соображений, конечно.

Сколько стоит Wi-Fi на борту

Это одна из самых актуальных инфографик, показывающих спектр авиакомпаний и цен на мобильный интернет в 2017 году. Конечно, оценка "дорого/дешево" — это факт субъективный и не всегда верный, но в целом картина выглядит именно так. Стоимость меняется динамично, поэтому не имеет смысла приводить чарты с подробными цифрами. Да и я, как авиапутешественник, совершающий более сотни перелетов в год, ранжирую для себя стоимость мобильного интернета в категориях бесплатно/адекватно/дорого.

Попробую объяснить ниже, что это значит для меня, и сфокусируюсь на авиакомпаниях, которые ближе к нам с вами.

Бесплатно

Среди авиакомпаний, которые предлагают бесплатный Wi-Fi на борту, безусловно, лидирует Norwegian. Скандинавская сетевая авиакомпания и дальнемагистральный лоукостер — крупнейшая в мире авиакомпания, предлагающая бесплатный интернет для всех.

Естественно, "бесплатно" означает нецелевое использование многими, ограничение скорости и прочие нюансы.

Дорого

Все авиакомпании, которые предлагают интернет с помегабайтной оплатой, я считаю неадекватно дорогими. Мегабайты стремительно улетают в воздух вместе с десятками долларов с вашего счета. Вряд ли вы отключили автоматические обновления на ваших гаджетах. (Именно это и нужно тем, кто создает тарифные планы с помегабайтной оплатой трафика на борту самолета.)

В среднем по рынку стоимость пакета трафика до 20 MB составляет $8-10, 50 MB - $12-15, 100 MB до $20-30.

К примеру, однажды на рейсе из Нью-Йорка в Мадрид я получил вот такой ваучер на 4 мегабайта бесплатного интернета.

Четыре мегабайта — это много или мало? Это ничто в современном мире смартфонов! В моем смартфоне есть масса приложений, которые обновляются в фоновом режиме, и это обновление нельзя лимитировать одним общим рубильником (это, кстати, меня очень раздражает в современных программах).

Я выгрузил все программы, отключил фоновые обновления в настройках и нажал заветную кнопку "старт". Зашел в Facebook-мессенджер, написал супруге "привет, я пишу из самолета", получил короткий ответ, отправил фото и ответа уже не получил... 4Мб израсходованы. Пакет из 25Мб у них стоит $20, к примеру.

Адекватно

Самый оптимальный, прогнозируемый и удобный для использования тариф интернета на борту самолета — это повременной тариф (с возможным ограничением максимальной скорости).

Наиболее интересное предложение в данном сегменте — авиакомпании, входящие в Lufthansa Group. Например, Austrian Airlines и Lufthansa. Стоимость мобильного интернета отличается на внутриевропейских и дальнемагистральных рейсах.

Тарифы для внутриевропейских рейсов:

FlyNet Message: 1 час - 2 EUR (скорость до 150 kBit/s)
FlyNet Surf: 1 час - 7 EUR (скорость до 600 kBit/s)
FlyNet Stream: 1 час - 12 EUR (скорость до 15 MBit/s)

Тарифы для дальнемагистральных рейсов:

1 час - 9 EUR
4 часа - 14 EUR
Full flight (до 24 часов) - 17 EUR

Но самое главное в этой модели — тарификация позволяет вам пользоваться мобильным интернетом на борту даже на двух-трех стыковочных рейсах в течении дня. Это оптимальный подход для сетевых авиакомпаний. Вы оплачиваете пакет доступа на сутки и после пересадки продолжаете использовать Wi-Fi автоматически.

В среднем по рынку 1 час стоит до $6-10, 4 часа - до $10-15, 12-24 часа - до $20.

Как правильно использовать Wi-Fi на борту

Перед тем, как войти в сеть на борту самолета, важно сделать следующее:

- отключить любые автоматические обновления программ и приложений;
- отключить синхронизацию облачных хранилищ данных (Dropbox, Google Drive);
- установить и сконфигурировать firewall для более точного контроля соединения и, соответственно, трафика;
- не пользоваться видеосервисами (YouTube) или видеозвонками, отключить автоматическое воспроизведение видео в соцсетях.

Я отлично понимаю, что большинство пользователей не представляют себе, что такое трафик, когда и дома, и на мобильном устройстве есть постоянный и, фактически, безлимитный доступ к интернету. Но, как видите, именно тщательная подготовка к рейсу, даже в таком вопросе как доступ к интернету на борту, сможет сделать перелет более комфортным. Вы получите наибольшую скорость канала исключительно для нужных вам задач, а не на бесполезную синхронизацию приложений (к примеру).

Сколько трафика вы израсходуете, если в течении 1 часа будете пользоваться:

Viber звонок - 14 MB
Podcasts - около 60MB
Web Browsing - около 60MB
FaceTime - около 85MB
Facebook - около 80MB
Music Streaming - около 150MB
Instagram - около 720MB

Приятных вам путешествий!
Летайте чаще!

Текст публикуется с разрешения автора

Оригинал

Новое Время приглашает на лекции наших известных колумнистов Диалоги о будущем. Подробная программа здесь

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени

Больше блогов здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X