Что делать, если родители нездоровы, а рядом ребенок
Ребенок, который, возможно, впервые видит, что мама или папа лежат, не могут играть. Или мама и папа непривычно себя ведут. Или к маме и папе могут не пускать в комнату
Все, что непривычно — вызывает тревогу.
Ребенок чувствителен не только к действиям, информации, но и к интонациям, невербальным сигналам. И нам может казаться, что ребенок многого не понимает. Но даже самому маленькому ребенку важно сказать: «Мама/папа болеет, точнее, выздоравливает. У нее/него болит голова. Вот тут. И чтобы она скорее выздоровела, нужно много спать, пить воду, пить лекарства. Горькие и сладкие. И нужна наша забота. С каждым днём мы все ближе и ближе к здоровью».
Дети не осознают того, что сложно увидеть, пощупать. Можно показать, он/она уже вот настолько здоровее (разводить руки в стороны).
Слышишь, мама кашляет (дети часто боятся кашля родителей сильнее, чем своего) — у нее вот тут (показать на грудную клетку) находятся микробы и из-за них она кашляет. Это громко? Испугался? Давай представим, что мама выкашливает микробов, как будто мусор выбрасывает. Проветривает комнату и комната очищается.
Можно, ничего не говоря о кашле, поиграть с ребенком в собачек (лающих и виляющих хвостом) — вместе с ним лаять друг на друга (чтобы он переставал бояться звука кашля). Можно каждый раз, когда слышен кашель, говорить — мама\папа кашляет. Давай пожелаем здоровья! «Будь здоров\а!»
А взрослому ребенку важно сказать о том, что родитель заболел — выздоравливает, что сейчас для него важно, что ему поможет и что порадует. Важно сказать, что ситуация под контролем. И теперь всем нужна внимательность и по возможности, хорошее настроение — давай придумывать сюрпризы и шутки. Ребенку важно быть включенным в семейную ответственность и иметь возможность на что-то влиять — он может делать чай, покупать продукты, проветривать, взять на себя ответственность за младшего ребенка или домашнее животное. Нам важно ответить на вопросы ребенка. Возможно, показать результаты анализов — и наглядно рассказать о динамике (выздоровления).
Сейчас особенно важна предсказуемость и повторение привычных действий.
Все, что непривычно — вызывает тревогу
Режим дня. Если это возможно, чтобы ритуалы — то, что привычно — воспроизводилось вторым родителем или бабушками-дедушками. (Привычные действия, слова, одежка, последовательность действий, мультфильмы, книжки перед сном).
Реакция ребенка:
Он может задавать вопросы, на которые важно коротко и спокойно отвечать.
Ребенок может злиться. Это совершенно нормальная реакция. Фрустрация и злость, и желание, чтобы все быстро вернулось, и было по-прежнему, потребности удовлетворялись, мир снова был безопасен и крутился вокруг ребенка.
У ребенка может чаще проявляться истерика.
Старший ребенок может маскировать свою тревогу — быть более отстраненным, агрессивным, может полностью переключиться на учебу или друзей. Может делать вид, что ничего не происходит (это еще один повод с ним поговорить).

Нам важно не просто повлиять на поведение, не просто его остановить, поведение изменится — когда мы поймем, что за ним скрывается — страх, тревога?
С ребенком, который ещё не умеет говорить (да и тем, кто давно умеет), мы перечисляем (с вопросительной интонацией) то, что он может чувствовать — ты боишься, ты хочешь на ручки, ты соскучился, ты хочешь поиграть, ты злишься?
И только потом предлагаем действие.
Наши слова: «прекрати немедленно», попытки рационального воздействия, шантаж, обвинения — вряд ли помогут. Чем меньше ребёнок — тем сильнее реакция, потому что меньше возможности самому осознать и «покрыть» свои потребности.
Нам важно фокус внимания переводить туда, на что прямо сейчас мы можем повлиять. И мечтать о будущем. Когда все будут здоровы и опять все смогут быть вместе.
Что может маленький реб6нок: рисовать маме-папе открытку (для малышей можно обрисовывать ладошку или ставить отпечатки); подсовывать под дверь письмо (рисунок); мыть своими ручками овощи — фрукты, перемешивать салат; мы можем заранее заготовить: покупать уже нарезанный хлеб и сыр — просить, чтобы ребенок сам делал бутерброд маме/папе; петь «песню здоровья».
Что может взрослый:
— Играть в доктора — с игрушками. С любыми докторскими наборами. Если к родителю можно подходить — играть с ним.
— Перестукиваться — (у нас в семье есть секрет — мы стучим перед сном в стену «тук… тук-тук… тук-тук» — я тебя люблю)
— Протянуть плотную нить под дверь. Мама берет клубок, у ребёнка конец нити. Можно натянуть ее, и дергать за ниточку, передавая сигнал «я с тобой».
— Если есть силы, петь вместе из разных комнат любимую песню.
— Присылать свои фото и маленькие видео-приветствия на телефон второго родителя или взрослого.
Если ребёнок боится заболеть, да и для профилактики: с ребенком можно играть в «щит здоровья» — делая глубокий вдох и на выдохе — ребенок делает резкое движение руками сверху вниз, вокруг себя ручками, словно создавая светящуюся защиту.
Ну и ещё — сейчас пригодятся любые упражнения, связанные с длинным выдохом: мыльные пузыри, шарики, скороговорки, песни, «конфетный бой» — дуть, перемещать обертки от конфет друг к другу, удерживать пёрышко или шарик в воздухе дыханием.
Текст опубликован с разрешения автора
Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу Мнения НВ