Враги и прошлое. Что представил знаменитый художник Никита Кадан в Вене

8 августа 2019, 19:53

Проект руин ставит под сомнение правомерность претензий России на статус единственной законной претендентки на советское культурное наследие

Всякая война не ограничивается событиями на фронте. Кроме процесса оспаривания статуса тех или иных территорий, за который кому-то неизбежно приходится платить собственной жизнью, война также имеет уровень символический. Именно результаты борьбы на этом уровне будут определять «кто прав из них, кто виноват», и, собственно, кто есть кто.

Видео дня

До начала октября в венском музее современного искусства MUMOK продлится персональная выставка Никиты Кадана Проект руин — призванная заставить прозвучать тему войны России против Украины как тему сложную, не сводимую к набору расхожих клише о том, кем же является «враг», и о собственном историческом прошлом.

В частности, Проект руин позволяет посмотреть на «советское наследие» (в первую очередь, культурное) как на наследие крайне неоднородное, а также задаться вопросом о правомерности претензий России на статус единственной законной претендентки на это наследие.

Объект этот — найденный в пострадавшем от обстрелов доме фрагмент сплавленной керамики

По словам самого автора: «Проект руин — это выставка, которая соединяет три темы: украинского авангарда, войны и „политики декоммунизации“. Это выставка о политическом измерении истории искусства. О том, как коммунистический смысл авангарда 1920-х вступает в противоречие с оптикой „декоммунизации“, а война на востоке страны заставляет по-новому взглянуть на его, авангарда, национальное измерение. В этом контексте всякий реконструированный исторический объект (а выставка состоит по большей части из реконструкций) радикально меняет свое значение. Художественная форма живет отношениями с историей, а эстетическое вынуждено давать ответы на новые и новые вызовы политического».

Важно также отметить, что эта выставка является продолжением целого цикла работ и экспозиций Кадана, посвященных украинскому авангарду. Предшествовали Проекту руин выставки Отложенное будущее в галерее GRAD в Лондоне и Зрелище неорганизованных масс в Доме искусств в Устье-над-Лабем в Чехии.

В Проекте руин Кадан обращается к двум историческим фигурам украинского авангарда: Ивану Кавалеридзе и Василию Ермилову. Центральные скульптурные работы экспозиции — частичные/ реконтекстуализированные цитаты работ двух художников советского периода.

В работе под названием Красные горы Кадан воспроизводит постаменты памятников Артему в Бахмуте и Святогорске, а также памятника Тарасу Шевченко в Полтаве, созданных в 1920-е годы Кавалеридзе. Кубо-футуристические постаменты, лишенные своей роли пьедестала для героя и нашедшие свое пристанище в пространстве музея, прочитываются здесь как абстрактные скульптуры, как памятник непосредственно историческому авангарду. В то же время, вооруженный комментарием зритель, осведомленный об изначальной функции этих абстрактных форм, может прочитывать их как монументы разрушению как таковому. С разрушением памятники авторства Кавалеридзе знакомы не понаслышке: в свое время они стали жертвами нацистов и сталинистов, сейчас над теми работами Кавалеридзе, которым посчастливилось дожить до наших дней, нависла новая угроза под лозунгами курса на декоммунизацию.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу
Никита Кадан Красные горы (2019) (Фото: предоставлено автором)
Никита Кадан Красные горы (2019) / Фото: предоставлено автором
Никита Кадан Красные горы (2019) (Фото: предоставлено автором)
Никита Кадан Красные горы (2019) / Фото: предоставлено автором
Иван Кавалеридзе, памятник Артему в Бахмуте, Украина (Фото: shukach.com)
Иван Кавалеридзе, памятник Артему в Бахмуте, Украина / Фото: shukach.com

Работа Победа (Белая полка) является реконструкцией скульптурной композиции Василия Ермилова Три русские революции: 1825, 1905 и 1917. Впрочем, слово «реконструкция» здесь можно было бы заменить, хоть и с оговорками, на «реализацию», ведь работа Три русские революции так никогда и не переросла во что-то большее, чем несколько эскизов и макетов Ермилова.

Василий Ермилов Три русские революции: 1825, 1905 и 1917, эскиз (1922–1925) (Фото: mamm-mdf.ru)
Василий Ермилов Три русские революции: 1825, 1905 и 1917, эскиз (1922–1925) / Фото: mamm-mdf.ru
Василий Ермилов Три русские революции: 1825, 1905 и 1917, макет (1924–1925) (Фото: mamm-mdf.ru)
Василий Ермилов Три русские революции: 1825, 1905 и 1917, макет (1924–1925) / Фото: mamm-mdf.ru

По замыслу Ермилова, все элементы скульптуры должны были быть окрашены в различные цвета и прочитываться как символы разных революций (например, серп и молот для революции 1917). Кадан воспроизводит композицию в белом цвете и дает ей название Победа, тем самым превращая ее в монолит и на визуальном, и на символическом уровнях.

Но это не единственное преобразование, которое претерпевают Три русские революции в интерпретации Кадана. Так вся конструкция превращается в нечто вроде подставки для странного по форме объекта, контрастирующего с правильностью очертаний скульптурной композиции. Объект этот — найденный в пострадавшем от обстрелов доме в Лисичанске фрагмент сплавленной керамики. Этот жест мог бы послужить поводом для пространного рассуждения о том, чем является победа и какую плату она предполагает. Но, как по мне, что действительно является важным в таком художественном жесте — это «организация встречи» двух времен: времени исторического авангарда и современной украинской реальности военного конфликта. Времен, которые лишь на первый взгляд не имеют причин быть сопоставленными.

Никита Кадан Победа (Белая полка) (2017) (Фото: предоставлено автором)
Никита Кадан Победа (Белая полка) (2017) / Фото: предоставлено автором
Никита Кадан Победа (Белая полка) (2017), деталь (Фото: nikitakadan.com)
Никита Кадан Победа (Белая полка) (2017), деталь / Фото: nikitakadan.com

Проект руин — это хороший пример того, что искусство может выполнять вполне реальную работу и менять современную нам реальность. Работа эта состоит в создании ситуации, при которой для украинцев стала бы возможна борьба за собственную историю и осмысление того порядка вещей, с которым мы, так или иначе, уже столкнулись. Проект руин является проектом близким к утопическому, ведь начинается он не с нуля, а разбора стереотипов, предрассудков и преодоления инертности — дела по сути своей неблагодарного, но, хочется верить, что того стоящего.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Показать ещё новости
Радіо NV
X