Вы — сверххищник? Как управлять своим вниманием и эмоциями

22 апреля 2019, 19:53

Продавцы товаров и услуг конкурируют и сражаются за ваше внимание, придумывая все более изощренные способы его захвата

Сверххищник — это не про расу Чужих. Это термин из биологии, обозначающий животных на вершине пищевой цепи, которых никто не ест и которые сами могут отнимать чужую добычу и истреблять конкурентов. Мне нравится эта метафора, так как она достаточно точно отражает процессы в дофаминовых отделах мозга, в первую очередь в стриатуме, связанные с процессом «присвоения значимости» (attribution of salience).

Видео дня

Разные внешние и внутренние стимулы конкурируют друг с другом на одних и тех же нейронных контурах. Результат этого процесса проявляется в том, куда обращено ваше внимание.

Все эти стимулы можно разделить на две группы: реактивные (когда нечто внешнее притягивает ваше внимание) и проактивные (когда вы сами решаете, куда смотреть). Поэтому наркотическая зависимость и прокрастинация — это, в первую очередь, про значимость, а не про доступность наркотиков или тайм-менеджмент.

Внизу пищевой цепи внимания находятся те, чье внимание рассеянно

Про пользу проактивного внимания сказано и написано много, начиная от буддийских практик управления вниманием до современных тренировок концентрации. Проактивное внимание позволяет вам добиваться сложных целей, менять себя и сохранять глубокий фокус внимания. Напомню, что внимание — это не просто когнитивный навык, но и процесс изменения. При увеличении уровня дофамина активируются процессы нейропластичности, что приводит к структурному изменению мозга. Чем более прицельное внимание вы можете уделить своим делам, тем быстрее в них совершенствуетесь. А вот занимаясь этим же, но с рассеянным вниманием, вам никогда не удастся достичь совершенства. Работает и в обратную сторону: осознанно тревожась, вы становитесь более продвинутым неврастеником.

Внимание, как мы знаем, ресурс ограниченный, поэтому, чтобы сохранить его на проактивное укрепление, в первую очередь нужно перестать его транжирить и сливать попусту на реактивное реагирование. Наше внимание — это ресурс, поэтому его хочет съесть большое количество хищников. Хищник — это некий процесс, потребляющий наше внимание и ничего не дающий полезного взамен. Если взять здоровый голод, то удовлетворив его, мы получаем удовольствие и силы для жизни. А если взять гиперреалистические фото еды в Инстаграме или рекламе, то мы можем ощутить голод, потратить деньги и время и заработать себе проблемы с перееданием. Если вы заходите в фейсбук для поиска чего-то конкретного или для общения с конкретным человеком (имея фокус и цель), то это принесет пользу. Если вы блуждаете бесцельно, то неизбежно падете жертвой алгоритмов, подсовывающих вам то, что будет съедать ваше внимание и высасывать энергию. Вы посмотрели новости, эмоционально опустошились, возбудились — и при этом не получили ничего важного и полезного для вас. Поэтому, когда захотите прочитать новости или проверить почту, задайте себе проверочный вопрос по локусу контроля: вы читаете новости или они читают вас? Почта проверяет вас или вы проверяете почту? Откуда идет импульс?

В присутствии смартфонов люди демонстрируют в тестах сниженные когнитивные способности. Установлено, что лучше всех тесты прошли те, чьи смартфоны лежали в другой комнате; чуть хуже оказались результаты у тех, чей телефон лежали в кармане и сумке. Самые низкие показатели были у тех, кто держал смартфон в поле зрения.

Кино, книги, интернет, политики, продавцы товаров и услуг конкурируют и сражаются за ваше внимание, придумывая все более изощренные способы его захвата. При этом, как и в случае с наркотиками, всегда нужно повышать дозу, чтобы работало. Поэтому реальности мало, и наше внимание уходит в гиперреальность — по Жану Бодрийяру. Разумеется, сверхстимулы и симулякры — не современное изобретение, их корни уходят глубоко в биологию, как быстрый способ увидеть самое важное. Начиная от социальных стимулов (статус, угроза, выживание), эротических (талия-бедра, высокие каблуки, губы), пищевых (сладкое, соленое, жирное, жареное).

Конечно, нет ничего плохого в том, чтобы отдаться потоку реактивных переживаний или дать другим вести свое внимание, когда речь идет о выгодных вам вещах, когда вы получаете не меньше, чем отдаете. Без знания всей этой кухни, невозможно от нее обороняться. Но как только вы знаете, как все это работает, магия исчезает, а осознанность сохраняется. Учитесь оборонять свое внимание.

Станьте дофаминовым сверххищником. Сверххищник — это тот, кого никто не ест, а в нашем случае — человек, сам управляющий своим вниманием (проактивно) и не дающий другим съедать свое внимание. Внизу пищевой цепи внимания находятся те, чье внимание рассеянно и управляемо преимущественно внешне. Умение управлять вниманием тесно связано с понятием фокуса. Фокус — это стратегическое распределение ресурсов между тем, что для вас важно. Поэтому необходимо правильно расставлять приоритеты, иметь стратегию и накапливать ресурсы.

Текст публикуется с разрешения автора

Оригинал

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения Нового Времени

Больше блогов здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X