Это истощает ребенка. Стоит ли идти в школу в пять лет

12 ноября 2020, 11:33

Если напортачим в обучении детей в пять лет, к 10 годам вернуть их в школу будет уже нереально

Об идее походов в школу с пяти лет. Идее, которую сегодня озвучил наш министр образования.

Вводное: психологи и нейропсихологи редко видят готовность к школе у детей в шесть лет. И я часто напоминаю родителям, что между шестью и семью годами «вмещается» пять лет эмоционального развития ребенка.

Видео дня

Мотивация у детей до семи лет — игровая. Очень редко у современных детей учебная мотивация дорастает и к семи годам.

До семи лет все, что в обучении не является игрой, истощает ребенка.

Важно учитывать, что нам сейчас придется восстанавливать всех детей (как, впрочем, и учителей, и родителей) после пандемии. Причем восстанавливать на всех уровнях. Учебная мотивация проявляется там, где безопасно. И нам понадобится время, чтоб оценить состояние детей, наработать опыт восстановления. И, мне кажется, все возможные силы сейчас важно направлять на это.

Человек — сложная система, в которой «все влияет на все»

Концепция НУШ, в большей степени, подготовлена к работе с детьми 6 лет, государственный стандарт заточен под детей-шестилеток. И подготовка и переподготовка учителей идет постоянно. Но для того, чтобы и шестилетним детям в первом классе сейчас было безопасно и была создана обучающая среда — еще работать и работать. Мы же помним, как принимали многие учителя реформу, и как им непросто. И в моей практике огромное количество запросов о школьной тревоге от семей.

Работа с пятилетним и с шестилетним ребенком — это еще два разных мира. И речь может идти только об игровой среде, пре-скул. В сопровождении подготовленных к работе с детьми именно этого возраста учителями. Еще раз повторю: дети пяти, шести и семи лет — это три совершенно разные группы детей.

Напомню: чаще всего обращают внимание на интеллектуальную готовность к школе, что включает в себя внимание, память, мышление, восприятие, воображение, речь, наличие предметно-специфических знаний, математических представлений, пространственно-графической подготовки и многое другое. Для всего этого не хватит зрелости префронтальной коры мозга, и все это еще невозможно в пять лет.

А еще есть эмоциональная готовность к школе — это, например, способность выдержать разочарование, фрустрацию, умение выполнять задание, которое не нравится, умение регулировать свое поведение. И это нереально для детей и шести лет.

Также важна социальная готовность к школе: к ней относится, в том числе, и готовность быть частью группы. А еще один из признаков — понимать значение правил и умение соблюдать их (ребенок семи лет уже умеет действовать-играть по правилам, игры детей пяти-шести лет еще эгоцентрические, по своим правилам).

А еще есть моторная готовность, физическая готовность, крепость иммунитета.

В одном из материалов о неочевидных признаках готовности к школе, я перечисляла вопросы для наблюдения за ребенком:

1. Насколько ребенок может выдержать нагрузку — быть какое-то время без мамы?

2. Насколько отношения с родителями воспринимаются как надежные? Ребенок сможет проявлять активность, любопытство, только отталкиваясь от ощущения безопасности и поддержки в семье.

3. Насколько ребенок справляется с напряжением (разочарованием), например, когда ему не дали сразу же желаемого? Как он справится, если захочет ответить, а учитель вызовет другого ребенка? Или если что-то сразу же не получилось? Реакция может быть нейтральной, пассивной или агрессивной — ребенку важно столкнуться с тем, что не все ему сразу может принадлежать, что иногда нужно подождать. Ему важно слышать от нас «нет» — многие родители боятся расстроить ребенка, отказывая ему. Так мы лишаем ребенка возможности потренироваться, столкнуться с напряжением, которое у него в жизни обязательно будет. Но он может учиться его «выдерживать», благодаря нашей тактичности и поддержке.

4. Нагрузка общением. Насколько ребенок подготовлен — видел, общался с разными людьми? Есть ли у него опыт взаимодействия, обращали ли мы вообще его внимание на детей и взрослых разных психотипов, телесных типов, возрастов.

5. Сможет ли ребенок вынести напряжение, когда на него какое-то время не обращают персонального внимания? Учитель, даже самый лучший, не сможет уделять внимание только одному ученику. Справится ли с этой нагрузкой ребенок? Как будет себя вести — шалить, плакать, проявлять агрессию? Я бы спрашивала у родителей, часто ли они дают планшет ребенку, когда тот говорит «мне скучно», играет ли хоть какое-то время ребенок сам, есть ли у него какая-нибудь ответственность дома.

6. Нагрузка «социальностью». Один из признаков готовности к школе — умение воспринимать себя частью группы. Воспринимает ли ребенок, что обращаются и к нему, когда обращаются ко всей группе? Это отчетливо видно у первоклассников, когда некоторые дети не открывают тетради, не выполняют действия, пока к ним не обратятся персонально. Не реагируют на слова: «Дети, ученики, сделайте…», пока учитель не произнесет: «Ваня, сделай».

7. Может ли ребенок позволить себе попросить у нас (у других людей) о помощи — насколько он уверен, что его поддержат?

8. Если ребенок учится писать буквы, он говорит: я нарисовал или я написал букву? «Нарисовал» — это признак игровой, творческой деятельности и мотивации. «Написал» — уже учебной.

9. Насколько ребенок подвижен, раскован в движениях, насколько мы позволяем или ограничиваем его двигательную активность? Человек — сложная система, в которой «все влияет на все». Координация движений, физическая направленная активность связана и с волевой и эмоциональной сферой. И детям важно попадать в цель, ловить и отталкивать, поддерживать физическую активность.

10. Есть ли у ребенка режим дня, правила, что-то, что выполняется регулярно? Это влияет не только на возможность «выдерживать» правила, но и на общее ощущение безопасности.

11. Насколько ребенок уверен, что он «хорош просто так»?

За годы практики я встречала очень мало детей, готовых к школьной жизни в шесть лет. Я встречала, к сожалению, не так много взрослых, полностью укомплектованных к сопровождению в школах шестилеток. Мне часто приходится объяснять учителям, почему один ребенок 6,8 лет легко справляется с заданием, а второй 6,5 начнет это же делать только через несколько месяцев.

А если мы говорим о пребывании в школе пятилеток, то это должна быть вообще совершенно другая школа, не школа, с совершенно иной обучающей средой, с совершенно иным подходом, стандартами, с совершенно другими специалистами и задачами.

Если мы напортачим в обучении детей в пять лет, к 10 годам, когда они войдут в предподростковый возраст, вернуть в школу их будет уже нереально.

Текст публикуется с разрешения автора

Оригинал

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ

Больше блогов здесь

Присоединяйтесь к нам в соцсетях Facebook, Telegram и Instagram.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X